Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Красноречие на Руси

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Представление о риторике на Руси и история ее возникновения. Красноречие и его в роль в искусстве на Руси. Памятники торжественного красноречия. Единство литературного строя дошедших до нас памятников торжественного красноречия. Стилистические приемы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Слово «риторика» ассоциируется с понятиями «многоречивость», «пустословие», «краснобайство», попытками при помощи красивой речи увести аудиторию от правильного освещения действительности. В тоже время у каждого ученого, педагога, пропагандиста, просто учителя не может быть затаенной симпатии к словам «риторика», «красноречие», потому что именно средствами хорошей и правильной речи люди добиваются успеха, вовремя найденным и умело сказанным словом разрешаются жизненные проблемы и противоречия, начинаются и сопровождаются все хорошие дела.

Значит, чтобы не быть битым, чтобы не попасть в беду, требуется владение речевым искусством как орудием защиты и достижения определенных интересов.

Античные риторы (античное знание было не только основой средневекового знания в Древней Руси, но продолжает оставаться историческим фундаментом для современной науки) ясно понимали эту двойственную природу речи. Уже Платон доказывал, что риторику как искусство речи часто используют в ложных целях, когда риторы «вместо истины больше предпочитают правдоподобное… силою своего слова они заставляют малое казаться большим, большое малым… по любому поводу у них наготове то сжатые, то беспредельно пространные речи». Но это не только не должно останавливать, а наоборот побуждать к занятиям риторикой: 1. Чтобы уметь опровергнуть, если кто-либо пользуется доказательствами несогласно с истиной; 2. Поскольку с помощью одной и той же особенности мы познаем истину и подобие истины, необходимо учиться тому, чтобы речь служила истине, благу и справедливости.

Едва ли кто из современных ораторов отказался ты от того, чтобы иметь «наготове то сжатые, то беспредельно пространные речи.

Представление о риторике на Руси имеют, конечно, историческим источником греко-латино-византийскую культуру. И дело не просто в ссылке на конкретных авторов, но в том, что сущность предмета риторики как научной и педагогической дисциплины перешла в средневековые руководства от античных философов, риторов и педагогов.

Сведения о риторике на Руси до 17 века очень скудны, по крайней мере, нет данных о наличии учебников по риторике. Там не менее можно говорить о существовании практической риторики как искусства владения убеждающим и действенным словом. Эту практическую риторику приходится реконструировать исходя из анализа тех сочинений, которые дошли до нас как наиболее авторитетные. Через анализ ораторики Древней Руси можно увидеть богатство приемов, которыми пользовались говорящие. Многие сочинения, касающиеся практического бытового поведения, относятся к правилам речи и показывают общую стилистику общения и стиль обращения со словом, характерные для наших предков.

Впрочем, отсутствие учебников риторики еще не говорит о незнании самой науки скорее напротив, начиная с 11 века встречаются слова ритор, ритория, ветий (оратор), ветийство, глаголание, и это показывает, что вопросы правил построения речи и обучения риторике не могли не ставиться, что существовал определенный стиль преклонения перед могуществом и силой слова. Стиль этот во многом связан с проникновением на Русь христианства и его книжной культуры.

Риторические знания входили на Русь вместе с сочинениями христианско-византийской учености. Риторика в Древней Руси рассматривалась как высшая наука, приезжие ученые греки восхвалялись не только за знания грамматического, но и риторического художества.

1. Возникновение красноречия на Руси

Уже в дофеодальной период наряду с былинно-песенным народным творчеством встречается несколько видов русского красноречия. Так, внимательное исследование русских летописей свидетельствует о существовании до X-XI веков устной народной истории, которая в значительной мере легла в основу самих летописей.

Высокого развития достигает политическое красноречие. Ораторская речь звучит на сходках старейшин, на народных собраниях и, особенно на вече (от «вещать» - говорить), которые представляли собой своего рода орган политической власти.

В переговорах русских князей между собой, в сношениях с иностранными государствами развивается дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных русских дипломатических акций относится еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками».

Большое значение в древней Руси имело военное красноречие. Издревле в годину военной опасности русские князья и воеводы обращались к войску и народу с призывом проявить мужество и стойкость и сделать все для победы над врагом. «Да не посрамим Земле Русские, поляжем костьми, мертвии бо срама не имам…» - эти слова князя Святослава из летописи «Повесть временных лет» стали девизом многих поколений русских воинов.

Высокой эмоциональностью отличалось и торжественное красноречие - речи, произносившиеся на пирах, тризнах и по другим сходным случаям. Торжественные речи произносились и на площадях, особенно при встрече победителей.

