Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Возникновение и развитие традиций каргопольской глиняной игрушки

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Роль традиций глиняной игрушки в народном декоративно-прикладном творчестве России. Ведущие образы, традиции формообразования и декорирования глиняной игрушки ведущих промыслов. Поэтапное выполнение глиняной игрушки на основе каргопольских традиций.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра декоративно-прикладного искусства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Народная игрушка»

на тему: «Возникновение и развитие традиций каргопольской глиняной игрушки»

Выполнила:

студентка гр. 207/3 ДПТ

Колчина Лада Вадимовна

Руководитель:

Терехова Ольга Владимировна, декан ИЗО, ст. преподаватель

кафедры ДПИ

ЧЕЛЯБИНСК, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Глиняная игрушка как направление в народном декоративно-прикладном творчестве России

1.1 Место и роль традиций глиняной игрушки в народном декоративно-прикладном творчестве России

1.2 Ведущие образы, традиции формообразования и декорирования глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России

1.3 Особенности бытования традиций народной глиняной игрушки России в современный период

Глава 2. Художественно-стилистические особенности и поэтапное создание комплекта глиняных игрушек на основе традиций каргопольской игрушки

2.1 Традиции каргопольской глиняной игрушки и особенности её образно-художественного решения

2.2 Поэтапное выполнение глиняной игрушки на основе каргопольских традиций

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

глиняная игрушка декоративный промысел

По всей территории России разбросаны десятки крупных и мелких центров игрушечного производства. И каждый из них - это новая, интересная страница в истории русской игрушки, частица народной культуры.

Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству детей (простота, завершенность формы, обобщенность образа), доступно детскому восприятию, понятно ему, помогает развивать психические процессы (восприятие, воображение, мышление), расширяет кругозор. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на произведениях народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания школьника и развития его художественно-творческих способностей [5, с.9].

Игрушка как ценный образец народной культуры не утратила своего значения для современности. Народная игрушка может обогатить массовую культуру и быт наших современников, поскольку обладает удивительным многообразием и неразрывностью функций. Для детей игрушка ценна своей способностью ненавязчиво и эффективно забавлять, развлекать, обучать, воспитывать и развивать. Перейдя в мир взрослых в качестве подарка, сувенира, украшения интерьера, она продолжает свою воспитательную миссию, гармонизирует наш внешний и внутренний мир, делает нас более добрыми и отзывчивыми к красоте. Игрушка знакомит с национальной историей, развивая патриотизм и гражданские чувства. Она обладает немалым запасом общечеловеческих ценностей, помогает воспитывать подрастающего человека прежде всего с духовной стороны, прививая нормы нравственности, основы толерантности (терпимости к проявлениям иной культуры), уважение к традициям [13, с. 72-73].

Подчёркивая значение искусства для разностороннего развития человека (народное искусство - его часть), психолог Б. М. Теплов писал: «искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувства, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему развитию личности».

Исследователи народного искусства В.Н. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Т. Я. Шпикалова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др. отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Педагогические аспекты ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством отражены в исследованиях Е. А. Флериной, А.П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Б. Халезовой. Их исследования показали значение народного искусства в эстетическом, нравственном, умственном воспитании, показали особенности восприятия дошкольниками произведений народного творчества. Т. С. Комарова (1997) показала значение искусства в эстетическом воспитании дошкольников и его роль в развитии творческих способностей, определила содержание, формы и методы воспитания на материале народного искусства. 3. А. Богатеева и Т. Я. Шпикалова внесли большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства, выделили содержание, приемлемое для художественной деятельности дошкольников. Анализ вариативных образовательных программ «Радуга», «Детство», «Типовая программа» под редакцией М. В. Васильевой, программы «Истоки» показал, что вопросам ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством уделяется достаточное место [5, с.9].

Цель данной работы - выявить особенности возникновения и развития традиций народной глиняной игрушки в России, поэтапное выполнение глиняной игрушки на основе каргопольской традиции.

Объект исследования - традиции народной русской глиняной игрушки.

Предмет исследования - образы, традиции формообразования и декорирования глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач исследования:

- определить место и роль традиций глиняной игрушки в народном декоративно-прикладном творчестве России;

- исследовать историю возникновения и развития глиняной игрушки;

- рассмотреть особенности формообразования и декорирования глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России;

- описать традиции народной глиняной игрушки в России

в современный период;

- исследовать историю, традиции каргопольской глиняной игрушки и особенности ее образно-художественного решения;

- выполнить каргопольскую игрушку на основе каргопольской традиции, раскрыв значение образа «Тройки» в русском искусстве.

Методы сбора информации - работа с печатными изданиями, посвящёнными русской народной глиняной игрушке, с интернет источниками.

Использованные в работе литературные источники выбраны в виду их взаимодополняемости, полноты информации, богатого иллюстративного материала. Методологической базой данной работы послужили научные труды Ирины Яковлевны Богуславской (рис. 1), доктора искусствоведения, заведующей отделом народного искусства Государственного Русского музея.

В работе описана история возникновения и развития глиняной игрушки в России, рассмотрены традиции глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России, отдельное внимание уделено истории, традициям каргопольской глиняной игрушки и особенностям ее образно-художественного решения, в заключительной главе описаны особенности бытования русской глиняной игрушки в современное время, рассмотрены перспективы развития традиций глиняной игрушки.

Практическая значимость исследования:

- собранная в работе информация по истории возникновения и развития глиняной игрушки, а также по образам, традициям формообразования и декорирования глиняной игрушки ведущих игрушечных промыслов России служит хорошим материалом для проведения уроков лепки народной глиняной игрушки с учащимися;

- в преподавательской деятельности иллюстративный материал работы помогает выявить стилистические различия глиняных игрушек ведущих промыслов России;

- приведённый в работе ход выполнения комплекта каргопольских игрушек, объединённых в композицию, является хорошим руководством по изготовлению каргопольской игрушки в целом, а также даёт полную информацию об особенностях традиций лепки глиняной игрушки в Каргополье.

Глава I. Глиняная игрушка как направление в народном декоративно-прикладном творчестве России

1.1 Место и роль традиций глиняной игрушки в народном декоративно-прикладном творчестве России

Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же -- глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в XXI век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, раскраской, орнаментальными украшениями.

Чем ближе к нам время создания игрушек, тем разнообраз-

нее становятся их декоративные свойства. И во всей своей мощи обнаруживается истинно народный талант импровизации, свободно...

Другие файлы:

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой (на примере филимоновской игрушки)
Народное декоративно-прикладное искусство как одно из средств художественного воспитания дошкольников. Способы разработки перспективного плана по озна...

Игрушки (промышленные товары)
История игрушки и ее предназначение в жизни детей. Игрушки в разные периоды жизни ребенка, выбор игрушки и критерии отбора. Мягкая игрушка, мяч, динам...

Влияние гендерной игрушки на эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте
Развитие эмоциональной сферы ребенка в дошкольном возрасте, ее особенности. Психологическая сущность эмоций. Психологическая природа игрушки, ее виды,...

Я познаю мир: Игрушки
Иногда о каком - нибудь незначительном, пустячном двое говорят: `А! Это просто игрушки!`. Но разве игрушки - пустяк? Они запечатлели в себе ис...

Игрушка как средство всестороннего воспитания детей дошкольного возраста
Значение игрушки в жизни детей, краткая история ее возникновения. Взгляды педагогов на игру и игрушку как спутника жизни ребенка. Взаимосвязь игрушки...