Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Культурные процессы, нашедшие отражение в истории Каннского кинофестиваля

Тип: дипломная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
История Каннского кинофестиваля. Легитимация принципа удовольствия (на примере фильмов "Сладкая жизнь" Федерико Феллини и "Великая красота" Паоло Соррентини). Дегероизация героя конца ХХ века. Реабилитация морали и кризис семьи в 2000-2010 годах.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность темы связана со значительной популярностью исследуемого явления: Каннский кинофестиваль упоминается не только в связи с кинопроцессом, но и в связи с другими отраслями: политической обстановкой, бизнесом, модной индустрией, туризмом. Каждый год фестиваль предоставляет информацию для анализа социокультурных процессов. Однако, феномен кинофестиваля не становился объектом российского культурологического исследования.

Киноведение в России находится в ранней стадии развития, между тем как за рубежом разработана система подходов к изучению кинематографа, существуют различные школы, изучающие кино. При этом ценность кинематографа как источника сведений об общественных настроениях, взглядах и проблемах, не подлежит сомнению. Кино является синтезом искусств и продуктом коллективной работы, поэтому именно фильм может наиболее полно раскрывать общественные тенденции. Отечественная киноиндустрия также испытывает необходимость в грамотном научном исследовании мирового кино. Такие исследования способны стимулировать кинопроцесс, наладить коммуникацию между автором и зрителем.

Международный кинофестиваль является сосредоточием самых болезненных тем, назревших в социуме, интересов, позволяет охватить палитру современных мировых культурных явлений.

Существует и обратная зависимость - кинематограф не только отражает общественные тенденции, но и продуцирует их, значительно влияя на картину мира.

Поэтому выбранный феномен содержит богатый материал для исследования и представляет интерес для анализа.

Новизна работы заключается в подробном изучении истории феномена, анализе фильмов - участников и победителей Каннского кинофестиваля с точки зрения отражения и прогнозирования в них культурных процессов, происходящих в обществе.

Степень разработанности проблемы.

Собственно кинофестиваль как явление культуры не становился предметом научного анализа.

Понятие «культурный процесс» впервые активно стало употребляться в антропологических исследованиях. Определение культурных процессов и их отличия от культурной динамики и культурных событий были даны в работах Л. Уайта, А. Л. Кребера. Л. Уайт понимал культурный процесс как «поток взаимодействующих культурных элементов - инструментов, верований, обычаев и т.д.» Выведению определения культурных процессов так же способствовал «Тезаурус основных понятий культурологии» А.Я. Флиера, М.А. Полетаевой.

Культурные процессы XX века описаны в «Хрестоматии по истории мировой культуры» Гриненко Г.В. В книге выделяются следующие процессы: появление массовой культуры, синтез культур, общая секуляризация и феминизация культуры, бунт молодежных движений во 2й половине 20 века.

Основной темой изучения является кино, поэтому следует очертить степень разработанности и этого феномена в научных работах.

Первые киноведческие работы в России создали в начале 20 века кинорежиссеры С. Эйзенштейн, Л. Кулешов, Д. Вертов, которые занимались разработкой новых технических средств и определением их художественной значимости.

В советское время теорией кино занимались Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский, создавшие критические работы. В более позднее работы по теории кино были написаны Н. А. Цыркун, М. Б. Ямпольским. В 2000-е годы статьи по теории кино были написаны Хреновым Н. А., Мухой И.П., Соколовой Н. П., Штейном С. Ю.

За рубежом теория кино была разработана Л. Деллюком, З. Кракауэром, А. Базеном, Ф. Трюффо, П. Шредером. Теория «авторского кинематографа» была обозначена и получила дальнейшую интерпретацию в работах таких французских исследователей кино и кинорежиссеров, как А. Астрюк, А. Базен, Ж.Л. Годар, Ж. Дониоль-Валькроз, П. Каст, Р. Леенхардт, Ж. Ривет, Э. Ромер, Ф. Трюффо, впоследствии подверглась критическому переосмыслению в трудах американских исследователей П. Кейл, Дж. Монако, Э. Сарриса.

Работы по истории кино принадлежат авторам: Ж. Садуль, Е. Теплиц, Сергеевой Т.С., Агафоновой Н.А.

Кинематограф как явление культуры анализируется в работах культурологов Ю. М. Лотмана, Р. Барта, У. Эко (семиотический подход), Ж. Делеза (постструктуралистские трактовки), С. Жижека (фрейдо-марксистскизм), Г. Дебора, М. Маклюэна.

Каннский кинофестиваль так же не становился предметом отдельного культурологического исследования. Информацию по данному явлению можно получить из статей. Наиболее часто о нем писали в изданиях «Искусство кино», «Сеанс», «Коммерсант».

В России крупнейшим специалистом по кинофестивальному движению является киновед Андрей Плахов, написавший работы «Под знаком F. Кинофестивали».

Эта работа содержит историю Каннского кинофестиваля, внимание уделяется преимущественно событиям скандального характера. Его же авторству принадлежит трилогия «Режиссеры настоящего», множество критических статей о фестивальных фильмах.

