Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Бальный танец в становлении личности: история и современность

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Предпосылки и причины появления бального танца в России, его развитие на русской почве. Современный бальный танец как синтез спорта и искусства. Особенности работы преподавателя с различными категориями учеников. Влияние танца на развитие личности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

1. БАЛ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В РОССИИ В XVIII - XIX ВВ

1.1 Формирование нового типа русского дворянина в процессе европеизации российского быта

1.2 Возникновение и развитие бальной культуры в России

1.3 Танец как основной элемент бала

1.4 Обучение танцу и этикету

2. РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО БАЛЬНОГО ТАНЦА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

2.1 Современный бальный танец как синтез спорта и искусства

2.2 Специфика работы преподавателя с различными категориями учеников

2.3 Особенности преподавания бального танца детям

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

За последние двадцать лет в нашей стране, как и во всем мире, произошел значительный рост интереса к бальному танцу. Это можно заметить по количеству различных студий, в которых занимаются этим видом хореографии, как по всей России, так и в нашем городе, по количеству трансляций с различных международных конкурсов по спортивным бальным танцам. Включение бальных танцев в Олимпийскую программу так же является фактом, подтверждающим наличие этого интереса.

И это не удивительно, ведь зрелищность бального танца, соединяя в себе красоту музыки и движения, во все времена привлекала к себе повышенное внимание. Прекрасные пары на паркете, одетые во фраки и бальные платья, чарующая музыка, светящиеся одухотворенные лица - что может быть лучше этого? Какие родители после знакомства с бальной хореографией не мечтают, чтобы их ребенок научился так красиво двигаться? Кроме того, большим плюсом бального танца является приобщение к музыке и театру, к искусству в целом.

Немаловажным фактором роста количества занимающихся данным видом искусства была возможность организовать досуг детей, ведь после распада пионерских и других детских организаций этой проблемой, кроме школы, интересовались не многие.

Однако в последние годы бальный танец из жанра хореографического искусства, широко распространенного по всей стране, превратился скорее в вид элитного спорта, которым имеют возможность заниматься только отпрыски очень обеспеченных родителей. Изменились и цели бальной хореографии. Если раньше в качестве главной выдвигалась цель гармонического воспитания подрастающего поколения, то сейчас, в основном, идет погоня за спортивными результатами.

Масштаб танцевального движения в стране удивляет всех. За границей никому даже в кошмарном сне не приснится более 1000 клубов только в столице. Танцы - это прекрасно, но крайности вредны.

Непростая экономическая ситуация в стране приводит к тому, что образование дополнительное часто становится основным. Очень многие переходят на вечернее отделение либо экстернат, а то и вовсе бросают школу уже с шестого класса. Представьте себе ребёнка, который получил шестилетнее образование. Звёздная пыль большого спорта в сочетании с русским размахом создаёт иллюзию, что можно добиться успеха, не развиваясь ни в чём, кроме танцев.

Многих известных российских педагогов, психологов и тренеров, таких как Станислав Попов, Леонид Плетнев, Нина Рубинштейн, волнуют эти проблемы современного бального преподавания, тем более что сложившейся системы обучения детей бальной хореографии в нашей стране в настоящее время не существует.(15; 19; 20; 22)

Преподаванием этого вида танца занимаются, в основном, тренеры без педагогического образования, бывшие и настоящие спортсмены. У каждого из них своя методика и практика обучения, каждый из них, прежде всего, мечтает вырастить чемпиона, ведь от этого зависит престиж студии и тренера, и, в конце концов, материальный достаток.

Именно поэтому, педагоги, которые ставят перед собой цели воспитания в своем ученике, прежде всего, духовности, все чаще обращаются к моменту зарождения и становления бальной хореографии в России. И это не случайно, ведь в с XVIII века в стране происходит формирование нового высшего слоя населения - дворянства, который стал эталоном культуры и образованности для всего русского общества.

Многих современных исследователей (1; 3; 5; 6; 9; 11; 14) интересует, каким образом занятие бальными танцами, хореографией смогли помочь в становлении такого типа русского дворянства, о котором мечтал Петр I и его последователи.

Для тренеров и преподавателей бального танца в настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема использования тех методов и форм обучения танцу, характерных для XVIII-XIX вв., с помощью которых возможно формирование не только внешнего, но и внутреннего облика человека.

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы, ее недостаточная разработанность обуславливает выбор нашей темы.

Цель настоящей работы - выявить особенности, плюсы и минусы обучения бальной хореографии в настоящее время и во времена ее зарождения и становления в России.

