Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Медиаграфия литературно-художественных и детских изданий по филологии и искусству

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных в Интернет. Коммерческие полнотекстовые базы данных и библиографические ресурсы Интернет. Обзор зарубежных и российских коммерческих полнотекстовых баз данных. Электронные каталоги российских библиотек.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
    • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
      • 1.1 Раскрытие понятия “Медиа” и “медиаграфия” в контексте библиографии
      • 1.2 Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных в Интернет
      • 1.3 Электронные коллекции текстов
      • 1.4 Коммерческие полнотекстовые базы данных
      • 1.5 Библиографические ресурсы Интернет
      • 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
      • 2.1 Зарубежные коммерческие полнотекстовые базы данных
      • 2.2 Российские коммерческие полнотекстовые базы данных
      • 2.3 Электронные каталоги российских библиотек
      • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      • ЛИТЕРАТУРА

Введение

Современное информационное пространство все более обогащается новыми, в том числе "непечатными" источниками информации, соединяющими в себе широкий спектр возможностей с использованием звука, изображения, видео и текста. Появление понятия "медиа" в качестве собирательного для всех имеющихся коммуникативных средств фиксирования, сохранения и использования информации, делает необходимым переосмысление объекта библиографического отражения, введение и рассмотрение понятия "медиаграфия" в аспекте его соотношения с базовым понятием "библиография".

Цель работы: изучение медиаграфии литературно-художественной и детской, изданий по филологии и искусству.

На конкретных примерах мы видим что такие организации есть как за рубежом, так и в России.

Задачи данной работы:

· Дать определение понятию медиаграфия

· Рассмотреть основные объекты медиаграфии

· Рассмотреть основные формы медиаграфии, описать их особенности

· Рассмотреть конкретные примеры медиаграфии

Сегодня произведение может быть не только в форме печатной книги, это может быть электронная версия книги (документ в формате doc, pdf, интернет страница) аудиокнига, электронное издание (газеты, журнала), издание на CD или DVD. Сегодня все эти новые формы требуют серьёзного изучения. В данной работе основное внимание уделено Электронным библиотекам в Интернет и библиографическим ресурсам в Интернет.

Актуальность работы обусловлена тем, что данная тема на сегодняшний день освещена не до конца.

1. Теоретическая часть

1.1 Раскрытие понятия “Медиа” и “медиаграфия” в контексте библиографии

Медиа -- это обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность технологических средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю информационного сообщения в том или ином виде (печатное слово, музыкальная композиция, радиопередача и т.п.). Как правило, термин медиа не употребляется самостоятельно, а служит частью сложнообразованного слова, которое является его частным вариантом.

Медиа -- (мн. ч. от лат. medium - промежуточное, посредствующее, посредник) - средства осуществления коммуникации между различными группами, индивидуумами и (или) доставки любых содержательных продуктов аудитории. Медиа многочисленны и включают в себя средства массовой информации (газеты, журналы, книги, телевидение, кабельные сети, радио, кинематограф), отдельные носители информации и данных (письма, аудио- и видеозаписи на любых носителях, компакт-диски), а также коммуникационные системы общества (телеграф, телефон, почта, компьютерные сети).

Библиография (в словаре Ефремовой) - научное систематизированное описание книг, составление их списков, указателей, обзоров литературы и т.п.

Произведение может быть не только в форме печатной книги, оно может быть аудиокнигой или электронной версией (интернет страница, текстовый документ формата pdf., doc.), электронным изданием (газета, журнал), изданием на CD, DVD.

На сегодняшний день нет определения “медиаграфии” в контексте библиографии, поэтому возьмём за основу определение ”библиография”.

Медиаграфия - научное описание и систематизация произведений электронного вида, их выявление и отбор, составление их перечней, указателей и информационных изданий.

То есть, если условно определить, что библиография - это “списки” книг, то медиаграфия - это “списки” электронных книг.

Наиболее распространённой формой таких “списков” являются электронные библиотеки в Интернет.

Если же исходить из определения, что медиаграфия - это та же библиотечная картотека , только в электронном виде то следует также затронуть библиографические ресурсы интернета, в частности электронные каталоги не электронных, а реальных библиотек.

