Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Концепция информационной культуры Э. Тоффлера и Д. Белла

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Личность и концепции ученых-постиндустриологов Э. Тоффлера и Д. Белла. Сущность, понятие и исторические этапы формирования информационного общества. Человек и культура в новом обществе. Проблема безработицы и теория постиндустриального развития Д. Белла.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

  • Введение
  • 1. Личность и концепции ученых - постиндустриологов
    • 1.1 Д. Белл
    • 1.2 Э. Тоффлер
  • 2. Сущность информационного общества
    • 2.1 Понятие "информационного общества"
    • 2.2 Исторические этапы формирования информационного общества
    • 2.3 Человек и культура в новом обществе
    • 2.4 Особенности постиндустриализма
      • 2.4.1 Проблема безработицы
      • 2.4.2 Теория постиндустриального развития Д. Белла
  • Заключение
  • Список литературы

постиндустриолог тоффлер белл информационный

Введение

Автоматизация на малом пространстве при относительно небольших затратах и высокой степени надежности преобразует качество жизни современного человека. Микроэлектронная техника становится не только вспомогательным средством, но и качественно новым инструментом повышения эффективности труда.

Попытку прогнозировать вероятные структурные сдвиги в мировом укладе XXIв., обусловленные развитием информационных технологий, предприняли, в частности, теоретик постиндустриального общества Даниэл Белл и автор концепции "третьей волны" Элвин Тоффлер.

Д. Белл утверждает, что постиндустриальное общество означает движение от промышленной экономики к экономике с преобладанием сферы услуг. Все большая часть работников будет занята не в сфере индустрии, не производством товаров, а созданием разнообразных услуг в сфере науки, образования, медицины, культуры, организации отдыха, туризма, развлечений. Экономическая власть перейдет от собственников к носителям знаний, обладателям информации.

Примерно по той же схеме строится общество согласно Тоффлеру. Технологическую революцию он рассматривает как "третью волну" в истории экономических переворотов. "Первой волной" была аграрная революция; ее сменила промышленная революция ("вторая волна"). Происходят изменения в социально-экономической структуре общества. Перестраивается система и структура потребления, создаются новые условия для развития личности, расцвета индивидуальностей.

Переход к новому информационному обществу рассматривается как постепенная трансформация прежней системы. Перемены носят прогрессивный характер, они охватывают разнородные, взаимосвязанные факторы.

1. Личность и концепции ученых - постиндустриологов

Стремлением выразить сущность нового "информационного" века объясняется появление множества его определений. Большинство перечисленных определений восходит к понятию "постиндустриальное общество", популяризованному гарвардским социологом Д. Беллом, тем не менее в каждом присутствует представление об эволюции и все большем усложнении информационной и коммуникационной среды.

1.1 Д. Белл

Среди представителей современной западной футурологии заметной фигурой является знаменитый ученый Дэниэл Белл (р. 1919) в своей концепции исходит из того, что "новое индустриальное общество" находится в глубоком кризисе, но вскоре будет преобразовано в какое-то иное. По Беллу, это будет постиндустриальное новое общество, общество взаимных услуг. Дэниел Белл - американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. Себя он однажды описывал как "социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре".

Основная работа Д. Белла -- "Встречая 2000 год" ("Towads the Year 2000", 1968) была переведена на русский язык и пользуется большой популярностью. Не менее известна и его книга "Грядущее постиндустриальное общество" ("The Coming of Post - Industrial Society:A Venture of Social Forecasting", 1973), в которой автор утверждает, что развитие информационного общества и производства ведет к перевороту как в технике и технологии производства, так и в характере социальных отношений. Социальные отношения, создаваемые новыми сетями информации не являются больше трудовыми отношениями индустриального общества. Налицо возникновение совсем иного типа социальной структуры по сравнению с уже известными. Белл наделяет информационное общество чертами, охватывающими преимущественно новые явления в развитии современных производительных сил. Здесь и централизация теоретического знания, которое становится основой для изменений в производстве, и создание интеллектуальной технологии, позволяющей найти рациональные пути решения экономических и социальных проблем, и переход от производства товаров к производству услуг. [2]

1.2 Э. Тоффлер

Не менее известный футуролог американский ученый Элвин Тоффлер (р. 1928) -экономист, социолог, философ, журналист, один из издателей журнала "Fortune". С 1965 г. Тоффлер ведет научную работу в области социального прогнозирования и преподает так называемую социологию будущего.

