Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Информационно-семиотическое понимание культуры

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Значение знаков и символов в культуре. Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс. Социокультурная дифференциация языков. Способы понимания, истолкования и интерпретации текстов. Разбор информационно-коммуникативных процессов общества.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Информационно-семиотическое понимание культуры

Содержание

Введение

1. Значение знаков в культуре

1.1 Виды знаков

1.2 Сигналы, индексы, символы

2. Знаковые системы

2.1 Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс

2.2 Язык -- средство мышления и общения

2.3 Культура речи. Социокультурная дифференциация языков

3. Тексты и их интерпретация

3.1 Языки искусства

3.2 Толкование текстов

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность работы определена социальной необходимостью теоретически сориентироваться с содержанием общественно культурных течений, в особенности механизмов постижения и социально-культурной наследственности.

Цель работы - раскрыть понятия

- типологии знаковых систем культуры;

- вербальных знаковых систем;

- текстов и их интерпретации.

Задачи исследования:

- изучить состав культуры как языковой действительности и семиотического универсума.

- проделать подробный разбор и моделирование информационно-коммуникативных процессов общества.

Объектом исследования в контрольной работе является культура как общественная память, информационно-коммуникативная и знаковая система.

Предметом исследования выдвигаются информационно-семиотические особенности культурных конфигураций, структуры и механизмы, обеспечивающие познание, кодирование, аккумуляцию и трансляцию социального опыта.

Говорить о семиотике культуры -- означает говорить о культуре как символовой системе, а всевозможные культурные явления разглядывать как тексты, несущие информацию и значение. Понимать какую-либо культуру -- значит воспринимать ее семиотику, уметь устанавливать значение используемых в ней знаков и декодировать тексты, составленные из них. (Напомним, что под словом «текст» в культурологии понимается не лишь письменное известие, но любой предмет (художественное творение, вещь, и т. д.), осматриваемый как обладатель информации).

Каждому человеку более или менее ясна семиотика его родной культуры. Гораздо хуже обстоит дело с посторонними культурами. Чтобы научиться видеть значение и смысл ее знаков и текстов, требуется немало усилий, и все же редко кому удается добиться здесь такого же уровня, на каком находится понимание родной, знакомой с пеленок культуры. Язык любой культуры необыкновенен и уникален. Но во всех культурах употребляются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Поэтому знать их нужно для осмысливания любой культуры.

культура знак язык текст

1. Значение знаков в культуре

1.1 Виды знаков

Обычно выделяют пять основных видов знаков и знаковых систем:

- естественные;

- функциональные;

- иконические;

- конвенциональные;

- вербальные (естественные языки);

- знаковые системы записи.

Естественные знаки - рассматриваются вещи и явления природы.

Естественно, не все из них выдвигаются как знаки. Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-либо другие объекты и рассматривается в качестве информационного посредника. Зачастую естественный знак обозначается, как принадлежность предмета, его свойством. Естественные знаки -- это знаки-признаки. Простейший пример: дым как знак огня. Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащуюся в них информацию.

Приметы погоды, следы зверей, расположение небесных светил -- все это знаки, которые многое могут сказать тому, кто способен «расшифровывать» их. Навык распознавать и употреблять естественные знаки для ориентировки в естественном мире показывалось значительным элементом первозданной культуры. Но это способность, к сожалению, понемногу теряется с формированием культуры. Деревенская культура ныне в определенной мере еще сохраняет его, а в городской это - все более редкое явление.

Функциональные знаки - какой-нибудь предмет перерастает в функциональный знак, если отношение между ним и объектом, на который он направляет, зарождается в течении человеческой деятельности и базируется на методе его использования человеком. К примеру, выявленное археологом в кургане оружие -- функциональный знак, подтверждающий о том, что в нем захоронен воин. Обстановка квартиры -- комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. Очки -- знак слабости зрения; лопата на плече указывает, что человек занимался или собирается заняться земляными работами.

Иконические знаки - это однозначно, совершенно другая категория знаков, по соотнесению с естественными и функциональными. Иконические (от греч. -- изображение) знаки -- это знаки - образы. Характерным свойством иконических знаков есть их идентичность с тем, что они интерпретируют.

