Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Две Софии: Киевская и Новгородская

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Культурные особенности храмов Киевской и Новгородской Софии. История и архитектура каждого из них, характеристика уникальных евангельских фресок в Киеве. Сходства и отличия внутреннего устройства двух великих русских соборов, посвященных святой Софии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Две Софии: Киевская и Новгородская

Введение

X век - век становления Русского государства, век объединения восточнославянских племен вокруг Киева, век принятия христианства. Век уничтожения культуры языческой Руси и первых шагов культуры христианской.

XI век также был богат на события. Строительство обеих Софий - киевской и новгородской, отказ в 1014 году новгородского князя платить Киеву дань, выделение Новгорода в «государство в государстве», упадок Киева, Любечский съезд князей в 1097 году, результатом которого стало знаменитое «Кождо да держит отчину свою!», т.е. фактическое начало феодальной раздробленности. Следствием стал серьезный кризис, как во внутренней, так и во внешней торговле, и, соответственно, в сфере духовной также, поскольку все прежние связи были разрушены.

Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: «Церкви дивна и славна всем округниим странам…». Древнерусское искусство. М., 1977. С. 36 Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси.

Новгородская София - один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение. Постройка свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла киевскую не только по названию. Подобно киевскому собору, новгородская София представляет собой огромный расчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи.

Целью нашей работы является выявление сходства и отличий двух великих русских храмов, посвященных святой Софии.

Задачи работы: рассмотреть культурные особенности обоих храмов; сделать обзор истории и архитектуры каждого из храмов; исследовать представляющие особенный интерес евангельские фрески храма св. Софии в Киеве.

1. Уникальные культурные особенности двух храмов, посвященных св. Софии

храм софия киевский новгородский

Оба российских храма, посвященных святой Софии были сооружены почти одновременно. Ярослав Мудрый закладывает храм Софии в Киеве в 1037 году, а Владимир Ярославович закладывает храм Софии в Новгороде в 1045 году. Храмы строили византийские зодчие. Это и понятно: архитектура храмостроительства явилась вслед за христианством и лишь после первоначальной выучки русские мастера выискивают своеобразные пути развития.

Но все же следует заметить, что оба храма оригинальны и близкого образца в пределах Византии не имеют. Их своеобразие заключается во множестве пересекающихся нефов и крестовых столбах. Богослужение нельзя было наблюдать из глубины храма, а хоры сооружались без казалось бы должного внимания к алтарю. И если вглядываться в структуру храмов, то невольно приходят в голову фрагменты частично вскрытых раскопками руин Большого дворца в Константинополе, имеющего подобную нашим храмам мелкоячеистую структуру. Эта аналогия заставляет нас признать храмы Софии на Руси и особенно Софию Киевскую храмами - дворцами и недаром на хоры вел отдельный вход и живопись, сохранившаяся на лестнице, имела исключительно светское, а не религиозное содержание. К тому же, хоры освещались верхним светом и второй ярус галереи служил прекрасным балконом.

За длительный срок существования храмы неоднократно достраиваются, перестраиваются, ремонтируются, реставрируются. Изучая их архитектуру, прежде всего задаешься вопросами: как же выглядел храм первоначально и что в нем возникло впоследствии? Но в обоих случаях имеющиеся проекты реконструкции первоначального облика либо игнорируются, либо в чем-то дополняются или исправляются. Молодые исследователи заново вновь и вновь обращаются к решению этой задачи.

Общий размер храмов без больших папертей приравнен к 100 греческим футам. Брунов Н. Травин. Н. Собор Софии в Новгороде. //Сообщения института Истории и Теории архитектуры Вып. 7, М., 1947. С. 29 Одно это дает основание предположить, что строительство больших папертей проводилось позднее. Они могли возникнуть вскоре после возведения сооружения или даже во время строительства. Исследование, внимательное изучение сооружения может установить время возведения той или иной его части, но с известной степенью точности, а вот это-то и является подчас причиной возникновения дискуссий и нескончаемых споров. В этих спорах и мы принимаем деятельное участие. Но нам в первую очередь важны не изменения в архитектуре этих замечательных храмов, а первоначальный проектный, зодческий замысел и только вслед за тем последовательная история его существования.

У Софии Киевской обсуждаются последовательность сооружения папертей и лестничных башен, у Софии Новгородской спорным является также время сооружения папертей и особенно их второго этажа. Вопрос для историка архитектуры стоит так: каков был в том и другом случае зодческий замысел и что относится к его изменению, как в процессе строительства, так и впоследствии?

Наряду с поисками литературных источников, материальных свидетельств, особое значение приобретает архитектурно-композиционный анализ.

