Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Баллады и думы - чарующие жемчужины украинского устного народного творчества

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Устное народное творчество. Баллады и думы как жанры фольклора, имеющие важное воспитательное и познавательно значение. Строение стиха и строфы в балладе. Богатство поэтических образов. Поэтическая форма дум. Думы в развитии музыкальной культуры Украины.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Реферат на тему:

Баллады и думы - чарующие жемчужины украинского устного народного творчества

2011

Введение

Украинский фольклор, богатство которого необъятное, это составная и неведомая часть великой культуры нашего народа.

Актуальность темы заключается в том, что украинский народ довольно долго не знал истории, не мог свободно лелеять собственную культуру, но пришло время познавать себя не скрыто, а откровенно с достоинством, и лучше всего помогут в этом именно баллады и думы, в которых отражена жизнь украинцев очень давно, его трагический и героический путь.

Состояние изучения проблемы в науке достаточно хороший, ведь, начиная с первого издания сборника дум, осуществленного в 1819 году. Мы уже имеем десятки различных изданий, исследовали наши баллады и думы фольклористы М. Максимович, А. Метлинский, П. Чубинский, Ф. Колесса, Н. Лысенко и многие другие.

Цель и задачи исследования - собирать и систематизировать интересный материал о баллады и думы как жанры фольклора, имеющие важное воспитательное и познавательно значение.

Научная новизна работы заключается в систематизации материала о двух жанры народного творчества, в отборе наиболее интересной и ценной информации.

Практическая значимость результатов заключается в возможности использования собранных материалов на уроках украинской литературы и во внеклассной работе при проведении литературных недель, посвященных жанрам устного народного творчества.

Личный вклад - детальная проработка и систематизация материалов.

Апробация работы была осуществлена ??на уроках украинской литературы при изучении устного народного творчества в начале учебного года.

1. Украинские народные баллады

Баллады, в частности баллады песни - любимый вид фольклора в украинские, их лиричность с элементами эпоса и героики, душевная искренность и сердечная теплота, поэтичность и мужество завоевали им симпатии.

Жанр баллады - имеющийся в фольклоре почти всех народов мира. Древнейшая украинская баллада "Дуная, Дуная, почему грустном мечом" опубликована в середине 16в. Польский поэт С. Кленович в 1584р. переводит украинскую народную балладу "О Федора и Федору". А в 1625р. получается баллада "Песня казака Плахты" - о дивчину, которая за казаком странствующей аж на Запорожье.

Народная баллада - это эпически - лирическая песня унылого характера с драматически напряженным сюжетом, в которой говорится о фантастических или необычные события, жизненные конфликты. В центре баллады - всегда индивидуальна, но общественно значительная человеческая судьба. Сюжет в балладе сжатые, повествование сосредоточено вокруг одного, но самого важного его узла, и ведется она быстро, без замедлений.

Строение стиха и строфы в балладе разная, но свободная. Баллады поют их хором, так и соло. Поскольку украинская баллада тесно связана с жизнью народа, то фантастического в ней не так уж много, а мистического нет совсем.

Самые удачные баллады о казацком жизни, о героической смерти на поле боя ("Смерть казака", "Казака несут»).Совершенными являются баллады и социально - бытового скрещения ("Бондаривна", "Лимеривна", "Ой не ходи Грицю").

Украинские баллады богатством поэтических образов, художественным совершенством и мелодичностью занимают весомое место в мировой литературе. К тому же содержание их и форма разнообразны.

три группы баллад:

а) те, в которых раскрывается поэтическое мировоззрение народа, его мифологические представления, мир его фантазии и понимание природы

б) исторические баллады;

в) социально - бытовые.

Древнейшая группа баллад о метаморфозе человека его превращения в растений, животных, птиц, на твердый камень ("Роса - девушки слеза", "Невестка становится тополем", "Мать заклинает сына в явор").Постепенно сформировались поэтические символы: калина - красота девушки, береза ??- чистота, вода - ее кровь, роса - ее слезы.

Отдельная группа украинских народных баллад - о невестке, зятя, свекровь, тещу, отца, мать.

Украшением поэзии есть исторические баллады, богатые содержанием и формой. Здесь главным является дух человека, идея Родины, народные идеалы чести, геройства. Не просто отличить историческую балладу от исторических песни. Але разница есть. Историческая песня воспроизводит конкретную историческое событие и личность, а баллада дает обобщение. Больше всего в этой группе баллад о борьбе против турок и татар. Чаще всего речь идет о пребывании в плену и побег из него. Герои здесь преимущественно не мужчины, а женщины и девушки, например:

1. “Татари йдуть”;

2. “Везуть Веліночку”;

3. “Молоду вкраіночку”.

