Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Вышивка – оберег в русском народном костюме

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Семантика народного костюма. Мифологическая составляющая вышивки: антропоморфные и зооморфные мотивы. Места расположения и цвета орнамента. Ткани и виды швов, белая и крестецкая строчка. Обережная вышивка детской одежды. Тренды сезона весна-лето 2012 г.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

по дисциплине « История костюма и кроя»

на тему: Вышивка - оберег в русском народном костюме

Кострома 2012

Введение

Вышивка - едва ли не самое развитое искусство среди многих видов народного творчества. Шитьём занимались повсюду. Оно не требовало специальных приспособлений, а холст, нитки и игла были в каждом доме. Издавна женщины всех народов с большим увлечением и мастерством украшали одежду и быт различной вышивкой, создавая ценные образцы прикладного искусства, которые не только украшали, но и оберегали от злых духов.

Обереги - это экспериментально, в течение многих веков подобранные магические предметы, изучив которые наши предки пришли к выводу, что они могут охранять, оберегать нас от недружелюбных сил. Обереги бывают разные. Это украшения на окнах, ставнях, наличниках, над крыльцом и крышей, над воротами дом, бусы, браслеты, обережные вышивки на одежде, узоры которых являются стилизованными символами древних богов или покровителей рода - самые сильные из оберегов, т.к. ближе всего находились к телу человека.

Большую художественную ценность представляет русская народная вышивка. Она отличается гармоничностью узора, своеобразием растительного и геометрического орнамента и разнообразием приёмов исполнения.

1. Семантика народного костюма

В народе говорят: "своя рубаха ближе к телу". Почему, об этом нам расскажет семантика народного костюма, композиция, его цвет, орнаментальная тайнопись. Ведь именно в народном костюме прослеживаются наиболее важные черты и особенности народного самосознания, его социальные, нравственные, религиозные представления.

Н.М. Калашникова, автор многочисленных работ, связанных с темой народного костюма и его символикой, в своей книге «Народный костюм» отмечает тот факт, что семантический статус одежды, по выражению автора, ее знаковые функции, закрепились еще на раннем этапе развития и, что они должны были быть понятными не только ее владельцу, но и соплеменникам. Двигаясь во времени, на разном возрастном и социальном этапах, костюм изменяется на уровне структуры. Эти изменения проявляют себя в количественном составе костюма, цветовой семантике и разработке орнамента. Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом». Поэтому и вышивались эти узоры, где одежда кончалась (т.е. в местах, где одежда касалась открытого тела) - у ворота, на подоле, на манжетах. Кроме того, орнаментальные медальоны защищали плечи и колени. В орнаменте были заключены знаки, письмена - идеограммы, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды. Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу...

Стоит отметить, что одежда, изначальное появление, которой было обусловлено функциональной необходимостью, сразу стала и ритуальным объектом. Ее задачей также было и стимулирование определенных жизненных процессов. Поэтому одежду рассматриваем не только как вещь, но и как символическую форму - знак в контексте культуры.

Художественный, образный язык орнамента многообразен. Изначально орнамент являлся выражением народного мировоззрения. Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы - мужчине, женщине или ребенку. Для понимания языка орнамента большое значение имеет терминология узоров.

2. Значение орнамента

Орнаменты всех народов идут из глубокой древности, в их состав никогда не входила ни единая "праздная" линия - каждая имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Люди изобрели символы, чтобы обозначить и закрепить ими уясненное. Передача такого знания означает - обучение толкованию символов.

В. Вардугин упоминает о том, что еще в начале XIX века сохранялся обряд чтения узоров в деревнях, когда девушки наряжались по-праздничному и приносили свои рукоделия. Парни же выбрав себе в провожатых женщин почтенного возраста, слушали пояснения последних по поводу смысла узоров, изображенных на девичьих рукоделиях.

Орнамент чаще всего вышивался на одежде. "Народную вышивку - эту первую систему кода, приобретенную людьми и имевшую для них магический смысл, изучают чуть более столетия. Многое не разгадано, много открытий таят в себе простейшие узоры, заключающие в себя сигналы-символы о жизни и мировоззрении давно ушедших поколений. Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов. Он полон тайного смысла. Покрывая им игрушку, прялку, вышивку, народные мастера как бы переписывают созданные нашими предками своеобразные "письмена", накопившиеся в них за многие века.