Если мы внимательно посмотрим на последний проект реконструкции первоначальных архитектурных форм храма Софии Киевской, то увидим, что окружающие его паперти своими размерами как бы умаляют значение самого храма. Они кажутся пристроенными впоследствии. Это предположение становится уверенностью, когда мы обратим внимание на то, что малая галерея, окружая храм полностью, затемнена широкими папертями. Следует предположить, что наружные паперти сооружались вопреки или лучше сказать, сверх того, что было замыслено зодчим.

Естественно было бы высказать предположение и о том, что малые галереи храма первоначально были одноэтажными и тогда храм в уровне хоров получил бы хорошую освещенность. Эту мысль подтверждают обмерный чертеж Д. Иванова и реконструкции Ф. Солнцева, Н. Брунова, А. Новицкого и др. Однако если бы это было так, то галерея безусловно была бы отрезана от храма осадочным швом. О наличии такого шва мы не осведомлены, а поэтому не должны на таком варианте настаивать. Северо-западная башня могла быть сооружена ранее папертей, так как она может быть связана со вторым ярусом галерей непосредственно. Диаметр ее приравнен 1/2 диагонали подкупольного квадрата.

Юго-западная башня не имеет непосредственной связи со вторым ярусом галереи, ее диаметр равен ширине папертей и сооружена она была, по-видимому, одновременно с ними, хотя полностью исключить вариант сооружения и этой лестничной башни вне связи ее с папертями нельзя. Достаточно вспомнить постановку подобных башен впоследствии в ХII в. у некоторых храмов Новгорода и Владимира. Наружные же паперти храма, исходя из композиционных соображений, не могут быть отнесены к первоначальному замыслу зодчего. И нет нужды в том, что очень авторитетные ученые настойчиво утверждают, что паперти якобы были сооружены одновременно с самим собором. Несомненно, зодчий, сооружая основной корпус собора, о них еще и не подозревал. Да и сами паперти могли быть сооружены не одновременно, а последовательно, прежде всего западная, затем южная и лишь затем северная. Такая последовательность композиционного мышления зодчего нам кажется несомненной. Об этом же говорят проекты реконструкции храма, предложенные Д. Ивановым, Ф. Солнцевым, Н. Бруновым, А. Новицким, К. Конантом, И. Моргилевским. И аналитические исследования пропорций говорят о том же.

По поводу архитектурных форм храма Софии в Новгороде спор ведется, как мы уже сказали, о времени строительства наружных папертей, апсид у них и о времени надстройки над ними второго яруса. С точки зрения авторского зодческого замысла, задача реконструкции решается достаточно убедительно.

Храм имел паперти сооруженными одновременно с храмом и принадлежащими к первоначальному зодческому замыслу. Об этом свидетельствует высота храма, приравненная к его длине, измеренной вместе с папертью; наличие наружных порталов на фасадах храма во втором ярусе и другие.

Приделы в восточной части южной и северной паперти были сооружены впоследствии. Апсиды, сооруженные изначально, не могли бы иметь в своем основании следов ранее существовавших крестчатых столбов; западная стена приделов или восточная стена папертей не могла быть запроектирована зодчим на столь не обусловленном структурой храма месте.

Изначально паперти храма были одноярусными. При двухэтажных папертях не было надобности сооружать аркбутаны, обеспечивающие разную осадку стен, что было необходимо при различной высоте стен; сооружение второго яруса затемняет храм и даже обесценивает ранее сделанные окна. Перекрытие второго яруса многоцентровой полуаркой большого пролета (6,16 м) не имеет примера в архитектуре XI в. и очевидно входит в прямое противоречие со всей конструктивной структурой храма, что и послужило причиной преждевременного разрушения свода. Там же. С. 38 Дверь на хоры непосредственно с лестничной башни, впоследствии замурованная, свидетельствует о том же.

Гончарные горшки в забутовке пазух сводов, перекрывающих первый ярус папертей, свидетельствуют о том, что второй ярус папертей воздвигался позже, уже следующим поколением зодчих. Как ни пытаться, но объяснить такую...

Другие файлы:

Храм святой Софии в Константинополе
Главный храм Византийской империи. История храма Святой Софии в Константинополе. Гигантская купольная система собора. Интерьер, внутренняя отделка и м...

София Киевская
Буклет – путеводитель, посвящён Собору Святой Софии который был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. Внутри Собора сохранило...

София Киевская
Среди памятников прошлого в древнем Киеве - знаменитый архитектурный комплекс Х1-ХУШ веков София Киевская. Его центральное здание, чудо, что пришло к...

Новгородская Русь
Новгородская Русь - объединение восточно-славянских, финно-угорских племенных союзов. Династия Рюриковичей. Основание Новгородской Руси князем Рюриком...

Софии русский уголок
В книге освещается жизнь русской эмиграции в Софии. В ряде сюжетов представлены быт, искусство, учеба, работа, развлечения и даже политика. Отражены н...