Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Луиза Буржуа - скульптор фрейдизма

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Луиза Буржуа – американский художник-постсюрреалист, "энциклопедия современного искусства". Биография: происхождение, учеба в Сорбонне; условия формирования мироощущения Буржуа, его отражение в символическом характере живописи, скульптуры и графики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ЛУИЗА БУРЖУА - СКУЛЬПТОР ФРЕЙДИЗМА

Введение

Луиза Буржуа (фр. Louise Bourgeois, 25 декабря 1911, Париж - 31 мая 2010, Нью-Йорк) - американский скульптор, живописец и график французского происхождения.

Она называла себя "коллекционером пространств и воспоминаний". Критики говорят о ней как об энциклопедии современного искусства, в которой можно найти все направления ХХ века.

Живопись и фотография, скульптура и графика. Главный герой, которому посвящена большая часть ее работ, - без него не обходится ни одна выставка Буржуа. Металлические скульптуры огромных пауков сделали ее знаменитой. Француженка по происхождению, Луиза училась в Сорбонне, а серьезно занялась живописью незадолго до Второй мировой, когда переехала в США. Семьдесят лет Буржуа занималась самопсихоанализом, а искусствоведы наблюдали за ее опытами, которые она проводила над собственной душой.

Произведения Буржуа удивительно автобиографичны. В них отразилось все: радость и страхи, чувство вины и любовь. В них ее отношения с родителями и с собственными детьми. Поэтому мы расположили работы в хронологическом порядке, - рассказывает куратор выставки Нэнси Спектор.

Необъяснимый магнетизм собирает толпы ценителей искусства по всему миру.

Биография

Луиза Буржуа родилась 25 декабря 1911. Она выросла во французской провинции, используя начавшие проявляться художественные способности для помощи в семейном бизнесе - реставрации шпалер. В эти ранние годы Луиза Буржуа стала свидетельницей того, как ее отец изменял ее матери с английской гувернанткой, жившей у них в доме. Эти события, смерть матери в 1932 и сложные отношения с отцом оставили глубокие эмоциональные раны, от которых Буржуа пыталась освободиться в дальнейшем при помощи творчества. Дневники, которые она хранила с 1923, говорят о раздиравших Луизу Буржуа чувствах гнева, вины, страха. Богатое символическое творчество Буржуа носит глубоко личный характер, его нельзя рассматривать отдельно от ее истории жизни.

В 1932 Буржуа поступила в Сорбонну, где изучала математику, в этом же году посетила Советский Союз. Она начала изучать искусство в 1936. В 1938 вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера, эксперта по первобытному искусству, который стал первым директором нью-йоркского музея первобытного искусства в 1957. В 1939 вместе с мужем переехала в Нью-Йорк, где живет и работает до сегодняшнего дня. В 1947 Буржуа сделала первую вертикальную скульптуру из дерева, первая выставка ее скульптур прошла в 1949 году. В 1951 умер отец художницы, Луиза Буржуа получила американское гражданство. С 1960 Буржуа начала преподавать на регулярной основе. С 1966 стала участницей феминистского движения. В 1967 Буржуа начала использовать мрамор и бронзу при создании скульптур. С 1972 художница регулярно посещает Италию. В 1973 умер муж Буржуа, Роберт Голдуотер. В 1977 художница получила почетную степень доктора изящных искусств Йельского университета. В 1980 Буржуа покупает большую студию в Бруклине. В 1982 прошла первая ретроспектива художницы - в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1985 состоялась первая персональная выставка художницы во Франции. В 1992 Буржуа показывает первый скульптурный энвайронмент, в 1993 представляет США на Венецианской биеннале. В 2001-2002 в Эрмитаже прошла выставка работ Буржуа (скульптур, предметов и литографий).

31 мая 2010 года Буржуа скончалась в Нью-Йорке в возрасте 98 лет.

Работы

Творчество Луизы Буржуа часто называют энциклопедией современного искусства, так как в нем нашли свое отражение все основные направления искусства двадцатого века - кубизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм и абстракционизм. Ее работы - абстрактные и фигуративные, реалистичные и фантасмагоричные, сделаны в различных манерах и из различных материалов, таких как дерево, мрамор, бронза, гипс, латекс и ткань.

По признанию Луиз Буржуа (Louis Bourgeois, b. 1911), все ее творчество - это всего лишь попытка справиться с эмоциями и достичь ментального здоровья. «Мои эмоции несоразмерны моим габаритам, - говорит миниатюрная художница. - Не сами эмоции, а их сила - она просто непереносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам». Вот уже семь десятилетий, как Луиза занимается самопсихоанализом, а искусствоведы анализируют ее опыты над собственной душой, воплощенные в мощные, захватывающие воображение пластические формулы.

Детство Луиз Буржуа прошло во французской провинции, в Обюссоне, где ее семье принадлежала мастерская по реставрации старинных шпалер. При внешнем благополучии отношения между родителями не были идеальными: отец практически в открытую изменял матери с английской гувернанткой их детей. Эта банальная ситуация стала для маленькой Луизы настоящей драмой, которую она переживает всю жизнь и переосмысливает в творчестве. Она считала отца предателем, а после смерти матери даже пыталась покончить с собой. Она до сих пор вспоминает, как однажды отец за столом почистил мандарин, сделал из него маленькую нелепую фигурку и, смеясь, показывал всем со словами: «Это Луиз».

