Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Жизнь за городом: от виллы до коллективного сада

Тип: статья
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Анализ практик загородного жилья и их эволюции от виллы до коллективного сада. Особенности традиционного римского дома. Понятие родовой усадьбы. Развитие огородничества и садоводства. Традиции усадебной культуры в социокультурном пространстве России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

Жизнь за городом: от виллы до коллективного сада

Симонов Николай

группа 13 ПОэ

Любой горожан гордится тем, что он не сельский житель. Подсознательно мотивируя свою отношение к деревне, как сообществу неудачников, тех, кто не сумел себя реализовать в городе. Однако, как только горожан обретает заветную квартиру в мегаполисе, начинает думать о здоровом образе жизни, здоровой пище, чистой природе он вновь задумывается о преимуществах сельской жизни и стремиться заполучить заветный сад, огород, дачу. И так было всегда. Настоящая статья посвящена анализу практик загородного жилья и их эволюции от виллы до коллективного сада.

Первыми места временного жительства, помимо городского жилья пришли древние римляне. Именно виллу древние римляне считали истинным домом, ассоциировали со «священным пространством», храмом: «Дом - слово греческое, и потому в священных зданиях место перед целлой, служащей местопребыванием бога, греки называют продомос, а место за нею опистодомос [1, с. 123].

Отличительной особенностью традиционного римского дома являются зеркально-симметричный план и наличие центрального, наиболее высокого, помещения двора - атриума [1, с. 146].

Атриум был окружен со всех сторон комнатами, выходившими на него дверями. По левую и правую стороны от бассейна размещались две полуоткрытые комнаты либо две группы комнат. Эти помещения назывались ала (лат. аlа - крыло), а в совокупности - але. Напротив входа, на противоположной стороне атрия, находилась главная комната дома - таблинум. В таблинуме хозяин дома принимал своих посетителей. Весь величавый характер римской жизни сказывается в этой просторной распланировке, объединяющей в одной ограде хозяина дома, восседающего в таблинуме, семейные предания, олицетворенные бюстами предков, и толпу клиентов, теснящуюся в нефах атриума [2, с.15].

Людям знатным, которые, занимая почетные и государственные должности, должны оказывать услуги гражданам, следовало делать царственные вестибулы, высокие атриумы и обширнейшие перистили, сады и аллеи, разбитые с подобающим великолепием.

В средневековой Европе первые замки для отдыха строились королем Прованса Рене. Это были типично летние резиденции, небольшие, как правило из белого камня, стены их порой украшались картинами итальянских художников [3].

В некоторых фортификационные укрепления сочетались с дворцовой пышностью. Большинство из них являлись охотничьими замками, таковыми были луарские резиденции Франциска I и его сына Генриха II.

Замок, построенный по приказу герцога Франсуа де Гиза, сохранился, но его проект был более традиционным. Главное строение сохраняло вид средневекового замка, около него находился большой сад, разбитый при участии итальянских садоводов. Резиденция герцога де Гиза была типичной гибридной конструкцией.

В архитектуре эпохи Возрождения строительство вилл стало отражением роста индивидуализма и фантазии. Во Франции строительство декоративных замков и вилл началось на полтора века позже. В это время рядом с большими замками или небольшими укрепленными домами, предназначенными для обороны, вырастают красивые декоративные замки - дворцы, удобные для жилья, но сохранившие рудименты фортификационных сооружений.

Именно с XVII в. французские архитекторы начинают активно развивать садово-парковую систему, вначале подражая итальянскому садовому искусству, а затем вырабатывая свой собственный стиль.

В России вилл никогда не было. Тем не менее, практики загородного жилья были одними из самых любимых и самых благоустроенных в России благодаря русской усадьбе [4].

Дворянские усадьбы, «родовые гнезда» являются одним из уникальных явлений русской культуры. В течение многих лет они определяли экономическое и социальное развитие страны, влияли на формирование культурных ландшафтов, являлись регионо и культурообразующими центрами России, сохраняли и преумножали русское духовное наследие.

Как известно, формирование дворянской усадебной культуры в России связано с распространением светской европейской культуры (с конца XVII в.) 30-е годы XVIII в. крупными геокультурными центрами распространения светской европейской культуры стали Санкт-Петербург и Москва [5].

Дворянская усадьба - это, прежде всего, самостоятельная территориально-поселенческая единица, со своей структурой, функциями, системой внутренних и внешних связей.

Понятие «русская усадебная культура» претерпело эволюцию от замкнутой средневековой культуры XVII века, когда усадьба имела явно выраженный хозяйственный уклон, к середине XVIII - первой половине XIX века к периоду расцвета. Именно в этот период создаются крупнейшие загородные резиденции Петербурга и Москвы (Останкино, Кусково. Архангельское в Москве). С наибольшей последовательностью формируются усадебные ансамбли, доминирующую роль в ансамбле играл усадебный дом, хозяйственные постройки были вынесены в глубину сада, разбивался регулярный, по типу Версаля, парк. Дворянство, освобожденное в 1762 году от обязательной военной службы, обустраивало свои городские и сельские усадьбы [6].

