Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Дионис и его свита в античном искусстве

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Мифы о Дионисе и его спутниках, как излюбленные сюжеты западноевропейского искусства. Образы героев дионисийского культа, которые были широко распространены на статуях и рельефах саркофагов, в вазописи. Эволюция образа Дионисия и его свиты со временем.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Дионис был известен, прежде всего, как бог виноградарства и виноделия, а также растительности и плодоносных сил земли. По своему происхождению он не был греком. Его путь в Грецию проходил через Крит и острова Эгейского моря. Имя Диониса встречалось на критских табличках, датируемых XIV веком до н.э. В Греции культ бога Диониса укоренился только через шесть-семь столетий.

Согласно древнейшей мифологии Крита, Дионис выступал как Загрей («Великий Охотник») -- сын Зевса и богини Персефоны.

Ревнивая Гера послала титанов, чтобы убить Загрея. Он пытался скрыться или напугать титанов, принимая облик зверей, но, в конце концов, они его растерзали. Куски его тела они сварили. Из его крови, пролитой на землю, выросло гранатовое дерево. Супруга Кроноса и бабка Диониса Рея соединила куски его тела и вдохнула в них жизнь... Баландин, Р.К. Сто великих богов. - М.: Вече, 2011. - 432 с.

Вообще существует несколько версий относительно происхождения боога. В разных культурах Диониса называли разными именами. В частности, одно из его имен - Лиэй, что означает «освободитель» и связано с тем, что Дионис был богом виноделия, а благодаря опьянению человек избавлялся от притупляющего чувства рутины повседневности.

В другой традиции Диониса называли Эвием, что означало «плющ» или «виноградная лоза» и было связано со способностью бога превращаться то в виноградную розу, то быка, козла и льва. Мир античных мифов. - М., 2009. - 344, [3] с.: ил.

В эллинистической культуре Дионис был сыном Зевса и прекрасной Семелы, дочери фиванского царя Кадма, к которой Зевс спускался с Олимпа под покровом ночи. Согласно легенде, Зевс поклялся Семере, что выполнит любую его просьбу, она же, в свою очередь, пожелала, чтобы он предстал перед ней во всем своем величии. «Когда Зевс предстал перед ней в грохоте грома небесного и блеске ярких молний, огонь испепелил смертную женщину и ее дворец. Но Зевс успел выхватить из пламени Диониса, изъяв ребенка из материнского лона, и зашил его себе в бедро. Окрепнув в теле отца, Дионис появился на свет, и Зевс отдал его на воспитание нисейским нимфам». Мир античных мифов. - М., 2009. - 344, [3] с.: ил. Гера вселила в Диониса безумие, и он долго скитался по восточным странам, придя, в конце концов, во Фригию, где его исцелила богиня Кибела и посвятила в свои таинства.

Римляне называли культ Диониса Вакхом, который отличался «веселыми непристойностями», совершавшимися во время праздника: в торжественной процессии возили на повозке сделанный из цветов фаллос, водворяли его в храм и «увенчивали» самой целомудренной матроной; допускалась и некоторая сексуальная свобода».

Когда Дионис вырос, он обошел всю землю и одаривал людей виноградными лозами, научив их виноделию.

В странствиях неразлучными спутниками Диониса были сатиры, мудрый учитель - старый Силен, и козлоногий Пан - покровитель лесов и пастбищ. В его свиту также входили вакханки (менады), они впадали в экстаз и неслись в неистовом танце. Также Диониса сопровождали барсы, козлы, пантеры, тигры. Мчась в неистовом танце, менады прославляли бога, били в тимпаны. Своими жезлами, увитыми плющом, они высекали из земли молоко и мед. Сатиры были низшими божествами, демонами плодородия. В их облике прослеживались черты и человека, и животного (тело их покрыто шерстью, они имеют звериные уши, иногда хвост или копыта). Старый Силен - лесной демон, его считали отцом многих силенов и сатиров. Обычно его изображали безобразным стариком, толстым, лысым, с чашей в руке или с бурдюком вина. Веселый и вечно пьяный, он мог предсказывать будущее. Но заставить его сделать это, можно было только, если застать его спящим или связать. Буслович, Д.С. Люди, герои, боги. - СПб., 1992. - С. 92-95.

Козлоногий Пан - сын Гермеса и нимфы Дрионы, бог лесов и пастбищ, покровитель охотников и пастухов. В сопровождении нимф Пан бродил по горам и долам, играл на изобретенной им свирели. Пана считали веселым божеством, но когда он сердился, нагонял ужас даже на самых отважных воинов, издавая оглушительный крик. Имя Пана переводится как «все». По легенде, «когда мать увидела новорожденного сына, заросшего волосами и бородатого, она ужаснулась. Однако Гермеса и богов-олимпийцев его вид рассмешил, и они нарекли его Паном («всем понравившимся»)». Буслович, Д.С. Люди, герои, боги. - СПб., 1992. - С. 96. Обычно Пана представляли безобразным существом с телом, поросшим шерстью, козлиными копытами, рожками и хвостом.

В честь Диониса в Греции в начале года устраивались весенние народные празднества - Дионисии (Вакханалии). Они особенно торжественно отмечались в Афинах, ибо виноделие было одним из основных занятий его граждан. Именно в Афинах впервые во время этого празднеств устраивали представления, в которых разыгрывались сцены, рассказывающие о чудесном рождении Диониса, его странствиях и походе в Грецию. Буслович, Д.С. Люди, герои, боги. - СПб., 1992. - С. 90-91.