Принадлежащие ему работы носят публицистический характер.

За рубежом о кинофестивалях писали К. Туранн, С. Одорико, Н. Ватсон. Существуют воспоминания директора Каннского фестиваля Тьери Фремо, президента фестиваля Жиля Жакоба, не переведенные на русский язык.

Объектом исследования дипломной работы является Каннский кинофестиваль.

Предметом исследования выступают культурные процессы 2й половины 20 века, индикатором которых явился Каннский кинофестиваль.

Цель работы - выявить культурные процессы, нашедшие отражение в истории Каннского кинофестиваля.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение ряда задач:

проследить историю кинофестивального движения;

исследовать историю Каннского кинофестиваля;

определить понятие «культурных процессов» в культурологии;

проследить трансформацию роли кино как культурного процесса;

рассмотреть культурные процессы, отраженные в фильмах, прошедших конкурсный отбор Каннского кинофестиваля.

При выполнении работы были использованы следующие методы: текстологический анализ, анализ социокультурного контекста, компаративный анализ.

Методология, на которую опирается работа: эволюционизм, структурный функционализм, семиотика.

Структура дипломной работы: состоит из введения, 2 глав и заключения.

Введение раскрывает актуальность, новизну работы, ее цели и задачи, предмет и объект исследования, методы и методологию работы.

Первая глава описывает историю кинофестивального движения в целом и крупнейших кинофестивалей в частности, дана характеристика основных международных кинофестивалей. Первая глава также содержит подробную историю Каннского кинофестиваля с точки зрения общественных тенденций.

Во второй главе дано определение культурных процессов, описана трансформация роли кино в общественном сознании, проанализированы фильмы-участники Каннского кинофестиваля, в них выявлены наиболее значительные культурные процессы.

Заключение содержит выводы, характеристику фестивального кино, его роли для культурологических исследований.

Глава 1. История кинофестивального движения

1.1 Краткая история крупнейших кинофестивалей

каннский кинофестиваль мораль

С самого появления кинематографа как новой области культуры возникла потребность качественной оценки фильмов и анализа работы каждого члена съёмочной группы. Особенно сильно это проявилось тогда, когда кино стало приобретать ранг серьезного искусства. Одной из точек отсчета этого процесса считается выход фильма «Рождение Нации» 1915 года. Создатель фильма режиссер Дэвид Гриффит начал использовать в своих работах параллельный монтаж, затрагивать политические темы. В съемках фильма участвовало до тысячи человек в одной сцене. По приказу президента Вильсона был устроен просмотр фильма в Белом доме во время одного из заседаний, на которое были приглашены многие государственные деятели и дипломаты с семьями. Были выпущены брошюры «за» и «против» фильма, вокруг картины развернулась полемика. Доходы от фильма составили около миллиона долларов. Этот фильм сегодня разбирают почти во всех киношколах мира.

Один из общепринятых на сегодня показателей успешности фильма - кассовый сбор с проката. На этот показатель очень сильно влияет реклама и PR фильма, известность создателей картины и приглашенных актеров, актуальность выбранной темы и еще ряд психологических факторов, влияющих на коммерческие показатели фильма. Сбор с проката может позволить оценить лишь успех фильма в целом, а не работу каждого отдельно взятого члена съёмочной группы.

Профессиональные достижения кинематографистов по-настоящему оценить может лишь сообщество, собирающееся на совместные просмотры, имеющие конкурсную, соревновательную основу. Этой цели отвечают кинофестивали. Их задача - продемонстрировать современные направления в кино, назвать лучшие фильмы года, дать оценку работе сценаристов, режиссеров, операторов, актеров, всей съемочной группы. Безусловно, никакой кинофестиваль не может претендовать на объективность оценок, награды присуждаются и вручаются людьми, имеющими субъективное мнение.

Сегодня в мире ежегодно проводится множество кинофестивалей. Каждый из них с годами формирует свое лицо, свою репутацию. Существуют особые, жанровые кинофестивали. Учитывая индивидуальные предпочтения, зрит...

Другие файлы:

Не уходи
Один из главных европейских бестселлеров начала XXI века! Это было безумием - внезапно вспыхнувшая страсть преуспевающего врача и прекрасного семья...

Этно-культурные процессы восточного Полесья в прошлом и настоящем
В книге "Этно-культурные процессы восточного Полесья в прошлом и настоящем" освещаются важнейшие аспекты культуры: материальной (традиции питания, осо...

Культурные парадигмы и их отражение в литературе различных периодов
Рассмотрение культурных парадигм различных эпох и их отражение в литературе: красочные аллегории в "Одиссее" Гомера; жизнь как путь к Небесным Вратам...

Ответственность за получение взятки по российскому Уголовному кодексу
Взяточничество в системе коррупционных преступлений. Взяточничество как подсистема коррупционных преступлений, формы его проявления, нашедшие отражени...

Коми-пермяцкий эпос. Сказания о Пере-богатыре
Неоднородность ижмо-колвинского и коми-зырянского народного эпоса. Своеобразие песен и исполнительская манера певцов. Исторические события, нашедшие о...