После принятия христианства на Руси развивается духовное красноречие, явившееся своеобразным синтезом исконно русского народного красноречия и уже достаточно зрелых традиций восточного христианского проповедничества. В произведениях наиболее талантливых проповедников древней Руси неизменно звучат гражданские мотивы и проявляются стилистические черты, свойственные древнерусской устной словесности. Примером подобного рода являются проповеди Иллариона (XI в.) и особенно его «Слово о законе и благодати».

Перечисленные виды красноречия продолжают существовать и развиваться на Руси как в период феодальной раздробленности, так и становления единого централизованного государства, будучи заметным признаком социальной жизни.

С искусством ораторской речи Русь познакомилась уже в конце X - начале XI в. по лучшим образцам византийской и южнославянской литературы. После того как князь Владимир Святославич в 988 году крестил Русь, в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Важную роль в этом сыграли жанры ораторской прозы, способствующие утверждению идеологии феодального государства, направленные «на ученье, на обличенье, на управленье, на наказанье».

Теорию красноречия древнерусские книжники заимствовали из Византии, где существовала целостная и стройная система ораторских жанров. Творчество таких замечательных византийских ораторов, как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин и других, оказало большое влияние на развитие южнославянского красноречия, па вдохновенные «слова» Констаитипа Философа, Иоапиа энзарха Болгарского, Климента Охридского. Киевская Русь явилась наследницей греко-славянской культуры, но не осталась перед ней в долгу - оригинальные памятники красноречия Древней Руси уже в XII-XIII вв. проникают в южнославянские страны, обогащают литературу этих стран, служат примером для многочисленных подражаний.

Время рождения древнерусского искусства красноречия - XI век. И с первых же оригинальных произведений этого жанра обращают на себя внимание две его интересные особенности. Во-первых, несмотря на имевшиеся в распоряжении древнерусских книжников образцы переводных «слов» и поучений, несмотря па заимствовавшую из Византии тематику и приемы словесного оформления ораторских сочинений, древнерусские авторы стремятся по-своему осмыслить факты действительности, выйти за пределы традиционной тематики, стать ближе к современности, к истории своего народа. И во-вторых, в истории древнерусского ораторства как бы отсутствует период ученичества сочинения первых русских риторов: Илариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского (XI-XII вв.) поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэтических находок. Древнерусское красноречие остается в общем русле византийско-славянского учительства, но это творческое осмысление полученного наследия, это шаг вперед в литературном развитии стран, близких между собой в вопросах государственного устройства, идеологии, культуры.

2. Красноречие и его в роль в искусстве на Руси

Красноречие как устная форма словесного искусства нередко противопоставляется письменным памятникам. И, тем не менее, красноречие Древней Руси по праву принадлежит литературе. В области ораторского искусства, пишет И.П. Еремин, из Византии «усвоено было все, кроме одного: у нас на Руси не получила распространения практика устного публичного выступления. Красноречие Киевской Руси - красноречие литературное по преимуществу». Хотя мы знаем, что читал в Киевской Софии свое знаменитое «слово» первый русский митрополит Илларион, что учительствовал перед малопросвещенными людьми Лука Жидята, что обращали к слушателям свои «слова» Кирилл Туровскнй, Серапион Владимирский., тем не менее, древнерусские «слова» и поучения оставались, прежде всего, письменными памятниками, рассчитанными не на сиюминутное произнесение, а на чтение и размышление на долгие времена. Поэтому так часто авторы обращаются к «слышащим и читающим» - к внимательным слушателям и вдумчивым читателям. В ораторской прозе Киевской Руси по аналогии с византийским красноречием можно выделить два поджанра, два стиля: красноречие дидактическое, или учительное, и красноречие панегирическое, или торжественное. Каждому поджанру свойственны своя тематика, язык, художественные средства.

Дидактическое красноречие обычно преследовало цели морального наставления, информации, объяснения новых понятий и т.д. Ораторы стремятся говорить про...

Другие файлы:

Древнерусское красноречие XI-XVII вв.
2) совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения (поэтому существует красноречие политическое, судебное, торжественное, акад...

Принятие христианства на Руси, русский взгляд
Князь Владимир - креститель Руси. Христианство на Руси до 988 года. Методы крещения Руси. Письменность на Руси. Современные историки считают принятие...

Красноречие Древней Руси
Сборник составили произведения древнерусской ораторской прозы XI - XII вв. (поучения Феодосия Печерского, знаменитое "Слово о Законе и Благодати" Илар...

Церковное красноречие и его основные законы
22 МбВ книге рассмотрено церковное красноречие и его основные законы (Гомилетика) : Проповедь, как вид ораторства (Сущность красноречия, и его отноше...

Политическая ситуация на Руси в домонгольский период и во время ига
Государственное устройство Руси в домонгольский период. Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынская и Новгородская земля. Завоевание монголо-та...