В 1932 году Луиз поступила в Сорбонну, изучала философию, математику и геометрию. В этом же году посетила Советский Союз. С 1936 года начала заниматься в парижских художественных школах и студиях, включая знаменитую Ecole des Beaux-Arts и Академию de la Grande-Chaumiere. Начинающая художница посещала мастерскую великого скульптора Константина Бранкузи, в то время культовой фигуры парижского авангарда; брала уроки у прославленного кубиста Фернана Леже, оценившего одаренность Буржуа и побудившего ее заняться скульптурой. В 1938 году она вышла замуж за выпускника Гарварда, американского искусствоведа Роберта Голдуотера и переехала в Нью-Йорк, где он стал первым директором Музея первобытного искусства. Вплоть до самой смерти мужа в 1974 году длился образцово-показательный союз двух творческих и любящих друг друга людей, отдающих силы и время искусству и воспитанию троих сыновей. Л. Буржуа - пример художника, «возлюбившего свой симптом», мифологизировавшего факты собственного детства, свои навязчивые идеи и кошмары. Никаких реальных потрясений во взрослой жизни Луиз не произошло, но она продолжая пестовать психологическую травму, мучившую ее с детских лет.

В начале творческой карьеры Буржуа занималась графикой и живописью. В сериях «FemmeMaison» (1945-1947) и «FallenWomen» (1946-1947), она использовала технику сюрреалистов, сплавляя различные объекты: женское тело и похожие на дома структуры. Эти работы - размышление художницы о роли женщины в семье, которую многие определяют исключительно как поддержание домашнего очага. Но сама скульптор утверждает, что это пародия на сюрреализм, пытавшийся представлять женщину как конструкцию.

символический живопись скульптура буржуа

В 40-х годах Буржуа сконцентрировала свое внимание на скульптуре, в которой она в настоящее время признана одним из ведущих мастеров ХХ столетия. Ее первые пластические опыты несут в себе формальное воздействие архаической древнегреческой, африканской, древнеамериканской скульптуры. В этих работах отчетливо прослеживается влияние крупнейших скульпторов прошлого века Константина Бранкузи, Генри Мура, Альберто Джакометти, также опиравшихся на архаическую пластику. В начале скульптуры Буржуа состояли из групп абстрактных и органических форм, часто вырезанных из дерева.

Одна из самых известных ее работ «Слепой, ведущий слепого» (1947). Это прямая перекличка с шедевром Питера Брейгеля-старшего «Притча о слепых». Конструкция из двадцати длинных розовых сужающихся книзу деревянных подпорок, вверху соединенных чем-то вроде непрочной стяжки-мостика. Ощущение неустойчивости и ненадежности захлестывает, простота обескураживает. А Луиз заявляет, что скульптура - просто реминисценция детского желания спрятаться под столом во время обеденных семейных скандалов. В 1960-х она начала использовать латекс, бронзу и камень, а после поездок в Италию - мрамор. Первые скульптуры Буржуа были выставлены в 1949 году в галерее Перидо в Нью-Йорке.

The Blind Leading the Blind

Л. Буржуа принадлежит к числу художников-постсюрреалистов, заявивших о себе главным образом в 30-40-е годы, уже после того, как сюрреалистическое движение во Франции пришло в упадок. Художники этого круга никогда не образовывали сплоченных групп, не были склонны к декларативным заявлениям, широковещательным программам и манифестам.

В то же время среди них можно выделить группу, объединенную не только романтическим интересом к «темной стороне» психической и интеллектуальной жизни, но и к телу как манифестации этой «темной стороны». Поэтому сексуальность для Буржуа связана с травмой и мучительным поиском своей идентичности, своей роли в межполовых отношениях. В 1968 году Луиз Буржуа сделалa две скульптуры, одновременно ироничные и шокирующие: «Fillette» («Девочка») и «Janus Fleuri» («Цветущий Янус»).

Fillette

"Девочка" представляет собой раскачивающийся на крюке мясника гигантский фаллос, сделанный из латекса. Эта скульптура - прежде всего, критический взгляд на иконографию фаллоса и мужского статуса, с ним связанного. Основание скульптуры читается и как женская грудь, и мужские семенники, и округлые начала женских бедер, ограничивающих женскую промежность. Соединение противоположностей и в омраченном сексуальном мужском веселье - возбужденный член поднялся лишь для того, чтобы быть повешенным на металлический крюк подобно мясной туше, готовой...

Другие файлы:

Вернись, Луиза!
Остров Аристос хранит печальные воспоминания о Луизе. Здесь она встретила красивого и богатого грека Андреаса Марконоса, вышла за него замуж и родила...

Профессия - скульптор
Скульптор – художник, занимающийся созданием произведений объемно-пространственной формы, трехмерных и осязаемых. Профессиональные навыки и знания для...

Та, которой не скажешь "нет"
Юная Луиза Карпентер для спасения семьи жертвует собой. Она вынуждена отправиться в путешествие сроком на год с Рахимом ас-Сандалани, султаном-миллион...

Влечение сердца
Жизнь казалась Луизе Эйкрод безоблачной. Любящий муж, шикарный особняк, положение в обществе... Однако все в одночасье изменил несчастный случай. Оказ...

Шаг в будущее
Только благодаря неожиданной помощи обаятельного незнакомца юная Луиза попала на празднование стопятидесятилетия городка Керикери в Новой Зеландии. За...