Он - сторонник концепции постиндустриального общества, разделяет утопические представления о возможности создания справедливого общества посредством радикальных демократических реформ капитализма.

Тоффлер концентрирует свое внимание на противоречии между нарастающей сложностью производства и общественной жизни, с одной стороны, и с другой - отстающим развитием творческих сил значительной части людей.

Возможно, в большей степени, чем кто-либо другой, он преуспел в информировании деловых кругов о глубоком скрытом значении происходящих в последней трети XX в. непрерывных изменений. Именно его интуитивное понимание преобразующего влияния отрасли по производству знаний позволило на сравнительно раннем этапе выявить то, что впоследствии стало одной из самых значительных тенденций развития нашей эпохи. Еще в середине 1960-х г. Э. Тоффлер утверждал, что в экономике будущего главенствующая роль будет принадлежать информационным технологиям. Основываясь на своих догадках, он сделал вывод о том, что отныне технологические изменения будут происходить с качественно большей скоростью, чем в прошлом.[7]

Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна -- это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна - результат индустриальной революции, которая конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна -- результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации.

2. Сущность информационного общества

Знание лежит в основе прогрессивной технологии, прежде всего научное. Человеческий капитал - важнейший ресурс постиндустриального общества. Квалификация, компетентность и специальное знание базируются на образовании. В широком смысле образование есть накопление индивидом информации и практического опыта.

Постиндустриальная экономика - это экономика, в которой промышленность по показателям занятости уступает сфере услуг, а сфера услуг представляет собой преимущественно обработку информации. Сдвиг к сервисному сектору в постиндустриальной экономике вывел на первое место услуги, связанные со знанием, - деловые и профессиональные.

2.1 Понятие "информационного общества"

Э. Тоффлер не дает конкретного определения, им же самим введенному, понятию "информационного (или постиндустриального) общества, он дает определение описательно, через перечисление элементов, которые появятся

радикально новыми и коренным образом изменят жизнь нынешнего или ближайшего поколения. Зато Белл Д. сформулировал роль "информации" в "постиндустриальном обществе" и выделил его характеристические признаки. Он определяет сущность нового общества через признаки, происходящие в обществе настоящем, тем самым выделяя и подчеркивая именно то, что будет отличать "послереволюционное" общество от нынешнего:

· переход от индустриального к сервисному обществу;

· решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;

· превращение новой "интеллектуальной технологии" в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений.

Эти признаки являются аспектами понимания телекоммуникационной революции.

2.2 Исторические этапы формирования информационного общества

Тоффлер Э. разбил историю развития человечества на три так называемые "волны":

1) "первая волна" - "сельскохозяйственная цивилизация". На всех материках возникали и приходили в упадок великие цивилизации. Однако за этими различиями скрывались фундаментальные общие черты. Земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики. Везде господствовало простое разделение труда и существовало четкое классовое разделение и власть была жестко авторитарной. Повсюду социальное происхождение человека определяло его место в жизни.

2) Потом произошел взрыв, ударные волны от которого обошли всю землю, разрушая древние общества и порождая совершенно новую цивилизацию. Этим взрывом была промышленная революция. Высвобожденная ею гигантская сила, распространявшаяся по миру, -"вторая волна" - пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов. …

К середине XX...

Другие файлы:

Перспективы развития рынка под воздействием информатизации. Новое индустриальное общество
Постиндустриальный этап развития экономики и общества, его особенности, возрастающая роль информации. Перспективы развития человечества теоретиков инф...

Концепция постиндустриализма Д. Белла. Плюсы и минусы

Формирование информационной культуры читателей в условиях деятельности школьных библиотек
Понятие и содержание информационной культуры, ее основные характерные признаки, структура и компоненты, современные подходы к формированию. Главные на...

Игровая концепция культуры Германа Гессе в романе "Игра в бисер"
Понятие игровой концепции культуры в целом. Игровая концепция культуры в осмыслении Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассета и Е. Финка. Краткий сюжет и игров...

Формирование информационной культуры у школьников в области образовательных услуг
Понятие и структура информационной среды общества, закономерности и направления ее развития. Этапы и принципы формирования и становления информационно...