Праздничную процессию возглавляли фаллофоры, которые несли что-то наподобие фаллоса и теофоры с изображениями бога. За ними шли сатиры, менады, жрецы и мисты, посвященные в таинства. Участником празднеств мог стать любой желающий, но только посвященные в братство (фиас) допускались к участию в мистериях. В честь Диониса звучали флейты, рожки; участники процессии пели ритмичные дифирамбы, а также изображали страсти бога. Постепенно музыка играла все громче и громче, пляски становились все стремительнее, вакханки впадали в экстаз и разрывали на части животных, как некогда титаны разорвали Диониса. Мир античных мифов. - М., 2009. - 344, [3] с.: ил.

В Афинах верховная жреца и сопровождающие ее младшие жрицы во время праздника входили в храм, в котором в 14 корзинах хранились 14 частей растерзанного Диониса. Их доставали из корзин, окуривали фимиамом, приносили в жертву животное, а потом отдавали части Диониса жрице, а та, в свою очередь, соединяла части бога воедино, как бы воскрешая Диониса.

Считается, что позднее эти зрелища породили древнегреческую трагедию - «козлиную песнь» и комедию. «Изначально трагед, автор или участник дионисийских песнопений, был связан с ритуалом жертвоприношений козла. Дионис, совершая чудеса, мог превращаться в козла, и это было одно из посвященных ему животных». Мир античных мифов. - М., 2009. - 344, [3] с.: ил.

Дионис и его свита в античном искусстве

Сохранилось множество памятников античного искусства, воплотивших образ Диониса и сюжеты мифов о нём в пластике (статуи и рельефы) и вазописи. Широко распространены были и сцены шествия Диониса и его спутников, вакханалий; эти сюжеты нашли отражение в рельефах саркофагов. Сцены собрания мистов, омовения, созерцания священных символов и другие фрагменты мистерий также изображены на фресках, мозаиках, рельефах и росписях саркофагов, найденных археологами. Примером последних (мистерий) могут служить росписи, датированные, I в. до н.э., в загородной вилле в Помпее, которая благодаря сюжету фресок получила название Мистерий. На росписях можно увидеть сцены таинств, связанных с культом Диониса, его супругу Ариадну, сатиров и силенов, а также образы участников мистерий.

Особенно выразительна сцена, где грозная крылатая богиня замахивается длинным хлыстом на коленопреклоненную девушку. Закрыв лицо руками, девушка припадает к коленям сидящей женщины. Ее темно-коричневый плащ оттеняет золотистый тон нежного тела. Рядом с этой группой - обнаженная танцовщица с ударными инструментами в руках, а за ней девушка в темно-лиловом плаще. На фоне этого плаща выделяется сильная и стройная фигура танцовщицы. С удивительным мастерством художник передал сложное движение танцовщицы, ее легкую и гибкую грацию. Золотисто-желтый шарф гармонирует с розовато-золотистыми тонами тела девушки (Приложение 1).

Что касается изображений самого Диониса, то в Древней Греции сначала ограничивались изображением одной его головы или его маски. Позднее бога часто изображали среди олимпийцев (рельефы восточного фриза Парфенона) и в сценах гигантомахии, а также плывущим по морю (килик Эксекия "Дионис в ладье" и др.) и сражающимся с тирренцами (рельеф памятника Лисикрату в Афинах, ок. 335 до н.э.) (Приложение 2). Например, на килике «Дионис в ладье» изображена сцена из знаменитого мифа о боге виноделия. Неосторожные разбойники случайно захватывают в плен бога, не имея никакого представления, какой невиданный пленник оказался на борту их ладьи. Кульминацией рассказа становится сцена, в которой разгневанный бог превращает морских разбойников в дельфинов.

Также примечательна Камея «Дионис, Сатир и Ариадна», которая показывает встречу богом вина на острове Наксосе возлюбленной Тезея, покинутой им. На скале полулежит Ариадна: приподняв одежду, она прикрывает ею свою наготу. В центре стоит молодой сатир, которого Дионис дергает за ухо, наказывая за какой-то проступок. Сатир от боли поднимает ногу и пытается удержать руку разгневанного бога. Между ними на земле валяется опрокинутая ваза. Считается, что вина сатира состояла в том, что, найдя на берегу спящую девушку, хмельные спутники Диониса решили, что это -- их законная добыча, но бог, сделавший свой выбор, был вынужден по-своему их пожурить. Неверов, О. Я. Античные камеи. - СПб.: Искусство, 1994. - С. 76--77. (Приложение 3).

Известен также кратер с изображением Гермеса и Диониса. На нем показан момент мифа, когда маленького Диониса, после смерти его матери, Семелы, Гермес передает на воспитание нисейским нимфам. Гермес, сидящий на скале, держит на коленях мальчика, тянущего...

Другие файлы:

Культ Диониса в Античном искусстве Греции
Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства, это и часть духовног...

Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" как одна из главных загадок современности
История создания романа. Личность Булгакова. История "Мастера и Маргариты". Четыре слоя реальности. Ершалаим. Воланд и его свита. Образ Воланда и его...

Стиль рококо в искусстве и костюме
В VIII-IXвв. На огромной территории Восточно-Европейской (или русской) равнины жили племена восточных славян. Три основы равнинной природы играли важн...

Реклама в античном мире
Истоки рекламной деятельности. Как зарождалась рекламная деятельность в античном мире, какие ее формы стали прообразом современной рекламы. Устная, из...

Библейские образы в искусстве: от традиции к современности
Изучение философских оснований и особенностей религиозного искусства. Определение роли религиозного канона в искусстве. Анализ отношения официальной ц...