Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Карл Фаберже в Санкт-Петербурге

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Ювелирное искусство Санкт–Петербурга рубежа XIX-XX веков. Ювелирные фирмы Петербурга. Жизнь и творчество Карла Фаберже в Петербурге, его семья и придворная карьера, эмиграция из России. Характерные черты стилевого творчества мастера: петербургский стиль.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

25

Размещено на

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВННАЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Карл Фаберже в Санкт-Петербурге

Выполнила: студентка

Шапкина С.

Санкт-Петербург

2011

Содержание

карл фаберже ювелирное искусство

Введение

Глава 1. Ювелирное искусство Санкт-Петербурга рубежа XIX-XX веков

1.1 Ювелирное искусство «двух столиц»

1.2 Ювелирные фирмы Петербурга

Глава 2. Жизнь и творчество Карла Фаберже в Петербурге

2.1 Семья К. Фаберже

2.2 Придворная карьера К. Фаберже

2.3 Эмиграция семьи Фаберже из России

Глава 3. Особенности стиля Фаберже: петербургский стиль

3.1 Приоритет художественной ценности ювелирного изделия

3.2 Конструктивность и технологическая сложность

3.3 Стилевая эклектичность

Заключение

Список источников

Введение

Актуальность. К настоящему времени известно весьма ограниченное количество публикаций, посвященных истории русского ювелирного искусства. При этом ни в одном из них не рассматривается подробно и в достаточно полном объеме феномен петербургской школы. Вместе с тем является несомненным, что знание истории отечественного ювелирного искусства необходимо для более полного представления о развитии русского декоративно-прикладного искусства вообще. Изучение русского ювелирного искусства и анализ ее наиболее значительных этапов важны как для работы современных художников-ювелиров, так и для фабричных производителей ювелирных изделий.

Таким образом, объектом исследования стало ювелирное искусство -искусство мастеров золотых и серебряных дел Петербурга XVIII-XIX веков, предметом же исследования - выявление своеобразия петербургской школы и ее места в российском и общеевропейском контексте.

Работа посвящена теме развития ювелирного искусства в Петербурге рубежа XIX-XX вв. на примере творчества Карла Фаберже. Выбор Петербурга неслучаен, именно с ним связаны годы главных творческих достижений мастера. Ведь именно в Петербурге, в тогдашней столице Российской империи, жил и работал великий мастер.

Карл Фаберже родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Вернувшись в Петербург после своего обучения за границей, в 1870 году, под руководством своего учителя Питера Пендина, Карл становится во главе фирмы. Но с началом Первой Мировой войны в России немцев начали депортировать из России.

С 1883 года фирма Фаберже впервые получила заказ от императорского двора и фактически становится поставщиком двора Его Императорского Величества. В этом же году появляется первое пасхальное яйцо Фаберже, которое заказал Александр III в подарок императрице Марии Федоровне. 16 апреля 1885 года Карлу Фаберже было присвоено звание ювелира Его Императорского двора: он получил право изображать на своем фирменном знаке двуглавого орла.

С другой стороны, когда говорят о петербургском ювелирном искусстве рубежа 19 и 20 веков, то прежде всего говорят о стиле Карла Фаберже. Фаберже стал ключевой фигурой для развития ювелирного дела в Петербурге этого времени. Значение его работы не нивелировано и сегодня. Весь мир знает и ценит отечественное ювелирное искусство именно по шедеврам Фаберже.

Целью курсовой работы рассмотреть как взаимосвязаны петербургская культура и творчество карла Фаберже.

Задачи:

- дать характеристику состоянию ювелирного искусства в Санкт-Петербурге в конце XIX - начале ХХ вв.

- изучить биографию Карла, сделав основной акцент на период его жизни и творчества в Петербурге.

- рассмотреть наиболее характерные черты творчества Фаберже

Новизна.

Литература посвященная творчеству фирмы К. Фаберже - в основном каталоги выставок и публицистические статьи - обширна.

Первая публикация вышла в 1933 году. Это были воспоминания бывшего сотрудника лондонского отделения фирмы Г. Бейнбриджа. В 1953 году вышла в свет книга владельца антикварной фирмы Wartski в Лондоне А.К.Сноумана. Она долгое время считалась основополагающей в освещении творчества Фаберже и имела несколько переизданий. Автор был непререкаемым авторитетом на Западе в вопросах, касающихся ювелирного искусства и, в частности, творчества Фаберже.

В настоящее время определилась группа исследователей русского ювелирного искусства, это научные сотрудники ведущих музеев Москвы и Петербурга. В Петербурге в Государственном Эрмитаже работает М.Н.Лопато, ее работы, посвященные фирме Фаберже, публикуются с начала 1980-х годов.

Глава 1. Ювелирное искусство Санкт - Петербурга рубежа XIX-XX веков

1.1 Ювелирное искусство «двух столиц»

Произведения русских мастеров-ювелиров всегда отмечались на всемирных, международных и всероссийских выставках золотыми и серебряными медалями за национальную самобытность и оригинальность художественной школы, а также за совершенство техники. В России XIX века можно выделить две основных школы, два основных направления в искусстве - одно в западноевропейской стилистике - петербургское, в лице фирм Фаберже, Болина, Гана, братьев Грачевых и др., другое - национальная традиция, в лице московских фирм Овчинникова, Хлебникова, Губкина, Оловянишникова.

