Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Концептуальные и художественные основы русского абстрактного искусства на примере творчества В. Кандинского

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Исследование художественных основ и идей творчества В.В. Кандинского, одного из основателей абстрактного искусства. Характеристика абстрактных импровизаций и композиций художника. Изучение работ живописца в рамках конкретных периодов творческого пути.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Концептуальные и художественные основы русского абстрактного искусства на примере творчества В. Кандинского»
Содержание
Введение
1. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО
2. ДЕТСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ В. В. КАНДИНСКОГО
3. МОСКОВСКИЙ ПЕРИОД 1866 - 1896 гг
4. МЮНХЕН - МУРНАУ
5. «ИМПРЕССИЯ», «ИМПРОВИЗАЦИЯ», «КОМПОЗИЦИЯ»
6. «О ДУХОВНОМ В ИСКУССТВЕ»
7. СИНЕСТЕЗИЯ
8. МОСКВА 1914 - 1921
9. ПЕРИОД БАУХАУЗА
10. ФРАНЦИЯ. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Абстракционизм -- направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре.
Абстрактное искусство сложно для восприятия неподготовленному зрителю. Человек за многие века привык воспринимать художественное произведения через призму своего зрения и ощущения материального или предметного мира, потому что так легче, не нужно думать и напрягать свои мыслительные процессы, когда и так все понятно: вот дерево и это дерево, вот вода и это вода и так далее. Конечно высокохудожественное произведение способно возвысит душу смотрящего, перевернуть сознание, вдохновить, но это при условии, что художник вкладывал идеи, смысл в свои картины, скульптуры, а не занимался простым копированием формы. Абстрактное искусство в своих истоках обращается к внутреннему зрению человека, к его подсознанию. И изначально целью нового искусства, в частности у Кандинского, было пробудить, изменить, возвысить человека в его эмоциональном состоянии. К пониманию абстрактного искусства ведет данная работа.
Целью работы было изучить концептуальные и художественные основы русского абстрактного искусства на примере творчества В.В. Кандинского, одного из основателей абстрактного искусства, и который первым теоретически обосновал абстракцию.
Объектом исследования является творчество В. В. Кандинского.
Предметом исследования является художественные основы и идеи творчества В. В. Кандинского.
Задачей было собрать и изучить информацию о творчестве Кандинского, о его работах в рамках конкретных периодов его творческого пути: детство, учеба в Московском университете, жизнь и деятельность в Германии, советская Россия, период Баухауза, последние годы во Франции.
Долгое время в нашей стране абстрактное искусство было в изгнании. Оно называлось «дегенеративным» и не принималось властью. Поэтому долгое время не исследовалось учеными искусствоведами, а если выходили какие- либо публикации, то они носили унизительный характер. Так например А. Стойков в своей статье «Появление абстрактного искусства. Его первые представители» (1964 г.) пишет о творчестве Кандинского: «Мы могли бы поверить вполне Кандинскому, как и любому другому серьезному абстрактному художнику, что он, создавая то или другое свое произведение, был искренне и глубоко взволнован, что его занимали те или другие мысли и думы, что он хотел внушить зрителю то или другое. Но, внимательно всматриваясь в их произведения, мы не испытываем тех же самых волнений, не погружаемся в те же мысли и раздумья. Они не доходят до нас. Они остались у художника. Он их просто не воплотил в своих произведениях. И не может он их воплотить по той простой причине, что, покинув почву изобразительного искусства, его специфический язык, понятный всем, он попытался заговорить на языке, который только он один понимает… Искусство, которое Кандинский обосновывал и сам создавал,-- это искусство сугубо аристократическое, снобистское, совершенно игнорирующее вкусы народных масс». (10)
Но история «расставила» все на свои места и в последнее время появился интерес к абстрактному искусству, появилось множество различных публикаций о творчестве художников-абстракционистов, которые раскрывают всю идейность этого направления в искусстве. С помощью них открывается понимание изобразительных форм, цвета, понимание того, что хотел сказать автор-художник. Все они практически схожи в своем мнении о целях и идеях, которые несло в себе абстрактное искусство XX века.
1. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО
Абстракционизм (от лат. abstraction- отвлечение, удаление) - одно из направлений в искусстве XX века, суть которого заключалась в полном отказе от изображения реальных предметов и явлений в живописи, графике и скульптуре.
Абстрактное искусство возникло в условиях, когда отдельные художники в своем стремлении подчеркнуть, развить ту или иную сторону, тенденцию формы все дальше уходили от самого существа изобразительного искусства -- его изобразительности, его связи с внешним миром, стремясь к какой-то «абсолютной», «чистой», «автономной» живописи, скульптуре. Становление нового стиля происходило в Европе, где основными центрами его формирования были Франция, Голландия, Германия и Россия, причем вклад нашей страны был, пожалуй, наиболее значительным.
