Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Берн-Джонс представитель прерафаэлитизма

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Художественная жизнь Англии второй половины XIX в. Возрождение духовности и поэзии средневекового и раннего ренессансного искусства. Декоративно-изощренные композиции Берн-Джонса на религиозные и мифологические сюжеты. История движения прерафаэлитов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Бёрн-Джонс представитель прерафаэлитизма

Бёрн-Джонс (Burne-Jones) Эдуард Коли (1833-1898), английский живописец, мастер декоративно-прикладного искусства. Родился в Бирмингеме, в скромной семье столяра-рамочника. Принадлежал к младшему поколению прерафаэлитов. Стремясь к возрождению духовности и наивной поэзии средневекового и раннего ренессансного искусства, Бёрн-Джонс стилизовал формы своих произведений в духе итальянской живописи XV века. Декоративно-изощренные композиции Бёрн-Джонса отличаются чертами романтической взволнованности и идеализации, гибким линейным ритмом.

Прерафаэлитизм в Англии

Прерафаэлитизм - крупнейшее явление в художественной жизни Англии второй половины XIX в., значение которого выходит далеко за рамки изобразительного искусства. Образованное в 1848 г. тремя студентами Школ Королевской Академии - Д Г.Россетти, Д.Э.Миллесом и У.Х.Хантом -Братство прерафаэлитов стало началом мощного художественного движения, отголоски которого можно увидеть даже в английском искусстве 1930-х гг. Волна увлечения, как писал Перси Бейт, "раскатилась повсюду, рассыпалась тысячами брызг самых причудливых форм, захватила такое огромное пространство, что теперь никто не может определить того пункта, где бы в искусстве начиналось и где бы прекращалось влияние прерафаэлитов". Более семидесяти художников и иллюстраторов викторианской эпохи были так или иначе связаны с этим движением. До настоящего времени ведутся споры о том, кого же из них можно с уверенностью назвать "прерафаэлитами".

Прерафаэлитизму практически невозможно дать краткую обобщающую характеристику, поэтому статьи в энциклопедических справочниках справедливы и верны лишь отчасти, а само понятие все еще не имеет четкого определения.

По меткому замечанию У. Фредемана, "формулировок прерафаэлитизма столько же, сколько людей, пытавшихся это сделать". И по сей день это один из наиболее произвольно употребляемых терминов в истории искусства. Фредеман совершенно справедливо выделил три основных определения - "Братство прерафаэлитов", "движение прерафаэлитов" и "прерафаэлитизм", и заметил, что они вовсе не являются синонимами, о чем зачастую забывают многие авторы, пишущие на данную тему.4 Если термином "движение прерафаэлитов" можно обозначить всю совокупность художников, в искусстве которых образы и мотивы, рожденные в Братстве, получили какое-либо отражение, то понятие "прерафаэлитизм" будет наиболее общим, включающим и искусство последователей, и искусство членов Братства Под "прерафаэлитизмом" следует подразумевать ряд художественных особенностей, наличие которых (и не обязательно в полном объеме) позволяет считать творчество того или иного художника частью "движения прерафаэлитов".

Движение прерафаэлитов, фактически, возникло тогда, когда перестало существовать Братство, а его конец теряется где-то в конце 1920-х гг. То, что столь протяженное во времени, и столь противоречивое в художественном смысле явление следует каким-то образом структурировать, искусствоведы осознали только к концу XX в.

Биография Бёрна-Джонса

В молодости хотел стать священником. Изучал теологию в Эксетер-колледже (Оксфордский университет). Здесь знакомится с Уильямом Моррисом, и оба, находясь под впечатлением картин прерафаэлитов, принимают решение отказаться от богословия ради живописи. Когда в 1856 году Данте Габриэл Россетти встречается с Уильямом Моррисом и Эдвардом Бёрн-Джонсом, это знакомство становится началом нового этапа в развитии движения прерафаэлитов.

В 1856 Бёрн-Джонс обручился с Джорджианой (Джорджи) Макдональд (1840-1920), одной из сестёр Макдональд. Она училась на художницу, и была сестрой старого школьного друга Бёрн-Джонса. В 1860 году пара поженилась. Джорджиана занялась созданием гравюр по дереву и подружилась с Джордж Элиот. (Другая сестра Макдональд вышла замуж за художника Эдварда Пойнтера, вторая - за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью премьер-министра Стэнли Болдуина, а третья - матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса).

Джорджиана родила сына Филиппа в 1861 году. Второй сын, рождённый зимой 1864 года, когда Джорджиана болела скарлатиной, умер вскоре после рождения. Затем семья переехала в дом № 41 на Кенсингтон-сквер, и их дочь Маргарет родилась там в 1866 году.

В 1867 году Бёрн-Джонс и его семья переехали в Гранж, дом 18ого века с большим садом в Фулхэме. В течение 1870х Бёрн-Джонс почти не выставлял своих работ, переживая остро-враждебные нападки прессы и страстный роман (описанный как «эмоциональная кульминация его жизни») с греческой моделью Марией Замбако, закончившийся её попыткой совершить самоубийство, бросившись в канал Регента. В эти тяжёлые годы Джорджиана стала близким другом Морриса, чья жена Джейн была влюблена в Россетти. Джорджи и Моррис могли быть влюблены друг в друга, но, если он и просил её оставить мужа, она отказала. В конце-концов Бёрн-Джонсы, как и Моррисы, остались вместе, но Джорджи и Моррис были близки до конца жизни.

Их сын Филипп стал известным портретистом и умер в 1926 году. Их любимая дочь Маргарет (умерла в 1953 году) вышла замуж за Джона Вильяма Мэкейла (1850-1945), друга и биографа Морриса, профессора поэзии в Оксфорде в 1911-1916 годах. Их дети Анжела Фиркель и Денис Мэкеилстали писателями.

