Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Индийская культурно-историческая традиция

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Религии Древней Индии: принципы ведического периода, основы индуизма, воззрения буддизма. Свидетельства художественного творчества и философские взгляды Древней Индии. Описание научных достижений в области точных и естественных наук, архитектура.
Краткое сожержание материала:

32

Размещено на

Размещено на

Индийская культурно-историческая традиция

Оглавление

  • Введение
  • 1. Религии Древней Индии
    • 1.1 Ведический период
    • 1.2 Индуизм
    • 1.3 Буддизм
  • 2. Художественное творчество Древней Индии
  • 3. Научные достижения Древней Индии
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Данная тема, на мой взгляд, носит актуальный характер, поскольку индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказала большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени, среди которых Вольтер, Руссо, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Л. Толстой, Р. Роллан, А. Швейцер, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др. В самой Индии много вековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и выдающихся политических и общественных деятелей: М. Ганди, Дж. Неру, С. Радхакришнана и др. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбе мировой цивилизации и культуры.
  • Это тема широко востребована. В частности в работах российского востоковеда, индолога, историка Григория Максимовича Бонгард-Левина1 26 августа 1933, Москва, СССР -- 30 сентября 2008, Нейи, Франция который пишет: «Индия -- одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийская культура была тесно связана с культурой многих народов и оказала на них немалое влияние. В процессе взаимного обогащения она сумела сохранить свое своеобразие и яркую индивидуальность. Достижения древней и средневековой Индии в области науки, литературы и искусства на протяжении тысячелетий оплодотворяли творческую мысль близких и далеких ее соседей. Зародившиеся в Индии индуизм и буддизм и возникшие на их основе различные религиозно-философские системы оказали воздействие не только на развитие многих цивилизаций Востока, но и общественную мысль многих народов мира».
  • Индийский математик, статистик, филолог, историк марксистского толка и общественный деятель Дамодар Дхармананд Косамби2 31 июля 1907, Косбен, Гоа -- 29 июня 1966, Бомбей, Индия один из виднейших текстологов и специалистов по древнеиндийской литературе на санскрите3 древний литературный язык Индии со сложной синтетической грамматикой в области истории изучал преимущественно древнюю Индию, её культуру и общественные отношения.
  • В работах Мирча Элиаде4 13 марта 1907, Бухарест -- 22 апреля 1986, Чикаго -- румынский писатель, историк религий и исследователь мифологии, профессор Чикагского университета. «Я вникал в индийскую культуру глубоко, «экзистенциально»» говорил сам Элиаде.
  • Елена Петровна Блаватская5 31 июля (12 августа) 1831, Екатеринослав, Российская империя -- 26 апреля (8 мая) 1891; (урождённая Елена Петровна Ган -- русский философ, писательница, путешественница, основательница Теософского общества.
  • Тема Индии раскрывается в работе Бешема А.Л. «Чудо, которым была Индия».
  • Рабиндранат Тагор6 6 мая 1861 -- 7 августа 1941 -- индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Писал на бенгальском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1913). Автор гимнов Индии и Бангладеш. Он обогатил индийскую поэзию совершенно новыми формами и стихотворными размерами. Тагор был, заложил основы современной прозы в индийской литературе и определил развитие современного индийского изобразительного искусства. Он писал: «Провидение словно открыло на земле Индии огромную лабораторию, чтобы получить небывалый общественный сплав».
  • В своей работе я использовала отрывки из Дхаммапада. Дхаммапада относится к числу тех произведений, которые, как говорит традиция, составлены из изречений, приписываемых Будде и произносившихся им по поводу того или иного случая. Значение Дхаммапады состоит, прежде всего, в том, что она является одним из самых высоких достижений древнеиндийской и мировой художественной литературы. Прелесть Дхаммапады заключается в необыкновенном изяществе ее сутр, каждая из которых представляет собой законченный афоризм, поражающий ёмкой краткостью и образностью.
  • В связи с этим целью моей работы является рассмотреть, раскрыть и исследовать тему «Индийская культурно-историческая традиция».
  • В работе мной будут рассмотрены следующие вопросы:
  • 1. Религии Древней Индии: ведизм, индуизм, буддизм;
  • 2. Художественное творчество Древней Индии;
  • 3. Научные достижения Древней Индии.
  • «Если есть на земле страна, где нашли место все мечты людей с того дня, когда первый человек начал сновидение жизни -- это Индия».
  • Р. Ролан

1. Религии Древней Индии

Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.

Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой.

Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. существовали уже в ІІІ тыс. до н.э. на берегах Инда. Культура Хараппы стала основой, базой дальнейшей культурной и общественной эволюции. Археологами найдены многочисленные каменные, медные, бронзовые орудия труда и оружие, свидетельствующие об умении обрабатывать металлы, развивать земледелие, знании многочисленных ремесел, письменности, десятичной системы счисления.

В религии эпохи Хараппской культуры обнаружены элементы, вошедшие в более поздние религиозные представления. Во 2 тысячелетии начали складываться те важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получили литературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения и ритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия.

1.1 Ведический период

По мнению западной науки, этот этап начался в первой половине I тысячелетия до н.э. и продолжался примерно до VII-VI вв. до н.э. По представлениям самих индусов религия Вед зародилась гораздо раньше: 6 тыс. лет назад (или даже 100 тыс. лет назад -- как пишет Е.П. Блаватская). Ведический период берет свое название от Вед, являвшихся основным священным текстом и религиозным авторитетом индусов не только ведического периода, но и по сей день. Иногда этот период индийской религии называют ведизмом, он представляет синтез учений арийских племен, пришедших в Индию по официальным данным в середине II тысячелетия до н.э., а по мнению индийских пандитов -- примерно в V тысячелетии до н.э. с аватара Рамой.

Основу писания составляет извечная борьба добра и зла, созидательного и разрушительного начал Природы -- девов и асуров.

Богов называли дева («сияющий», «светлый», это слово родственно нашему слову «день»). Многие из них связаны с принципом солнца и света в разных его проявлениях и воплощают силу порядка и гармонии. Не менее сильные существа, враждующие с богами, назывались асурами, от слова асу (особая магическая жизненная сила). Это древние божества хтонической, темной природы, часто описываемые как змееподобные.

«Складывается впечатление, -- пишет М. Элиаде, -- что в ведийских учениях сделано все возможное, чтобы установить своеобразную двойную перспективу; хотя в данной нам непосредственной реальности боги и асуры имеют различную природу и обречены сражаться друг против друга, при этом они -- до сотворения мира или до того, как мир принял настоящую форму, -- были единосущны друг другу».

Наибольшее число гимнов посвящено царю богов Индре, богу-громовержцу. Вооруженный громовой палицей ваджрой, он разъезжает по небу на колеснице, влекомой могучими конями, ею правит бог Вайю («Ветер»), а сопровождает его дружина Марутов -- божеств бури. Главный подвиг Индры, составляющий основу ведийской мифологии, -- борьба с Вритрой и такими же змееподобными демонами. Этот ведийский гимн по сути является мифом о сотворении.

Вритра («Препятствие») предстает в нем в образе огромного змея или дракона, лежащего на горе. Индра, выступая как демиург, ударом молнии высвобождает из брюха дракона воду и солнце -- важнейшие стихии и элементы космоса. Он организует пригодный для жизни людей космос, благодаря ему потенциальный и непроявленный мир становится миром реальным: в нем возникают свет и тьма, верх и низ, жизнь и смерть -- одним словом дуальность. Другое божество Вaруна предстает в гимнах как вседержитель риты -- мирового закона круговращения Вселенной, закона справедливости (своего рода, предтечи Дхармы и Кармы), гармоничной самоорганизации мира, космической морали. Этот закон является основой мира и приводит в движение Вселенную, обеспечивает поддержание порядка в космосе и в человеческой жизни, сопряженность жизни общества и человека с ритмами космоса. К примеру, любой важный момент начинания в жизни ведийских ариев рассматривался как повторение космогонического мифа о творении (мифа об Индре и Вритре).

В более поздних книгах «Ригведы» приведены другие космогонические гимны, в которых задаются вопросы о начале мира, о «точке опоры», о том, из какого леса и дерева «вытесали небо и землю», что находилось по ту сторону «богов и демонов» и что же было тем первым зародышем, в котором содержалось все живое. В одном из гимнов рассказывается, что весь многообразный мир произошел из Пуруши -- первого человека, котор...

Другие файлы:

Культурно-историческая традиция

Историческая традиция как контекст русской духовности

Укрепления Таврики X-XV вв
В монографии обобщены материалы по фортификации средневековой Таврики. Разработана социально-историческая типология памятников, предложена культурно-...

Лекции по курсу Введение в языкознание
Теория звукоподражания (язык – подражание явлениям природы). Однако звукоподражание непохоже в разных языках и большинство слов не имеют связи между и...

Культурно-историческая концепция Выготского
Анализ особенностей становления культурно-исторической концепции, которую разработал советский психолог Выготский. Высшие психические функции в учения...