Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Дискурсивный анализ эрмитажных собраний Екатерины II

Тип: статья
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
XVIII столетие как время активного формирования понятия "светское общение", ставшего эталоном для русского общества на протяжении двух веков. Эрмитажные собрания при дворе Екатерины II, их роль и значение для культурного развития российского общества.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

УДК 130.2:7:80

ББК Ч10

Е.А. Савина

ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ ЭРМИТАЖНЫХ СОБРАНИЙ ЕКАТЕРИНЫ II

Ключевые слова: Большие, Средние и Малые Эрмитажные собрания, дискуссия, тематика бесед, светское общение, салонная речевая культура.

В статье затрагивается одна из форм дворянского интеллектуального досуга в России XVIII века - эрмитажные собрания, которые являлись относительно продолжительным по времени периодом «поэтического» светского поведения, ориентированного на обязательное обсуждение самых разных искусствоведческих проблем - театральных, литературных, музыкальных.

E.A. Savina

DISCOURSE ANALISIS OF HERMITAGE MEETINGS OF EKATERINA II

Key-words: Big, Medium and Small Hermitage meetings, discussion, topics of conversations, secular communication, small talk.

The article is about one form of noble intellectual leisure activities in 18th century Russia, Hermitage meetings that took place for quite a long time. They were poetic meetings focused on discussion of different art issues devoted to theatre, literature and music.

XVIII столетие - время активного формирования понятия «светское общение», ставшего эталоном для русского общества на протяжении двух веков, явившегося одним из истоков современной культуры общения. Эрмитажные собрания Екатерины II являлись значимой школой салонной речевой культуры. Цель данной статьи - представить тематику бесед во время Эрмитажных встреч Екатерины II.

Российские Эрмитажные собрания относятся к числу импортированных элементов западной культуры. Во Франции XVIII века эрмитажем называли небольшие, уединенные здания, в которых знать проводила часть придворного досуга, например: Ermitage - chalet de la vallйe de Montmorency, propriйtй de Mme d'Epinay oщ J.-J.Rousseau rйsida en 1756 - 1757 [27, c. 1303] - Одинокий загородный дом мадам д'Эпине в долине Монморанси, где в 1756 - 1757 гг. проводил время Ж.-Ж.Руссо (перевод авт.).

Первое упоминание об эрмитажах мы находим в автобиографических записках Екатерины II за 1746 г. и в камер-фурьерском журнале за 8 января того же года. «…покои великого князя [Петра III в Зимнем дворце] <…> соприкасались с комнатой, в которой императрица [Елизавета Петровна] велела устроить стол с механизмом и которую называют в России Эрмитажем»; и далее: «…дверь выходила в другую комнату, составляющую часть апартаментов императрицы, где был “стол с машиной”, поднимавшийся и опускавшийся так, чтобы можно было обедать без прислуги». Сравним с записью в камер-фурьерском журнале: «Их Императорския Высочества [великий князь Петр Федорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна] и Его Светлость [Принц Август Голштинский] шествовали в Эрмитаж, в котором на подъемном столе, с иностранными персонами, изволили кушать вечернее кушанье, при котором столе Их Императорские Высочества изволили сидеть на главном месте» [8, c. 83; 11].

Екатерина II в первые годы своего царствования тоже выбрала особое помещение, находившееся в Зимнем дворце, где она могла проводить часы отдыха среди произведений искусства без соблюдения придворного этикета с близкими ей людьми. Это помещение также получило название Эрмитажа. Постепенно имя собственное - как название помещения - превратилось в имя нарицательное - как проходимое в нем действо. В нашем понимании понятиям «Музей» и «Собрание» соответствуют термины Эрмитаж и эрмитаж.

Инициатором вечерних эрмитажей была сама императрица. Первое упоминание о екатерининских собраниях мы находим в камер-фурьерском журнале от 7 февраля 1769 г., где говорится, что Екатерина прибыла в эрмитаж, куда приглашен был английский посол с супругой [12].

По количеству посетителей эрмитаж подразделялся на три вида: Большой - присутствовали высшие сановники и дипломатический корпус (150 - 200 человек), Средний - 50 - 60 человек, Малый - завсегдатаями были только члены императорской фамилии и лица, близкие к императрице: канцлер, князь А.А. Безбородко; княгиня Е.Р. Дашкова; обер-шталмейстер Л.А. Нарышкин; гофмаршал, барон А.С. Строганов; фельдмаршал, князь Г.А. Потемкин; обер-камергер И.И. Шувалов; барон, один из постоянных корреспондентов Екатерины II Ф.М. Гримм; французский посол в России с 1785 по 1789 гг., граф Л.Ф. Сегюр; австрийский дипломат, принц Ш.Ж. де Линь; австрийский посол в России с 1779 по 1800 гг. Л. Кобенцель; французский дипломат, граф М.Д. Корберон и другие высокопоставленные чиновники.

Эрмитажные собрания при дворе проходили осенью, зимой и весной до Великого поста, в летнее время они прекращались, т.к. императрица выезжала из Зимнего дворца в Царское Село. Что касается частотности эрмитажных собраний, то они проходили один раз в неделю, о чем свидетельствуют воспоминания Л. Энгельгарта [21, c. 65].

