Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

История, деятельность и перспективы развития Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Биография П.М. Догадина, подарившего городу бесценную коллекцию произведений искусства. Функционирование Астраханской государственной картинной галереи в СССР, ее современная структура и направления деятельности. Разработка проекта "Открытые фонды".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

54

Введение

Сегодня любой музей, независимо от богатства и значимости своей коллекции должен идти в ногу со временем. Николай Федоров (философ-футуролог) говорил: «Музей - это пир на кладбище», в самом деле, музей предъявляет нам прошлое или что-то чужое, иное, отличное от того, к чему мы привыкли, что составляет естественный контекст нашей жизни. Но сверхзадача музея - сделать это нужным, близким, живым.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что музейное дело на современном этапе претерпевает значительные изменения. Астрахани астраханских музейных учреждений это касается напрямую. Музейное дело - это особый вид художественной и культурной деятельности общества, который призван способствовать сохранению и популяризации национального достояния. И для представления сущности музейного дела, необходимо в первую очередь ознакомиться с деятельностью конкретного музея.

В современном мире, где главными условиями существования и развития любой организации является рыночная экономика и информационные технологии, художественный музей остается особым миром искусства, живущим по своим законам. Но, в то же время, в связи с интенсивно меняющейся реальностью, перед музеем возникают новые цели и задачи. В частности, возникает необходимость создания новых проектов и программ, которые призваны способствовать популяризации и изучению музейных ценностей и привлечению большего числа посетителей. Но прежде чем разработать новые пути развития, необходимо ознакомиться с работой музея на современном этапе, для того, чтобы выявить преимущества и недостатки, и найти новые, впоследствии востребованные, направления в деятельности музея.

Один из интереснейших культурных центров Астрахани - Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина. По значению и богатству своей коллекции она признана одним из интереснейших художественных собраний России и поэтому принадлежит к лучшим художественным музеям Поволжья. Картинная галерея обладает богатыми фондами живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Сегодня ее собрание составляют около 20000 художественных предметов, среди них собрание русской иконы XVII - начала XX вв., живопись русских мастеров XVIII - XX века (полотна Шишкина, Поленова, Левитана, Серова и др.), где особо выделяется коллекция русского авангарда (работы Кандинского, Малевича, Лентулова, Розановой), предметы декоративно-прикладного искусства стран Европы и Азии, скульптуры.

В связи с тем, что Астраханская картинная галерея является одним из значимых художественных музеев не только Астраханской области, но всего Нижнего Поволжья, поэтому именно этот музей стал объектом исследования.

Целью данного исследования стало изучение основных периодов становления картинной галереи, сущности ее работы на современном этапе и основанная на полученной информации разработка нового, перспективного направления в деятельности галереи - разработка проекта «Открытые фонды» и ряда других направлений.

Для достижения поставленной цели необходимо было решение следующих задач:

1. Изучение истории возникновения и становления Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина; создание непрерывной периодизации (чего не было сделано в существующих исследованиях).

2. Изучение основных направлений деятельности данного художественного музея на современном этапе;

3. Выявление основных особенностей музейной деятельности и инновационных подходов к работе художественного музея.

4. Изучение работы ряда музеев России на современном этапе.

5. Разработка нового проекта «Открытые фонды»

Источниковую базу исследования составили статьи научных сотрудников картинной галереи об ее истории (Т.Н. Макаровой, Т.И. Слободских и др.) и литература, посвященная биографии и творчеству русских художников. Также было проведено интервью с главным хранителем картинной галереи - Лапшичевой Еленой Николаевной, что позволило подробно ознакомиться с собранием галереи, фондовыми помещениями для разработки программы «Открытые фонды».

Научная новизна исследования и практическая значимость. Предлагаемая работа является исследованием, в котором синтезированы теоретические аспекты (история картинной галереи) и практические стороны изучаемого вопроса (анализ работы галереи на современном этапе и современной музейной практики). Результаты исследования могут быть использованы специалистами музейного дела.

В качестве методологической основы, в работе использованы культурно-исторический, интерпретативный, аналитический и компаративистский методы.

Апробация результатов исследования проведена в ходе региональной научно-практической конференции (30 июня 2011 г.) «Музейная деятельность и формирование современного культурного пространства региона» на базе АГКГ и VIII Международной научно-практической конференции «Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки» 28 апреля 2012 г., которая проходила на базе АОНБ им. Н.К.Крупской.

Глава 1. История Астраханской государственной картинной галереи

1.1 Становление и развитие коллекции 1910-е - 1920-е гг.

Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина - один из интереснейших культурных центров не только Астрахани, но и России. Художественная ценность коллекций, представленных здесь, отмечена Почетным дипломом и знаком «Золотая пальма» Международного Совета музеев (Париж).www.astrobl.ru/ Книга-альбом вышла в свет к 90-летию Астраханской картинной галереи им П.М. Догадина/http://www.astrobl.ru/news/16853 Собрание галереи известно во многих городах мира, где, представляя отечественное искусство, побывали на международных выставках произведения из ее фондов.