Иконические знаки -- знаки в полном понимании слова. Если для объектов, представляющих в признаке естественных и функциональных знаков, знаковое действие является побочной и проецируется ими словно «по договоренности» с их ключевыми действиями, то для иконических знаков это явление становится главным и основным. Они, как правило, искусственно создаются такими, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей, хотя изредка возможно в качестве иконического знака использовать и естественно образовавшийся объект, если он очень похож (случайно или неслучайно) на то, что нам хотелось бы им обозначить.

Конвенциональные знаки - это искусственно созданные знаки, которым люди «договорились» приписывать определенное значение (слово «конвенциональный» происходит от лат. - соглашение, договор). Конвенциональный знак обозначает определенный предмет не потому, что каким-то образом связан с ним, подобно естественным или функциональным знакам, и не потому, что похож на него, как это свойственно иконическим знакам (хотя это и не исключено), он служит обозначением предмета «по условию» -- потому, что люди условились считать его знаком этого предмета.

Простейшие примеры конвенциональных знаков: школьный звонок; красный крест на машине скорой помощи; «зебра» на пешеходном переходе; звезды и полосы на погонах.

Существует три основных вида конвенциональных знаков -- сигналы, индексы и символы.

1.2 Сигналы, индексы, символы

Сигналы -- знаки оповещения или предостережения, знаки извещения или предупреждения. Со значением, которое придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, люди знакомятся с детства (например, значение цветов светофора). Значение многих особенных сигналов делается популярным только в итоге обучения (флажковая сигнализация на флоте, навигационные сигналы).

Индексы -- условные обозначения каких-либо предметов или обстоятельств; обладающие компактным, легко обозримым видом и употребляемые для того, чтобы подчеркнуть эти предметы и обстоятельства из линии других. Временами (но не обязательно) их стараются подбирать так, чтобы внешний вид их подсказывал, что они обозначают: показания приборов, картографические знаки, различного рода условные значки в схемах, графиках.

Символы -- это знаки, которые не только подтверждают некоторый объект, но кроме того еще несут в себе дополнительный смысл: формулируют общие идеи и суждения, связанные с толкованием этого объекта.

Примеры символов: эмблемы, гербы, ордена, знамена; крест в христианской религии; голубь мира. Символом является, например, герб города.

2. Знаковые системы

2.1 Развитие знаковых систем как историко-культурный процесс

Вербальные знаковые системы -- естественные языки - это важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Их именуют «натуральными», чтобы отличить от искусственных -- например, формализованных -- языков. В мире есть значительное количество даже не сотен, а тысяч естественных языков -- от 2500 до 5000 (их четкое количество определить нереально, так как недостает однозначных критериев для отличия различных языков от разных диалектов одного и того же языка). Любой естественный язык -- это исторически сложившаяся знаковая система, образующая базу всей культуры разговаривающего на нем народа. Никакая иная знаковая система не может сравниться с ним по собственному культурному значению. Несомненно, человеческий язык сложился на базе психофизиологических способностей, заложенных в биологической природе человека. Устройство мозга, органов слуха, гортани объясняет количество распознаваемых звуков речи (фонем), методы их сочетания, длину слов и фраз. Замечена схожесть языка с генетическим кодом.

Язык экономичен и комфортен для использования. Произнесение звуков членораздельной речи не требует от человека конкретное количество заметных издержек энергии, не нуждается в предварительной подготовке каких-либо материальных средств, оставляет свободными руки, и при всем этом позволяет передавать за сравнительно малое время довольно большие объемы информации. Важным плюсом языка является незыблемость его, как средства хранения и передачи информац...

Другие файлы:

Жизнесмыслы русской провинции в зеркале языка
Семиотическое понимание органического единства культуры и языка. Споры о неоднозначности определения провинции, о соотношении определений "провинциаль...

Понимание культуры в классической и постклассической западноевропейской философии
Мыслители Античности о культуре. Представление о культуре в Средние века. Гуманистическое понимание культуры. Становление теории культуры в Новое врем...

Формирование информационно–коммуникационной культуры педагога
Характеристика понятия "ИКТ-компетенция". Оценка процесса формирования информационно-коммуникационной культуры педагогов учебных заведений в условиях...

Понимание культуры в постклассической европейской философии
Понятие "культура" с точки зрения постклассической западной философии конца XIX-начала XX в. Понимание культуры в философии О. Шпенглера и Ф. Ницше. С...

Состояние информационно-образовательных сред российских образовательных учреждений
Понимание образования как личностно-ориентированной культурной деятельности. Проблемы создания высококачественной и высокотехнологичной информационно-...