Еще в XVIII-XIX вв. Петербург - законодатель мод и стилистических направлений, на которые ориентируются мастера других ювелирных центров России. Ориентация Петербурга в золотом и серебряном деле на западноевропейскую культуру и моду, характерная для ювелирного искусства XVIII века, сохранилась и во второй половине XIX - начале XX вв. - во многом это связано с традицией совместной работы русских мастеров с иностранными, возникшей еще при Петре I. Во второй половине XIX - начале XX века в Петербурге работали прекрасные мастера: Р. и А. Тилеманы, Ж. Вальян, Гау, Ф. Кехли, К. Ган и многие другие. Ведущей в петербургской школе была фирма К. Фаберже. Крупное отделение фирмы открылось в Москве в 1892 году. Между изделиями московского и петербургского отделений фирмы существует разница: зажиточные московские торговцы отдавали предпочтение более дорогим и массивным произведениям, чем покупатели Петербурга. В московском отделении фирмы делали столовое серебро и традиционные вещи, покрытые перегородчатой эмалью.

1.2 Ювелирные фирмы Петербурга

Среди петербургских ювелирных фирм XIX века славились своими украшениями фирмы К. Болина, Х. Кеммерера, Л. Зефтингена. Уже на первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году были отмечены диадемы, браслеты из бриллиантов, жемчуга, бирюзы и рубинов, и броши, особенно в виде ветки из жемчуга работы Болина, которые «решительно превосходили совершенством оправы все, что было на выставке, не исключая даже диадемы испанской королевы, работы знаменитого парижского ювелира Лемонье». Публике также «нравились бриллианты придворных ювелиров Кеммерера и Зефтингена, особенно гирлянда из изумрудов и бриллиантов, букет шиповника и ландышей».

В отличие от московских ювелиров, творчество которых целиком совпадало с основными направлениями неорусского стиля в отечественном декоративно-прикладном искусстве, петербургские мастера-ювелиры второй половины XIX- начала XX вв. были творчески более разобщены. Часть из них в своих устремлениях сближалась с московскими мастерами, но большинство работало в русле западноевропейской стилевой эволюции. К числу первых принадлежат мастера ювелирного предприятия братьев Грачевых, Курлюкова, Мишукова, Семеновой, к числу «европейски ориентированных» - мастера фирмы Фаберже, предприятие К. Болина и различные более мелкие фирмы, группировавшиеся вокруг фирмы Фаберже.

Крупной петербургской фирмой по производству золотых, серебряных и гальванических изделий с годовым оборотом в 125 тысяч рублей была фирма братьев Грачевых, основанная в 1866 году Гавриилом Петровичем Грачевым, до тех про работавшим в фирме «Гассе». Фирма приобрела известность в 70-е гг. XIX века, когда к управлению пришли сыновья Гавриила Петровича - Михаил и Семен, образовав Товарищество братьев Грачевых, пайщиками которого стали еще 5 сыновей основателя предприятия. На фабрике работало 87 рабочих. Михаил и Григорий Грачевы усердным трудом и знанием дела способствовали тому, что художественные изделия их фабрики приобрели большую известность не только в России, но и заграницей пользовались значительным спросом. В 1900 году был основан торговый дом «Братья Грачевы», фирма имела магазин на Невском проспекте. Предприятие Грачевых, как и многие другие ювелирные фирмы, прекратило свое существование в 1918 году, а в 1893 году - бронзовая медаль за эмалевые и филигранные изделия.

Как бы промежуточное положение между предприятием братьев Грачевых и фирмой Фаберже занимали мастерские Сазиковых , основанные в Москве еще в конце XVIII века и имеющие также филиал в Петербурге.

Павел Федорович Сазиков, купец третьей гильдии, с 1793 года был хозяином небольшой мастерской в Москве, которая несколько десятилетий спустя превратилась в обширное предприятие с филиалом в Петербурге: в 1810 году Сазиков становится владельцем фабрики по выделке разнообразных серебрянных изделий, в 1837 году - получает звание...

Другие файлы:

Фаберже: придворный ювелир
История дома Фаберже и фотографии ювелирных изделий в каталоге выставки «Фаберже: придворный ювелир», проходившей в 1993…1994гг. в музеях мира: Госуда...

Карл Фаберже и русские ювелиры
Аннотация Книга рассказывает об истории ювелирного дела в России и о работе выдающихся ювелиров. Несколько глав посвящены фирме Карла Фаберже....

Фирма Фаберже
Слияние европейских и русских художественных традиций в работах Фаберже. Стиль и техника, сюрпризы в яйцах Фаберже. Пасхальные яйца Фаберже, изготовле...

Изображение мифологических животных в архитектурных и скульптурных памятниках Санкт-Петербурга
Возникновение архитектурных памятников в Санкт-Петербурге. Появление анималистической скульптуры в Санкт-Петербурге. Мифологические животные Банковско...

TopPlan Санкт-Петербург 2012
Самое полное и качественное электронное справочное издание о Санкт-Петербурге. В нём содержится интегрированная информация: от истории и видов города...