Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Культурантропологические идеи эпохи Возрождения

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Гуманизм как мировоззренческая основа эпохи Возрождения. Новые представления о человеке и их отражение в культуре. Концепция человека Леонардо да Винчи. Идеи Ренессанса во взглядах Пьетро Помпонацци. Изменения в понимании человека в эпоху Возрождения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Культура в эпоху Возрождения

1.1 Гуманизм как мировоззренческая основа эпохи

1.2 Новые представления о человеке и их отражение в культуре

Глава 2 Культурантропологические идеи эпохи Возрождения

2.1 Концепция человека Леонардо да Винчи

2.2 Идеи Ренессанса во взглядах Пьетро Помпонацци

Заключение

Библиографический список7

ВВЕДЕНИЕ

Ренессанс как эпоха предельно разнообразен и богат. Это также смещает хронологические рамки и создает трудности при обозначении собственно антропологической темы данного ареала культуры. У одних эпоха Ренессанса захватывает значительную часть как средневековья, так и Нового времени, у других - никакого Ренессанса не было, а все его элементы можно найти в соседних Европе культурах. То Ренессанс порвал со средневековьем, а то, как утверждают некоторые исследователи, почти все возрожденческие новаторы в конце концов каялись и проклинали свое новаторство; то Ренессанс никогда не порывал с платонизмом, особенно в своей борьбе с аристотелевской католической ортодоксией, а то аристотелизм захватывал передовые позиции и становился не больше и не меньше как философией и эстетикой всего реформаторского движения.

Все эти соображения важны для корректировки основных выводов по антропологической теме, ибо эпоха Ренессанса позволяет порою разрушать, казалось бы, незыблемые устоявшиеся воззрения, характеризующие ее. В средние века произошло слияние античного космоцентризма с христианским антропологизмом. Однако связь с космосом не была утрачена. Мыслители средних веков постоянно ощущали дыхание универсума.

Эта связь человека с космосом, как можно полагать, была окончательно утрачена в эпоху Ренессанса. Человек перестал быть вершиной и центром космической жизни. Западная христианская мысль, от св. Фомы Аквинского до Лютера и до механического миросозерцания XIX века, слишком нейтрализовала, обезбожила космос. Действительно, если отвлечься от многоплановости эпохи, можно, пожалуй, утверждать, что в целом Ренессанс знаменовал переключение интеллектуальных и жизненно-практических установок на посюстороннюю, земную жизнь.

Следует преодолеть также укоренившуюся в литературе позицию, согласно которой средние века знаменовали собою «ночь» европейской истории. Тогда как Ренессанс, обратившись к античности, к ее свободной философии, к культу обнаженного тела, к земному бытию, освободил антропологическую философию от мистического содержания, обеспечил мощное социальное и индивидуальное развитие европейского человечества. На самом деле многое из того, что фиксируется в эпоху Ренессанса, начиналось еще в Средние века. Кроме того, внутренне Ренессанс содержит в себе глубокие коллизии и противоречия, не позволяющие дать той или иной антропологической теме однозначную оценку.

В процессе подготовки были использованы исследования известных авторов, таких как А. Х. Горфункель «Философия эпохи Возрождения», М. Г. Ярошевский «История психологии: от Античности до середины 20 в», Б. В. Марков «Философская антропология: очерки истории и теории», книги об антропологии, книги, направленные на изучение эпохи Возрождения и человека в ней.

Анализ литературы показал, что тема антропологии в эпоху Возрождения является весьма разработанной. Но несмотря на это, остается еще очень много вопросов, так как существует очень много порой противоречащие друг другу точек зрения на один и тот же предмет. Поэтому тема данной курсовой является очень актуальной.

Цель курсовой работы - проанализировать развитие антропологических идей в эпоху Возрождения.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1. Выделить черты гуманистического мировоззрения эпохи Возрождения

2. Проследить изменения в понимании человека в эпоху Возрождения

3. Проанализировать культурантропологические воззрения Леонардо да Винчи и Пьетро Помпонацци

Объект исследования - эпоха Возрождения.

Предмет исследования - культурантропологические идеи Леонардо да Винчи и Пьетро Помпонацци.

1. КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1.1 Гуманизм как мировоззренческая основа эпохи

В конце 13 - начале 14 в. в Западной Европе начинается ярчайший и интереснейший процесс, связанный с изменениями во всех сферах жизни человека в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Этот процесс оказался настолько значительным, что позднее был признан отдельной эпохой в истории западноевропейских народов - Эпохой Возрождения.

