Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Культура и искусство Москвы конца XV-начала XVI вв.

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Московская архитектура конца XV - начала XVI вв. Этапы строительства Московского Кремля как оборонительного сооружения. Общая характеристика иконописного искусства XVI века. Влияние Стоглава на русскую иконопись. Памятники церковной архитектуры XVI века.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Культура и искусство Москвы конца XV-начала XVI вв.

1. Московская архитектура конца XV-начала XVI вв.

московская архитектура иконописное искусство

Во второй половине 15 века, когда Москва начала активно подниматься после татаро-монгольского ига, было решено подтвердить ее возрастающее влияние с помощью обновления архитектурного облика города. В то время самым модным направлением считался итальянский Ренессанс: его «импортировали» к себе очень многие европейские страны. А поскольку русские цари всегда если претендовали, то на самое лучшее, итальянские мастера на долгое время «прописались» на российских просторах и успели сотворить множество шедевров.

Первой ласточкой стал Успенский собор Московского Кремля, построенный Аристотелем Фиораванти, после чего в Россию пригласили целую армию именитых итальянцев, перестроивших сам Кремль. Алевиз Новый, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и Антон Фрязин - все они получили здесь одно «общеитальянское» имя Фрязины (как считается, от часто произносимого ими слова, которое слышалось русским как «фря» и означало «холодно»; кроме того, «фрягами» в древнерусских летописях называют генуэзцев, издавна колонизировавших Крым).

На первый взгляд, созданный по проекту Фиораванти Успенский собор -- лаконичный и совершенно традиционный пятиглавый русский храм, по просьбе заказчика повторяющий внешние формы Владимирского Собора.Однако же, при общем следовании прообразу, здание является совершенно новаторским в деталях, в том числе конструктивных. Внутреннее пространство храма с круглыми столбами и равновеликими пролетами небывало легких сводов исключительно свободно и внятно. Столь же монолитное впечатление производит внешность собора: Фиораванти столь заботился о цельности образа, что спрятал мешающие ему, но обязательные по канону апсиды за каменными «ширмами» по сторонам восточного фасада.

Успенский собор был закончен в 1479-м, а год спустя Москва счастливо избежала очередного нашествия: хан Ахмат не решился вступить в бой с русским войском и, после знаменитого «стояния на реке Угре», отошел восвояси. Этот момент считается переломным в истории: Орда больше не возвращалась, а вскоре рухнула от внутренних распрей. Богородица оценила княжеское подношение, кометы ушли с московского небосвода. Князь перевел дух и спустя шесть лет принялся за перестройку городских стен.

Аристотель в этот год значится уже как мастер артиллерии в военных походах князя, новая стройка поручается его преемнику -- Антону Фрязину (Антонио Джисларди).

Итальянские традиции и технические приемы в дальнейшем были освоены нашими зодчими и продержались вплоть до следующего большого «заезда» мастеров из Европы, уже в Петровскую эпоху. Архитектурный стиль, конечно, сменился, однако традиция приглашать именно итальянцев осталась. В результате почти все «русское» барокко Петербурга имеет итальянский акцент: Исаакиевский Собор построил Монферран, Летний сад - Микетти и Леблон, ансамбль Михайловского замка - Бренна, Стрелку Васильевского Острова - Тома де Томон. И еще множество «хитов» - Трезини и Растрелли. В Москве в те же годы итальянцами были построены, среди прочего, Лефортовский дворец (Фонтана), Странноприимный дом Шереметева - нынешний «Склиф» (Кваренги), усадьба Архангельское (Тромбара, Петонди, Гонзага).

Такая «итальянизация» продолжалась в русских городах (и не только в стольных) вплоть до середины 19 века: синьоры-зодчие прибывали в Россию целыми семьями и порой оседали в ней до конца жизни. Теперь они уже не диктовали архитектурную моду, а встраивались в актуальные тенденции - ампир, затем эклектику. И только к концу века прямое влияние на Россию романской культуры ослабло и сошло на нет. Сегодня же оставленное итальянцами богатое наследие неизменно привлекает и восхищает как самих россиян, так и прибывающих в нашу страну гостей. И, как правило, никто уже не воспринимает эти здания как «одежку с чужого плеча».

В середине 16 века возникает новый стиль архитектуры: шатровая архитектура. Чаще всего шатровая церковь представляла из себя один или больше восьмериков, поставленных один на другой и завершающиеся шатром. Существует мнение, что шатер пришел в каменное зодчество из деревянного. Такие завершения встречаются в памятниках деревянного зодчества в Архангельской области, в Карелии и в других северных и центральных областях Европейской части России. Первой из таких церквей был построена церковь Вознесения в Коломенском (1532). Коломенское было в то время резиденцией московских князей. Этот стиль просуществовал всего один с небольшим век. Он был запрещен во время церковной реформы патриарха Никона. Особенностью церквей и храмов этого архитектурного стиля является то, что они имеют большие по площади пристроенные помещения для увеличения внутреннего объема храма или церкви: большой по площади в плане восьмерик построить технически сложно, поэтому восьмерик окружают или многочисленными приделами, или большой по площади папертью, или более маленькими церквями. Эти маленькие церкви имеют то же значение, что и приделы: они так же посвящаются разным святым, как и приделы. Такой стиль, где маленькие церкви, окружающие главную, играют роль приделов, называется многочастность. Не всегда в таком стиле главная церковь -- шатровая, например, церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково. Главная церковь этой церкви представляет собой восьмерик, завершенный следующей конструкцией: небольшое сужение, дальше, барабан и, наконец, купол. Аналогичны по строению маленькие четыре церкви по бокам. Одновременно памятником и шатровой архитектуры, и архитектуры многочастности является Покровский собор "что на рву", позже храм Василия Блаженного. Он представляет собой сочетание двух параллельных по времени стилей: многочастность и шатровая архитектура.