Россия является родиной абстрактного искусства, а вместе с тем -- и его «авангардом». «Русский авангард» стал явлением мировой культуры, уникальным в своем роде феноменом. Уникальность феномена обусловлена тем, что в начале прошлого века в нашей стране появилась плеяда блестящих мастеров, творчество которых получило широкий международный резонанс. Имена К.Малевича, В.Татлина, В.Кандинского, А.Веснина, Н.Ладовского, А.Родченко, И.Леонидова, Л.Поповой, А.Экстер, Л.Лисицкого, М.Гинзбурга, А.Лавинского, И.Голосова, В.Степановой, братьев Стенбергов и других мастеров русского авангарда широко известны во всем мире.
Абстрактное искусство возникает как завершение процесса отрыва от действительности, более или менее заметные проявления, которого можно наблюдать в движениях 1905--1910 годов. Абстракционизм развивался по двум основным направлениям: гармонизации аморфных цветовых сочетаний и создания геометрических абстракций. Первое направление (главные представители - ранний В.Кандинский, Ф.Купка) довело до логического завершения поиски фовистов и экспрессионистов в области "освобождения" цвета от форм видимой реальности. Главный акцент делался на самостоятельной выразительной ценности цвета, его колористическом богатстве, на музыкальных ассоциациях цветовых сочетаний, с помощью которых искусство стремилось выразить глубинные "истины бытия", вечные "духовные сущности", движение "космических сил", а также - лиризм и драматизм человеческих переживаний, напряженность духовных исканий и т.п. Второе направление развивалось по пути создания новых типов художественного пространства, путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, сочетаний прямых и ломаных линий. Главными представителями его были К. Малевич периода геометрического супрематизма, участники голландской группа "Де Стейл" (с 1917 г.) во главе с Мондрианом и Т.Ван Дусбургом, поздний Кандинский с его геометрическими абстрактными композициями.
Концентрация эстетического в абстрактных цвето-формах, исключающих какие-либо утилитарно-бытовые ассоциации, выводит зрителя на прямой глубинный контакт с чисто духовными сферами. В этом плане многие произведения абстракционизма (особенно работы Кандинского, Малевича) могут служить объектами медитации и посредниками в других духовных практиках. Не случайно Малевич ощущал в своих работах близость к русской иконе, а за его "Черным квадратом" укрепилась репутация "иконы ХХ века".
Но, несмотря на различия, существовавшие между разными группами в искусстве, все-таки между ними было много общего. Все они в конце концов создавали искусство, непонятное широким массам и все они были против настоящего, большого реалистического искусства.
Главным теоретиком и практиком абстрактного искусства был В.Кандинский. Рассмотрим идейные основы абстрактного искусства на примере творчества В. Кандинского.
2. ДЕТСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ В. В. КАНДИНСКОГО
Василий Кандинский родился 4 декабря по старому стилю (16 - по новому) 1866-го года в Москве в богатой купеческой семье. Его предки восходят к древнему сибирскому роду: прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества. В семье почитался сибирский фольклор, этнография, традиции разных представителей монголоидной расы. Очень много фольклорных произведений входило в семейную этнологию и поэтому художник очень рано заинтересовался этнографией как предметом. Он хотел быть этнографом и историком экономической мысли, очень интересовался проблемами экономики, особенно у первобытных народов, а именно натуральным хозяйством, обменом, как это воплощалось в этнических артефактах, письме, в различных произведениях искусства. Родители видели в нем юриста. Все шло к тому, что Кандинский будет ученым.
Самые ранние его воспоминания относятся к путешествию в Италию в 1869 году и нарастающей способности воспринимать цвет: «Вся Италия окрашивается двумя черными впечатлениями. Я еду с матерью в черной карете через мост (под ним вода - кажется, грязно-желтая): меня везут во Флоренцию в детский сад. И опять черное: ступени в черную воду, а на воде страшная черная лодка с черным ящиком посередине - мы садимся ночью в гондолу». В биографической заметке «С...
Другие файлы:

«Абстрактное искусство и его осмысление» Василия Кандинского («Текст художника. Ступени»)
Любое рассмотрение творчества Василия Кандинского непременно оказывается связанным с его отказом от предметного, фигуративного в живописи. С его живоп...

Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера.
Сборник посвящен центрам культуры и искусства XV—XVII вв. русского Севера. В его составе — исследования монументальной и станковой живописи, архитекту...

История русского искусства с древнейших времен. В 2-х томах
В книге А.П.Новицкого представлен огромный материал по истории русского искусства. Фактически, она стала одной из первых обобщающих работ в этой облас...

Русское изобразительное искусство XX века. Художественные объединения начала века. Мастера русского авангарда. Искусство советского периода
История художественной культуры в начале ХХ века. Основные течения, художественные концепции и представители русского авангарда. Формирование культуры...

Педагогическая деятельность выдающихся зарубежных и отечественных художников: Василий Кандинский
Методы преподавания Василия Кандинского, его влияние на развитие художественного образования России. Этапы творчества, инновационный характер работ ве...