1.2 Электронные библиотеки и полнотекстовые базы данных в Интернет

С точки зрения профессиональной информационной деятельности одной из главных и наиболее ценных составляющих всего совокупного потенциала Интернет являются электронные библиотеки. Само словосочетание "электронная библиотека" относительно новое и еще не имеет общепринятого научного толкования. Под электронными (цифровыми, виртуальными) библиотеками разные исследователи понимают различное содержание: начиная с простого перечня файлов на любом компьютере и заканчивая всем содержательным наполнением Интернет. На наш взгляд, электронные библиотеки можно определить как упорядоченные коллекции разнородных электронных документов, снабженные средствами навигации и поиска. Подобное толкование позволяет выделить столь важную отличительную черту электронных библиотек как обязательное наличие заданной структуры и навигационно-поисковых средств, обеспечивающих ориентирование в документах. Это дает возможность исключить из понятия "электронная библиотека" беспорядочные файловые массивы, не объединенные единой иерархической структурой и системой индексации. Термин "разнородные" позволяет отделить электронные библиотеки от архивов периодических изданий, в которых представлены выпуски лишь одного издания. В таком понимании мы и будем рассматривать в дальнейшем данный термин.

Начало созданию электронных библиотек было положено в 60-е годы в Соединенных Штатах Америки. Собрания разнообразных электронных документов формировались в военных, академических и образовательных организациях, а также крупнейших промышленных корпорациях под конкретные задачи. Ситуация периода 50-70-х годов характеризуется весьма распространенным в то время термином - "информационный взрыв". Суть этого явления заключалась в достижении предельного порога, ограничивающего возможности освоения информационного массива потенциальным потребителем информации. Иными словами, количество изданий, посвященных определенной отрасли знания, стало настолько велико, что превзошло физические возможности отдельного человека в освоении всего объема новых данных даже в пределах сравнительно узких отраслей знания. Неудивительно, что этот период характеризовался господством взглядов, согласно которым легче и дешевле повторить исследование, нежели найти результаты уже проведенных аналогичных разработок.

В такой ситуации именно формирование электронных библиотек позволило укротить казавшийся безудержным вал информации и заставило по-новому взглянуть на возможности хранения и поиска данных. Сказалось главное преимущество цифровых документов - разыскания в них могли вестись не только по сведениям титульного листа, но и по всему тексту. Эта особенность кардинально расширяла возможности информационного поиска: гигантские массивы документов, представленные в виде компьютерных файлов, могли быть просмотрены за считанные минуты, с выделением релевантных источников из многих тысяч изданий. Образно говоря, нескончаемые ряды книжных стеллажей с пыльными фолиантами, пугающими своими объемами, стали "прозрачны" для читателей - появилась возможность быстро просматривать все их содержание под любым ракурсом, в любом аспекте, вычленяя необходимое и отсеивая ненужное.

Первоначальные характеристики электронных изданий были более чем скромны. Простейшие текстовые ASCII файлы не допускали даже таких примитивных полиграфических изысков как курсив и выравнивание заголовков по центру. Однако по мере совершенствования технологий в 90-е годы электронные тексты стали обогащаться иллюстрациями, графиками и таблицами, обретая вид, близкий, а порой и полностью идентичный своим бумажным аналогам.

Гигантский импульс развитию электронных библиотек был придан началом эры глобальных компьютерных сетей. Интернет в неизмеримое число раз увеличил аудиторию потенциальных посетителей электронных библиотек, которыми стали фактически все пользователи Сети. Доступность расположенных в глобальных сетях документов для огромной аудитории повсеместно побудило целые корпорации и отдельных граждан серьезно заняться формированием цифровых собраний, число которых исчисляется ныне десятками тысяч и продолжает стремительно увеличиваться.

С точки зрения возможностей применения в информационной деятельности, сетевые электронные библиотеки логично разделить на две основные категории: бесплатные электронные коллекции текстов и коммерческие полнотекстовые базы данных.

1.3 Электронные коллекции текстов

Бесплатные электронные библиотеки формируются, как правило, отдельными энтузиастами или сообществами, заинтересованными в продвижении собственных взглядов. Несколько менее распространенной разновидностью существования бесплатных электронных собраний является их организация и поддержка с целью превратить сайт в посещаемый портал с возможностью получать устойчивый доход от размещаемой рекламы.

Неформальной датой рождения открытых электронных библиотек считается 1971 год, отмеченный возникновением "Проекта Гутенберг"...

Другие файлы:

Типы литературно-художественных книжных изданий

Виды литературно-художественных книжных изданий

Редакторская подготовка литературно-художественных изданий
Эпос как литературный род, выделяемый наряду с лирикой и драмой, порядок и принципы их редактирования, требования к профессиональным качествам редакто...

Оформление детских и взрослых книг
Исследование истории книгопечатания, основных отличий детских книг от взрослых. Анализ типологической палитры детских изданий, дизайна, особенностей и...

Литературная судьба Н. В. Недоброво
Николай Владимирович Недоброво (1882 - 1919) - заметный участник литературно-научной жизни 1910-х годов, друг и собеседник А. Ахматовой, А. Белого, Вя...