Усадебный комплекс обычно располагался на расстоянии 2-5 верст от деревни и почтового тракта и отделялся полосой естественной растительности, речным руслом или долиной небольшого ручья. Центром усадьбы был дом землевладельца. Общей особенностью размещения дворянских усадеб является их тяготение к административному центру. Дворянские усадьбы были своеобразными производственно-промышленными центрами. История развития большинства дворянских усадеб неразрывно связана с производственной деятельностью, которая повлияла в будущем на общую специализацию региона.

Некоторые землевладельцы пытались собрать в одном месте все то, что было дорого их сердцу. Поэтому в имениях создавались прекрасные библиотеки, складывались замечательные коллекции картин, устанавливались статуи, организовывались театры. Многие дворяне полагали, что именно отсюда, из «Дворянских гнезд», должна прийти помощь народу и вели легальную культурную, образовательную, попечительскую деятельность. Социально-культурную направленность в дворянских усадебных комплексах имела и православно-религиозная деятельность, неразрывно связанная с повседневной жизнедеятельностью всех жителей усадьбы. Нельзя не отметить ландшафтно-преобразующего значения усадебной культуры, позволяющей рассматривать «Дворянские гнезда» как своеобразные оазисы культурных ландшафтов. Усадьбы формировались как архитектурно-планировочные комплексы, где присутствовал определенный творческий замысел, сохранялась территориальная общность и создавалась внешняя привлекательность [6].

Коренным образом изменилась усадебная культура после 1861 года. Изменения были настолько глубоки, что один из первых исследователей этой проблемы И.Н.Врангель заявил об угасании усадебной культуры, с ее синтетичностью - взаимосвязи пластических видов искусства - архитектуры, садово-паркового, прикладного и изобразительного со зрелищными музыкой, балетом, театром, народным искусством [7].

Меняется социальный статус владельца. Появляются купеческие усадьбы. Характерной особенностью конца XIX в. стали усадьбы - художественные центры, в которых творческая интеллигенция, обращаясь к народным истокам, способствовала возрождению древнерусской традиции (вспомним Абрамцево, Талашкино, Поленово).

Таким образом, говорить об угасании усадебной культуры в этот период можно не впрямую, а опосредованно. Угасала дворянская усадебная культура, ее четкие границы размывались новыми привнесенными элементами купеческой и мещанской культуры.

В настоящее время дворянская усадебная культура, к сожалению, практически утрачена и как элемент русской культуры (в широком смысле этого понятия), и как часть наследия (в более узком смысле).

К концу XIX в. русская усадьба заменяется более демократичными и более дешевыми в обслуживании дачами.

Сам термин «дача» появился в России, начиная со времен Петра Великого. Западноевропейский обычай выезжать на лето на дачу был привнесен, наряду со многими остальными, из заграничной практики, подсмотренной царем-реформатором. Петербургские жители, по-достоинству оценили преимущества дачной жизни в условиях сырого и ветреного петербургского климата. Хотя есть упоминания, что еще в XVII веке великие князья строили второй двор за пределами городских стен [8].

Постепенно дачный отдых становится модным и вслед за членами царской семьи и их приближенными на дачи устремляются представители зажиточного дворянства. Некоторые из них могли позволить построить собственную дачи, другие пользовались домами, снятыми на лето.

После великих реформ 1981 г. обедневшие помещики зачастую сдавали свои родовые усадьбы под дачи, и дачи стали повсеместным явлением даже в небольших городах. Благодаря строительству развернутой сети железных дорог дачные места удаляются от города.

На дачу приезжали в начале мая, уезжали в начале сентября. Иногда дачный сезон продолжался и до октября - ноября. Чем дальше она была расположена от столиц или от губернского города, тем дешевле обходилась. Отдых на даче могли себе позволить и среднеобеспеченные слои населения.

Деревенскую или дачную жизнь можно определить тремя словами: простота, гостеприимство со стороны хозяев и скромность со стороны дачных жителей.

Дачные отношения были более свободными, «без чинов». Даже незнакомые люди сходились друг с другом оч...

Другие файлы:

Коллективный договор
Понятие, значение и функции коллективного договора. Механизм заключения коллективного договора, его стороны, структура и содержание. Особенности практ...

Развитие форм коллективного инвестирования в Республике Казахстан
Социально-экономическая сущность коллективного инвестирования. Механизм коллективного инвестирования. Стратегии и основные модели пенсионного обеспече...

Понятия и особенности коллективного договора
Роль и значение коллективного договора в регулировании труда. Коллективный договор и соглашение как источники трудового права. Задача коллективного до...

Итальянское барокко в ландшафтном дизайне.
Барочное садово-парковое и ландшафтное искусство Италии получило свое развитие на живописных склонах и холмистых предгорьях Апеннинских гор, в условия...

Особенности коллективного договора в высшем учебном заведении
Регулирование трудовых отношений на основе коллективных соглашений. Процедура выработки и заключения коллективного договора. Коллективный договор в ву...