Начинался художественный музей с гражданского поступка астраханца-любителя искусства, инженера по образованию - Павла Михайловича Догадина, который, следуя примеру братьев Третьяковых в Москве, подарил городу бесценную коллекцию картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства.

Павел Михайлович Догадин родился 9 октября 1876 года в купеческой семье. Его отец - Михаил Павлович занимался коммерцией, был купцом 2-й гильдии и исполнял огромное количество общественных обязанностей: член Городской Гласной думы, присяжный заседатель, член совета при Городской Ремесленной школе императора Александра II, член Первого Астраханского Раскладочного по промысловому налогу Присутствия, член комитета Городского общественного банка. Он являлся еще и благотворителем Покрово-Болдинского монастыря. Значительную роль в жизни Павла Догадина сыграл также его дядя (он же крестный отец) - Константин Павлович, который был директором Городского банка. Слободских Т.Я. «Догадинка»: Астраханская коллекция П.М. Догадина. / Собиратели, хранители, реставраторы //Сборник статей. 3-й выпуск. - СПб., 2005 г. С.45

Еще в ученические годы в Реальном училище под влиянием П.А. Власова у Догадина формируется художественный вкус. В конце 1880-х годов у Павла Михайловича зарождается идея создания собственной художественной коллекции. Это его желание возникло не на пустом месте. В 1887 году в город прибыла выставка художников-передвижников. Впервые астраханцы увидели полотна великих мастеров - И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.И.Шишкина и других.Альбом «Астраханская картинная галерея им. Б.М. Кустодиева». - Астрахань, 1993 г. С.3

Константин Павлович Догадин в нач. 1900-х гг. купил в Астрахани с выставки французской живописи пять картин, которые и вошли затем в собрание Павла Догадина. Любовь к изобразительному искусству была слабостью многих в этой семье. Младший брат Евгений также приобретал для себя пейзажи Я.Л. Калмыкова, этюды В.А. Серова. Книга-альбом «Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина». - Астрахань, Изд. «Волга», 2008 г. С. 3

Закончив Реальное училище с отличием Павел Догадин поступил в Высшее Императорское Техническое училище (ныне им. Баумана). В 1911 году, будучи студентом, П.М. Догадин приобрел автограф Л.Н. Толстого, что положило начало художественному собирательству, затем появились автографы М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Ц.А. Кюи, А.Г. Рубинштейна, М.И. Голенищева, императоров Петра I, Екатерины II, Николая I... В этом же году Догадин выписывает у К. Фишера, придворного поставщика, каталог Третьяковской галереи. Это издание и очертило круг художников, чьи произведения Павел Михайлович будет приобретать для своего собрания.

Первыми покупками в 1912 г. стали этюд И.И. Левитана «Цветущий луг», пейзаж И. Калмыкова «Волга. Облака» и рисунок И.И. Шишкина «Валаам». К творчеству Левитана коллекционер относился с особой любовью и за шесть последующих лет сумел приобрести одиннадцать этюдов художника: «Берег озера», «Закат», «Дорога в лесу», «Пруд»... Большую помощь в этом оказал коллекционеру знаменитый писатель В.А. Гиляровский.

В последующие годы Павел Михайлович ведет переписку с коллекционерами и торговцами картин И. Дациаро, И.К. Крайтором, К.А. Лемерсье, Ц. Мюнцером. Так в собрании появляются этюды С.А. Коровина к картине «На миру», этюд Н.К. Рериха к картине «Зловещие», «Дама в весеннем пейзаже» К.А. Сомова.

Догадин также вел долгую переписку с М. Нестеровым, за счет которой приобрел жемчужину своего собрания - «Видение отроку Варфол...

Другие файлы:

История и перспективы развития электроэнергетики Астраханской области
История, проблемы и перспективы астраханской энергосистемы. Стратегия развития электроэнергетики Поволжского экономического района. Государственная по...

Уффици. Путеводитель и каталог картинной галереи
Путеводитель и каталог знаменитой флорентийской картинной галереи Уффици....

Каслинское художественное литье. Каталог выставки. 1 часть
Из собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Пермской Государственной художественной галереи, Свердловской картинно...

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа
В своей книге Александр Бенуа (1870 - 1960) - выдающийся деятель русской культуры начала XX века, художник, историк искусства и художественный критик...

Знаток искусства
Описание: Фридлендер М. "Знаток искусства". Перевод В.Блоха, под редакцией Б.Виппера. Рис. обложки исполнен Ф.И. Захаровым.ФРИДЛЕНДЕР (Friedlander) Ма...