Бёрн-Джонс получил Орден Почётного легиона за картину «Король Кофетуа и нищенка» (англ. King Cophetua and the Beggar Maid, 1884).

художественный прерафаэлит берн джонс

Работы

В двадцатидвухлетнем возрасте Бёрн-Джонс открыл для себя «Смерть Артура» Томаса Мэлори, и до конца своей жизни он создавал полотна, посвящённые этим легендам. Красота и таинственность древних преданий пленили Бёрн-Джонса ещё и потому, что это были христианские предания, построенные на тематике битвы добра и зла, греха и спасения. Как многие другие современники, которые потеряли свою веру в Бога, Бёрн-Джонс сохранил веру в христианские добродетели, романтическую любовь, благородство. За два года до смерти он писал: «Поразительно, но эта история о Святом Граалевсегда была в моих мыслях… Есть ли в мире что-нибудь столь же прекрасное?»

Бёрн-Джонс много рисует обнаженное мужское тело. Его картины почти плоскостны, в них нет ярко выраженной игры светотени. Он делает упор на линию, а колорит его работ очень часто золотисто-оранжевый. Детализация и излишний реализм прерафаэлитов нехарактерны для Бёрн-Джонса. Его герои очень статичны, их лица отрешены, а позы скорее напоминают изящные позы статуй. На картинах почти нет динамики, только созерцание.

Декоративно-изощренные композиции Бёрн-Джонса на религиозные и мифологические сюжеты (“История Пигмалиона”, 1869-1879, Бирмингем, Художественная галерея и городской музей; “Зеркало Венеры” 1872-1877, Лиссабон, Национальный музей старого искусства; “История Персея” после 1875, Штутгарт, Городское собрание; “Золотая лестница”, 1876-1880, “Король Кофетуа и нищенка”, 1880-1884, “Любовь среди руин”, 1893, - все картины в Галерее Тейт, Лондон) отличаются чертами романтической взволнованности и идеализацииотличаются чертами романтической взволнованности и идеализации, гибким линейным ритмом, тяготением к орнаментальности. С 1853 года Берн-Джонс учится на богословском факультете в Экситер-колледже Оксфорда, но тяга к искусству оказалась сильнее, и с 1856 года посещает студию живописи Данте Габриэла Россетти.

Между 1859 и 1873 годами Берн-Джонс совершает несколько путешествий в Италию, что позволяет ему лучше узнать творчество Мантеньи, Боттичелли и Микеланджело. Совершая поездку вместе с Джоном Рёскиным, убедившим живописца заняться копированием старых мастеров венецианской школы, Эдуард Берн-Джонс обновляет свою технику. В стиле художника с этих пор заметны признаки новых влияний, что в конце концов приносит ему славу и рыцарское звание, дарованное художнику как открывателю новой эпохи в искусстве.

В 1864 году он избран в члены Старого общества акварелистов. В 1877 году художник представляет свои произведения на первую выставку в галерее Гровнор и становится постоянным участником ее салонов вплоть до 1887 г. Известность Берн-Джонса растет, выходя далеко за пределы Англии. В период царствования королевы Виктории британцы начинают все больше думать об имперской роли своей страны.

Возрастает интерес к античной литературе и к истории Древней Греции и Рима, а также к легендарному прошлому самой Британии. Эдвард Берн-Джонс становится мастером и античных и средневековых сцен, создавая работы, подобные серии "Пигмалион" или "Король Кофетуа и нищая девушка", в которых сквозит воспитательный мотив превосходства благородства души над земными богатствами. В 1882 году на Всемирной выставке в Париже Бёрн-Джонс вместе с Фредериком Лейтоном представляет Англию. В 1885 году Эвард Берн-Джонс избирается ассоциированным членом Королевской Академии Художеств.

В 1894 году Бёрн-Джонс получает титул баронета; приходит слава, увенчивая его наградами. Последние годы его жизни посвящены большим композициям на литературные темы. История движения прерафаэлитов закончилась вместе с творчеством Бёрна-Джонса, оставив мастерам XX века большое наследство благодаря возвышенной вере в искусство и творческим достижениям, изменившим отношение общества и художников к живописи, оформлению книги и декоративно-прикладному искусству. Живопись прерафаэлитов являет собой переход от романтизма к символизму начала ХХ столетия, который, может быть, правильнее было бы именовать неоромантизмом: он вновь открыл простор фантазии, устремлённости за пределы повседневности. Выполненные Бёр...

Другие файлы:

Поэзия Кристины Россетти в контексте эстетики прерафаэлитизма
Описание:Рассматриваются семантико-поэтологические особенности, жанровый репертуар, версификационное новаторство поэзии Кристины Россетти и типология...

Заморозь мне «Маргариту»
Сэм Джонс живет в Лондоне, у нее разноцветные волосы, она носит грубые башмаки на шнуровке, слушает кошмарную музыку и ваяет грандиозные абстрактные с...

Гамбург – Берн - Рим
Москва - отправная точка путешествия. Встреча с гидом, авиаперелет в Рим. Достопримечательности Рима: Пантеон, античный Колизей. Поездка на автобусе в...

Эрик Берн. Транзактный анализ (ТА). Игры взрослых: социально - психологические аспекты изучения
Эрик Берн. Возникновение транзактной теории. Транзактный анализ: основная идея и содержание. Отчет о психологических центрах по ТА. Система общества к...

Диана Уинн Джонс. Сборник детского фэнтези
Сборник фэнтезийных романов (14 книг) для детей британской писательницы Дианы Уинн Джонс, обладательницы нескольких престижных литературных премий, ср...