Объект исследования - процесс формирования гармоничной личности при приобщении к бальному танцу.

Предмет исследования - особенности преподавания бальной хореографии в России в XVIII-XIX вв. и в настоящее время.

Задачи исследования:

1.Проанализировать теоретические источники по данной теме.

2.Выделить характерные черты нового типа русского дворянина XVIII-XIX вв.

3.Выявить предпосылки и причины появления бального танца в России, проследить его развитие на русской почве.

4. Выявить особенности преподавания бального танца в России в различные исторические периоды.

5.На основе теоретических источников и практических наработок проследить взаимосвязь между преподаванием бального танца и формированием гармонично развитой личности.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение практики преподавания бального танца в студиях города Новокузнецка и собственных практических занятий, систематизация и анализ полученного материала.

Работа опирается на исследования известных тренеров и хореографов России Н. Рубинштейн, С. Попова, Л. Плетнева, а также труды писателей и культурологов Ю. Лотмана, Ю.М. Овсянникова, Р.И. Груббера, М.С. Друскина, И.Т. Посошкова и др.

Теоретическое и практическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы основные плюсы и минусы занятий бальной хореографией на разных этапах ее развития, а также имеется возможность использовать материалы исследования при преподавании бального танца различной категории обучающихся в целях формирования гармонично развитой личности

Кроме того, основываясь на материалах исследования можно разработать и внедрить программу по «Истории бального этикета», где бы наряду с изучением истории развития бальной хореографии в России детям преподавались и прививались этические нормы и правила.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, списка используемой литературы и приложения.

В качестве базы исследования нами выбрана гимназия №11 г.Новокузнецка.

1. БАЛ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ В РОССИИ В XVIII - XIX ВВ

1.1 Формирование нового типа русского дворянина в процессе европеизации российского быта

В петровскую эпоху в соответствии с государственными целями, с одной стороны, дворянская жизнь подчинялась строгой «регламентации», а с другой стороны, осуществлялась «европеизация» дворянского быта. С точки зрения Петра, все, что имело отношение к давним традициям, было «неправильным», «нерегулярным». Правильность возможна была только в регламентации, в регулярности. Поэтому главной задачей было втиснуть всю «неправильную» жизнь в жесткие рамки задуманного, привести быт и частную жизнь к общему единообразию.(14, 217) А начинать это единообразие необходимо, конечно, с воспитания.

Каждое время имеет свои представления о том, как надо воспитывать и учить детей. Петр I, как известно, создал «цифирные школы». Обучение в них было похоже на старинное, основывалось на зубрежке. В них ученикам преподавали чтение, письмо, грамматику, арифметику, геометрию, Священное Писание. Учеба начиналась с азбуки, которую изучали по учебнику Ф. Поликарпова. Алфавит заучивали в несколько приемов. После изучения букв читали по слогам. Грамматику начинали изучать после чтения -- по учебнику М. Смотрицкого. А в 1703 году вышла «Арифметика» Л. Магницкого. Этот учебник был единственным учебником математики в XVIII веке. Интересно, что в учебнике давались практические советы, как применить знания по алгебре и геометрии на корабле, верфи, лавке, на поле боя. В классах цифирных школ сидели, как и раньше, дети различных возрастов. За провинности учеников били линейкой, ставили в угол «на горох», пороли розгами. Суббота была самым страшным днем: пороли всех подряд.

Первоначально Петр I посылал дворянских детей за границу -- учиться разным наукам. Их называли пенсионерами, потому что они получали денежное пособие - пенсию от русского правительства. Многие из них возвращались хорошими специалистами -- навигаторами, строителями, врачами. В 1701 году Петр I основал в Москве школу математических и навигацких наук, а впоследствии в 1752 году она стала Морским Шляхетским кадетским корпусом. В 1712 году в Москве Петр I созд...

Другие файлы:

Бальные танцы
Бальный танец - танец, который служит для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах)...

История спортивного бального танца
Бальный танец - танец, предназначенный для общественных развлечения. Исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах или...

Современный танец
Отличие современного танца от классического. Танец как неотъемлемая часть пластической культуры человека. История хип-хоп культуры. Нижний и верхний б...

Классический танец. История и современность
В книге собраны работы Л.Д.Блок о балете, написанные ею в 1930-х годах. Первый раздел составляет ее труд "Возникновение и развитие техники классическ...

Battement developpe
Бальный танец battement developpe с медленным поворотом en dehors и en dedans с ногой, открытой вперед и назад. Подготовительные упражнения к турам en...