По аналогии с императорскими, эрмитажи организовывали и аристократы: камергер, граф И.Г. Чернышев и обер-камергер, граф П.Б. Шереметев. Описание эрмитажа в поместье И.Г. Чернышева под Петербургом дал в своих записках член Петербургской Академии Наук И. Бернулли: «…небольшое деревянное здание или эрмитаж, заключающий в себе конференц-столовую. Туда проникают с помощью вертящейся на своей оси лестницы, которая наверху может быть прикреплена к балкону и вновь убирается, когда соединение должно быть разобщено» [1, с. 10].

В описании села Кусково, изданном в XIX веке, эрмитажный павильон у графа П.Б. Шереметева был одним из самых живописных и богато убранных. Он представлял собой отдельно стоящее двухэтажное здание с четырьмя кабинетами; в середине центральной залы был накрыт стол на 16 кувертов, который поднимался на верхний этаж машинным механизмом [16, c. 157-158].

Мы не располагаем подробными сведениями об эрмитажей у Елизаветы Петровны, И.Г. Чернышева, П.Б. Шереметева, но мы имеем достаточное количество мемуарных материалов, описывавших эрмитаж Екатерины II.

Прежде всего, нас интересует речемыслительное содержание эрмитажных собраний. Приоритетной темой было обсуждение экспонированных произведений искусств. Приведем выдержки из общих впечатлений от Эрмитажа, сложившиеся у его посетителей.

Французский дипломат М.Д. Корберон в своем дневнике от 4 февраля 1776 г. отмечал: «…здесь много картин. Галерея слишком узка и нет достаточного пространства, чтобы их видеть <…> Я с удовольствием заметил на камине мраморный бюст Дидро работы Колло, ученицы Фальконета <…> по соседству находится оранжерея…» [9, c. 43].

Член Берлинской Академии Наук И. Бернулли в своих записках о путешествии по России в 1777 г. говорил о картинной галерее Эрмитажа следующее: «…картины висят без всякого порядка и подбора, разные школы вперемешку, но длинная сторона по левой руке отведена преимущественно лучшим произведениям итальянской школы <…> Я могу поручиться, что это собрание заключает в себе неожиданные сокровища драгоценных картин, хотя я не всегда согласен с подлинностью приписываемых величайшим мастерам холстов (кто поверит, что все вещи, приписываемые Корреджио, действительно его кисти?…)» Бернулли указывал, что посетители Эрмитажных собраний могли пользоваться при осмотре каталогом картин, изданным в 1774 г., в количестве 60 экземпляров [1, с. 15].

Авторы книги «Путешествие двух французов по северу Германии, Дании, Швеции, России и Польше, совершенное в 1790 - 1792 годах», изданной в Петербурге, так говорили об Эрмитаже (музее): «Собрание картин, бесспорно, является самым многочисленным из существующих в Европе, но оно далеко не из первых по своему подбору: у императрицы та же неудача, как и у тех, кто обычно покупает целые коллекции, т.е. они обладают обыкновенно большим количеством посредственных вещей и малым - хороших; ее агенты страдали или отсутствием верности или познаний» [Цит. по: 19].

Академик Петербургской Академии Наук И.Г. Георги в описании Эрмитажа подчеркнул следующее: «Во всех комнатах находятся картины и богатые вазы, урны, группы, столбы и разные искусственные вещи, мраморные, яшмовые, яхонтовые, изумрудные, хрустальные, корфирные и из др. каменьев, также лепной работы фарфоровые, бронзовые, резные из дерева и пр. <…> Картины висят в трех галереях и отчасти в комнатах Эрмитажа и расположены не столько по точному порядку школ, мастеров и пр., как по виду, ими производимому и по местоположению, чем не только помещено много картин на небольшом пространстве, но и произведен приятнейший вид…» [4, с. 336-337, 343].

Итак, просмотр произведений искусств - картин, статуй, рисунков, гравюр, изделий из фарфора, серебра, золота, драгоценных камней, монет, медалей, минералогических коллекций и т.д. - органически включался в «программу» Эрмитажных собраний, во время которых отмечались как положительные, так и отрицательные моменты Эрмитажного интерьера. К положительной строне посетители относили наличие высоко художественных произведений, присутствие каталогов. Отрицательное впечатление складывалось, в основном, от отсутствия художественного вкуса в оформлении; кроме того, посетители указывали и на тот факт, что часть выставленных произведений не имела художественной ценности.

На Эрмитажных собраниях участники высказывали точки зрения и по поводу просмотренной театральной пьесы. Все спектакли проходили в Эрмитажном театре, построенном в 1780-х гг. архитектором Дж. Кваренги по образцу театра в итальянском городе Виченце и имеющем форму античного полуциркульного театра без лож и ярусов. Первый спектакль (по камер-фурьевскому журналу) состоялся 22 ноября 1785 г.: «в 5 часу вечера ея и. в-во обще с их и. выс-ми при эрмитаже изволила шествовать в новопостроенный пр...

Другие файлы:

Дискурсивный анализ массовой коммуникации как идеологический инструмент

Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II
Противоречия вклада Екатерины II в русскую историю. Роль европейских просветителей в становлении Екатерины как влиятельной политической личности. Идея...

Внутренняя политика Екатерины II
Изучение особенностей социально-экономического развития России во второй половине ХVIII века. Личность императрицы Екатерины II, отличительные черты и...

Марки военных собраний частей Русской армии 1874-1914
Описание:Появление офицерских (военных) собраний в последней четверти ХIХ в. являлось прямым следствием общегосударственных и военных реформ того врем...

Общество и власть в правление Екатерины II
Приход к власти императрицы Екатерины II. Губернская и судебная реформы в России. Расширение народного образования. "Жалованная грамота дворянству". О...