Историческая баллада ставила своего героя на распутье: или властвовать вместе с оккупантами, или остаться верным народу и вере с ярмом на шее. Народным идеалом стал герой, который не хочет властвовать над своим народом.Вторая многочисленная подгруппа исторических баллад о героической смерти на поле боя ("Козака відправляють", "Вдова проводжає сина у похід"). Смерть во имя я свободы, родного края становится ведущим мотивом многих баллад ("Казака несут", "Похороны казака").

На балладу обратили внимание поэты - романтики Н. Костомаров, А. Метлинский, Т. Шевченко и др..

Сюжет многих баллад стали основами для сюжетов драматических произведений: "" Савва Чалый "," Костомарова "," Чары "К. Тополя (за песней" Ой не ходи, Григорий "). А дальше стали писать пьесы на заимствованные балладные сюжеты И. Франко, Карпенко - Карый, Панас Мирный.

Наряду с лирической песней баллада имела значительное влияние на развитие украинской литературы, в частности 19 в. К ней обращались писателя и других народов.

Понятие о балладе как лиро-эпический жанр фольклора можно сформировать на тексте баллады " Що сі в полі забіліло":

Що сі в полі забіліло,

Ой чи гуси, чи лебеді?

Тепер гуси не літають,

А лебеді не пливають,--

Татарове полон женуть:

Один полон з жіночками.

Другий полон здівочками,

Третій полон здіточками.

Стали кошом під Яришом,

Та взяли сіпаєвати:

Дівка впала паробкові,

А тещенька зятенькові.

Взяв він її попри коні.

Ой кінь біжить дорогою,

А тещенька терниною;

Назад себе поглядає,

Кровця сліди заливає,

Чорний ворон залітає,

Тоту кровцю іспиває.

Приїжджає він до двору:

«Вийди, вийди, татарочко!

Привівєм ті невільницю,

А до смерті робітницю».

А вона ї та й завела.

Три роботи загадала:

Оченьками стадо пасти,

Рученьками кужіль прясти,

Ноженьками колисати.

Теща дитя колисала

І дитині приспівала:

«Люлю, люлю, татарчатко,

По доненьці унучатко!

Бодай стадо виздихало,

Бодай кужіль спопеліла,

Бодай дитя скаменіло!»

Учув тото вірний слуга:

Чи чули ви, панєнько,

Як вам кляла робітниця:

«Бодай стадо виздихало,

Бодай кужіль спопеліла,

Бодай дитя скаменіло!»

Ой побігла татарочка.

Бігла боса без пояса

Та вдарила по личеньку

Свою рідну матіноньку!

«Ой ти, доню, моя доню!

Не тілько--м тя годувала,

По личеньку тя не била».

«Мамо ж моя старенькая,

По чім же сь мя іспознала,

Що сь мя доненьков назвала?»

«В неділю сь барвінок різала

Та й си пальчик відрізала,

І потому--м тя спізнала».

«Мати моя, мила мати,

Скидай з себе тії лати,

Возьми дорогії шати.

Будеш з нами панувати!»

«Ліпші мої вбогі лати,

Ніж дорогі твої шати;

Я не хочу панувати,

Піду в свій край загибати».

«Слуги ж мої та й вірнії!

Пряжіть коні ворони,

Везіть мамку в єї краї!»

Событие, описанное в этой балладе - необычные.

В другой балладе - "Ой был в Сечи старый казак" - сечевые казаки, верные своему народу, к гибели боролись против польской шляхты. А кто хочет получить богатство и власть отступничеством, того они остро осуждают.

Баллада " Ой чьэ ж то жито, чиї ж це покоси " ведет рассказ о коварных действиях свекрови - и это привело к семейной трагедии.

Публикация баллад началась во 2-й половине 19в. в сборниках песен М. Максимовича, А. Метлинского, Н. Лысенко. А исследователем - пионером, как почти во всех жанрах отечественного фольклора был Иван...

Другие файлы:

Малые жанры устного народного творчества. Сказка, как один из жанров устного народного творчества. Знакомство со сказкой "Колобок"
Цель урока внеклассного чтения по теме малых жанров устного народного творчества. Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания. Викторина...

Устное народное творчество и литература Киевской Руси
Традиции устного народного творчества в Киевской Руси. Жанры русского устного народного творчества: сказки, песни, былины, загадки, легенды, пословицы...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии
Применение устного народного творчества в учебном процессе. Развитие познавательного, творческого, ценностного, коммуникативного и художественного пот...

Мастер Маноле
В основу баллады «Мастер Маноле» классик молдавской литературы Василе Александри положил одну из жемчужин устного народного творчества. В форме поэтич...

Использование устного народного творчества на уроках чтения с целью воспитания нравственных чувств у школьников
Реализация воспитательного потенциала произведений К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого с целью развития нравственных чувств у младших школьников. Использова...