Отличительной чертой обоих этих стилей вляется большое количество пристроенных помещений. Это предназначалось для увеличения объема церкви, а значит и ее вместительности, что играло большую роль в то время, т.к. количество населения увеличилось, а уже упомянутые храмы предназначались для достаточно большого количества народу, в особенности церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор "что на рву". В этих архитектурных стилях построено не так уж много церквей, и скоро этот стили стали употребляется лишь для композиции (пристроенные помещения) и для декора (шатровая архитектура).

2. Этапы строительства Московского Кремля как оборонительного сооружения

Решение о строительстве новой каменной крепости в Москве было принято Иваном III, по-видимому, не позднее лета 1482 года. Связано было принятие такого решения с войной с ханом Большой Орды Ахматом и возникновением после довольно длительного затишья угрозы татарского нападения на столицу. Внешняя опасность послужила толчком для решения вопроса, который уже назрел и объективно с превращением Москвы в столицу Русского государства. Первый мастер (Антона Фрязина) очевидно приехал в Москву около 1485 года, он был нанят в Италии русским послом Мануилом Доркасом (Ангеловым).

Создание нового оборонительного комплекса начали с южной (выходящей на Москву-реку) стороны. В 1485 году на месте Чешковых ворот белокаменного кремля архитектором Антонио Джиларди (Антон Фрязин) из Виченцы была построена Тайницкая башня (она получила свое название по потайному ходу, вырытому в сторону реки). Еще через три года им же была возведена угловая Свиблова башня. На год раньше (в 1487 году) другой итальянец, Марк Фрязин (Н.М. Карамзин придает называет его Марко Руффо, некоторые итальянские ученые причисляют его к потомка Марко деи Фризони или да Корона), возвел Беклемишевскую (Москворецкую) башню у впадения реки Неглинной в Москву-реку. К началу 1490-х годов работы на южной стороне были полностью закончены.

Марк Фрязин начал также работы на восточной стороне. Летописи сообщают, что он "заложи" Никольскую и Фроловскую (Спасскую) башни. В 90-х годах XV века руководство строительством стен перешло к Пьетро Антонио Солари (Петру Фрязину) из Милана. В 1490-м году Солари выстроил с западной стороны проездную Боровицкую башню, а также стену между нею и Свибловой башней. С 1490 по 1495 годы на северо-восточной стороне одна за другой поднялись Константино-Еленинская, Спасская, Никольская, Сенатская, Угловая Арсенальная башни. В первую очередь возводились стратегически наиболее важные проездные Константино-Еленинская, Спасская и Никольские башни с отводными стрельницами и подъемными мостами. Над воротами Спасской башни с обеих сторон были помещены белокаменные доски с вырезанными надписями, рассказывающими о времени сооружения башни. Одна из них, написанная по латыни, помещена над проездными воротами отводной стрельницы со стороны Красной площади, другая - над воротами самой башни со стороны Кремля. На ней славянской вязью вырезано: "В лето 6999 (1491 г. - РГ) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимерского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана".

Во время строительства укреплений в 1493 году в Кремле два раза вспыхивал сильнейший пожар, уничтоживший деревянные надстройки на башнях, кровли на стенах и временно возведенную деревянную стену от Никольской башни до реки Неглинной; серьезно пострадала и Боровицкая башня. Кроме того, не дожив до 50 лет, 22 ноября 1493 г. умер Солари. На некоторое время это приостановило строительные работы.

В...

Другие файлы:

Русское искусство конца XIX - начала XX века
Русское искусство конца XIX - начала XX века. Скульптура. Архитектура. Русская культура формировалась и развивается сегодня как одна из ветвей могучег...

Русская культура конца IX - начала XX века
Русская культура конца IX - начала XX века на примере творчества И. И. Левитана. Демократический реализм в русской живописи. Выставки передвижников. В...

Духовная культура Москвы конца XV—XVI в.

Москва в ее прошлом и настоящем (Вып. 8)
Москва в ее прошлом и настоящем : роскошно-иллюстрированное издание, посвященное памяти историка Москвы И. Е. Забелина. Книга знакомит читателя с прош...

Культура и искусство Древнего мира
Искусство Древней Греции. Основы мировоззрения греков. Культура красоты и красивого тела. Искусство Древней Италии и Древнего Рима. Черты Римского зод...