Рис. 1

У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения водой входило и вытирание лица полотенцем (Рис. 1). Утром лицо вытиралось нижним концом, где ромбы создавали композицию восхода (внизу шла широкая полоса, затем следовали более узкие полосы). Вечером - верхним концом, где композиция была зеркальной - закат.

О вышивке можно сказать, что она хранит в себе народное осознание мира и природы, своеобразную народную поэтическую мифологию.

Орнамент делится на несколько видов:

Связь с мифологией

Изображение богов в вышивке

Изображение живых существ

Знаки

Геометрический орнамент

Растительный орнамент

2.1 Мифологическая составляющая вышивки в русском народном костюме

2.1.1 Антропоморфные мотивы

Женский образ - один из основных в русском орнаменте. В русском божественном женском персонаже воплотились народные представления о земле рожающей, связанной с водой, выбором судьбы и судом над неправедным человеком.

Рис. 2

Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая".(Рис.2) Часто в орнаменте присутствуют:

- крылатые руки,

- змеевидные (растениевидные) ноги,

- ромбообразная голова (положение Богини в модели мира, ромб - древний знак) или голова в виде трилистника (связь Богини с Древом жизни) (Приложение, рис. 4, 5).

Рис. 3

Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.(Рис.3)

А то и вовсе Богиня предстает перед нами в образе лягушки (символ весенней, порождающей силы Матери-земли). Сюжет лягушки несет в себе знак рождения и плодородия. С этим земноводным связано большое количество обрядов в древнерусской культуре. Часто встречается и сюжет утробы лягушки (рожаницы), в центре которой народный мастер помещал изображения птиц, деревьев, цветов, людей, всего, что было сотворено и обладало способностью живой жизни (Рис.4).

Рис. 4

Женская фигура с опущенными вниз руками - Лада (Рис. 5) - мать богов, славянская богиня красоты, любви и бракосочетаний, семейного счастья, Она, согласно древнеславянским поверьям, была покровительницей женщин, вдов и сирот, родов, детей, урожая и плодородия.

Рис. 5

Чаще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями - Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти созвездия раньше назывались Лосиными.

Рис. 6

Даждьбог - Бог плодородия и солнечного света, лета и счастья, живительной силы, а в московской - имперской мифологии, он предок князей и вообще русских людей (Рис.6). Происхождение имени Даждьбог, по всей видимости, означает "бог дарующий" (однокоренное слово "дать).

В орнаментике получили отражение обряды, такие, например, как, радуница - это весенний обряд, день поминовения предков, вешник - "завивание березы" в честь возрождения природы, праздник Ивана Купалы (Рис.7) и пр. Орнамент как уже было упомянуто, служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, "оберегом".

Рис. 7

2.1.2 Зооморфные мотивы

Изображения птиц и водоплавающих, которых вышивали мастерицы, носили не столько декоративный характер, сколько выступали в качестве оберегов. Эти знаки вбирали в себя множество значений, непременно доброго содержания. Две птицы, изображённые на концах свадебного полотенца, сулили согласие между будущими супругами. Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе сложной композиции, соотносился и с женским началом - с образом матери, охраняющей своих птенцов, трудолюбивой хозяйки (рис. 8).

Рис. 8

Вышивка с изображением коня особенно часто встречается на полотенцах, ведь именно полотенца участвовали во всех важнейш...

Другие файлы:

Пояс в русском народном костюме

Прямой крой в народном костюме

Конкурсная коллекция современного женского костюма с использованием элементов этностиля
Этнический стиль в моде. Формообразование в русском народном костюме. Проектная концепция костюма, ряд моделей и клаузуры. Построение чертежей базовых...

Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"
Эпоха, культура и человек как предмет педагогического исследования, знаковая система и символика в русском народном костюме. Составление программы кур...

Кроха-художник рисует Новый год
В Новый год происходят чудеса и исполняются желания. Эти книжки-раскраски подарят вашему малышу радость познания мира и будут способствовать творческо...