«…мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от воззрений «средневековых варваров». Восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата. Но воспринималось в них прежде всего созвучное новому образу жизни и обусловленной им интеллектуальной ориентации…» Ярошевский М. Г. История психологии: от Античности до середины 20 в.[Текст]/М. Г. Ярошевский - Учебное пособие. - М., 2008. - с. 315.

С эпохой Возрождения приходит новое видение человека; выдвигается предположение, что одна из причин трансформации средневековых представлений о человеке заключается в особенностях городской жизни, диктующих новые формы поведения, иные способы мышления.

В условиях интенсивной общественной жизни и деловой активности создается общая духовная атмосфера, в которой высоко ценились индивидуальность и незаурядность. На историческую авансцену выходит человек деятельный, энергичный, активный, обязанный своим положением не столько знатности предков, сколько собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются его эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности и к прошлому. Город становится той средой, где формируется особый социокультурный тип людей-горожан, отличающихся своим образом жизни, самосознанием от обитателей сельской округи - крестьян, сеньоров. Ослабевает социальная замкнутость, приходит понимание того, что людей нужно ценить не за их богатства, происхождение, титулы, а за благородство души, образованность, личные качества. Благородство и достоинство человека коренятся в добродетелях и доблестных поступках.

В те времена считалось, что духовный мир наиболее развивают такие отрасли знания как литература, философия, история, риторика. Уже в 14 в. эти области человеческого знания и творчества стали называть гуманитарными дисциплинами, а самих преподавателей истории, литературы, философии, риторики - гуманистами.

Мыслители той поры утвердили полную принадлежность человека к земному миру. Они провозгласили свободу человеческой личности, выступили против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение всех потребностей.

В гуманизме нового и новейшего времени персоналистская тенденция европейской культуры освободилась от религиозного содержания. Она стала признавать право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Гуманизм рассматривает человека как существо, достойное духовного и физически полноценного существования. В последующие эпохи эти умонастроения воплотились в идеалах индивидуализма, которые в специфической форме реализовали концепцию возвышения личности.

Внимание философов было устремлено на человека. Формировался новый общественный слой - гуманисты, где отсутствовал сословный признак, где ценились, прежде всего, индивидуальные способности. Причастность к новой среде зависела преимущественно от духовных свойств конкретного человека. Петрарко говорил: «…Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье…»Цитата по: Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории[Текст]/ Б. В. Марков - СПб: Издательство «Лань», 2007. - с. 218

Гуманизм как специфическая система воззрений складывался на протяжении веков. Он, естественно, отражает в себе исторически предопределенные подходы к проблеме, конкретное представление о тех или иных общечеловеческих ценностях. Гуманизм базируется на философском понимании человека. Без живого индивида, наделенного телесностью, разумом, чувствами, человеколюбие утрачивает свою основу.

Гуманизм покоится на антропоцентризме, согласно которому именно человек является центром и высшей целью мироздания. Можно сказать, что гуманисты возродили концепцию Сократа, а также знаменитую формулу другого греческого философа - Протагора: «Человек есть мера всех вещей. «…вместо веры в Бога гуманизм провозглашает веру в человека и его развитие. Человек определяется как совершенное существо, наделенное безграничными способностями и неисчерпаемыми возможностями»Цитата по: Гуревич П. С. Философия человека.[Текст]/ П. С. Гуревич - Учебное пособие. М.: РГУ, 2009. - с. 97.

Гуманизм выступил против религиозного аскетизма, требующего от человека самоограничения во всем, подавления чувственных желаний. Он возродил античный гедонизм с его прославлением удовольствия и наслаждения. Жизнь должна доставлять человеку не муки и страдания, но радость бытия, удовлетворение, веселье. Этот поворот к проблемам человечес...

Другие файлы:

Основные идеи и направления философии Возрождения
Мировоззрение эпохи Возрождения. Отличительные черты мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманизм эпохи Возрождения. Идеал гуманистов - всесторонне разви...

Наука Эпохи Возрождения
Проблема Эпохи Возрождения в современной культурологии. Основные черты Эпохи Возрождения. Характер культуры Возрождения. Гуманизм Возрождения. Свободо...

Философия эпохи Возрождения
Ориентация на искусство как важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения и ее гуманизма. Философия бесконечности Николая Кузанского....

Философия эпохи Возрождения
Предпосылки возникновения новой культуры. Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Натурфилосо...

Философия эпохи Возрождения
Человек эпохи Возрождения: специфика мироощущения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Мистический пантеизм Николая Кузанского. Социальная доктрина Возр...