Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Бал

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Балы в Зимнем дворце. Монополия театральных представлений дирекции императорских театров (1783-1883 гг.). Великосветские, мещанские, крестьянские балы в XIX веке. Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в мероприятии. Язык веера и цветов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

[Введите текст]

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

ПО ТЕМЕ: «БАЛ»

Хабаровск

2010

ВВЕДЕНИЕ

Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 г. в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Но сомнительно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.

В XV и XVI ст. большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов выработался мало-помалу, первоначально во Франции, определённый церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в XIX веке несколько упрощён. С 1715 г. в Париже стали устраиваться балы в здании оперного театра (Bal de l'Op и ra), и вместе с тем дана возможность лицам среднего сословия, за известную плату, принимать участие в этих, посвящённых исключительно танцам, увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий. Как и во всех предметах роскоши и моды, Париж давал тон в устройстве балов и выборе бальных туалетов.

В настоящее время также проводятся исторические балы, на которых танцуют старинные танцы разных эпох, обычно в костюмах этих эпох. Эти танцы изучаются в различных клубах исторических танцев. Примерами таких клубов могут быть исторический клуб "Русский бал", "Золотой клуб", "Бал тысячелетия", "Ангаже", "Бал в русской усадьбе", "Возрождение" - в Москве; "Вилланелла" - в Санкт-Петербурге, "Альвеарэ" - в Мурманске и многие другие. Существует также Международная ассоциация исторического танца.

Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.

Упадок бальной культуры к концу XIX века и почти полное забвение в XX веке связано с тенденцией постепенного "упрощения", ухода от правил и все большего превращения бала в танцевальный вечер, а то и просто в оргию. К XX веку они сходят со сцены и только в 70-е годы XX века вновь возрождаются как спортивные состязания и "исторические" балы.

Логика развития бальной культуры вновь обращает нас к Ассамблеям. И это естественно для современной деловой культуры.

ЧТО ТАКОЕ БАЛ

Бал (франц.bal, итальянск.ballo, нем. Ball от ballare - танцевать) - вечернее собрание с музыкой и танцами; в настоящее время означает собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от др.танцевальных собраний известным блеском, более строгим этикетом и заранее определённым порядком. Начало их восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. В XV и XVI вв. большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств. Для балов постепенно выработался, первоначально во Франции, определённый церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в новейшее время несколько упрощён. С 1715 в Париже стали устраиваться балы в здании оперного театра (Bal de l'Opиra), и, вместе с тем, была дана возможность лицам среднего сословия, за известную плату, принимать участие в этих, посвящённых исключительно танцам, увеселениях. С тех пор балы стали общественным развлечением для всех сословий. Как и во всех предметах роскоши и моды, Париж до с.п. задаёт тон в устройстве балов и выборе бальных туалетов. Подражают также почти во всех странах французским Bals champкtres, устраиваемым на воздухе днем или вечером.

В России традиция проведения балов ведёт начало от петровских ассамблей. Бал был обязательной частью дворянской жизни, иногда - купеческой. Танцы (в строго определённом порядке) были главной составной частью бала, но старшее поколение больше увлекалось игрой в карты. Петровские балы всегда открывались польским, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. В мемуарах голштинского камер-юнкера Берхгольца, относящихся к последним годам царствования Петра Великого, можно найти любопытные сведения о тогдашних балах (2-е изд., Москва, 1863, 4 тт.). При Анне Ивановне балы были в большом ходу. Любимая поговорка императрицы Екатерины II была: "Народ, который поёт и пляшет, зла не думает", и в силу этого она особенно поощряла балы с танцами, достигшими при ней значительного развития. Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью. Балы торжественные (bals parиs) даются при дворах и в домах вельмож. Искусной декорировкой отличались балы, даваемые в Зимнем дворце. Монополия театральных представлений дирекции императорских театров (1783-1883) касалась также и балов, т.к. в 26 пункте высочайшего указа, данном на имя тайного советника Олсуфьева, от 12 ИН 1783, сказано: "В театральных залах дозволяется давать для приращения доходов дирекции театральной: балы в масках и без масок", вследствие чего дирекция стала получать часть сборов также с балов, даваемых в частных залах столиц. С 1883 балы были освобождены от этих сборов. Слово бал, вошедшее в русский яз., стало обозначать и всякое празднество, но в последнем смысле оно отличается грамматическим признаком, именно говорят: "Мы были на бале у немецкого посла" и "Дети были на балу в собрании".

БАЛ В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ

Балы в Зимнем дворце назывались по имени тех залов, где устраивали танцы. На балы концертные и эрмитажные приглашались соответственно 700 и 200 персон, Николаевский же собирал 3000 человек, причём был не только первым в сезоне, но и единственным в году. "Зрелище было феерическое, - вспоминал начальник канцелярии министра двора генерал Мосолов. - Январь. Лютый мороз. Дворец залит огнём на все три квартала, которые он занимал. Около монолитной Александрийской колонны с ангелом наверху зажжены костры. Кареты подъезжают одна за другой. Офицеры, не боявшиеся холода, подкатывают в санях, лошади покрыты синими сетками. Автомобили в это время считались просто игрушкой, капризной и полной неприятных неожиданностей...". Попасть на Николаевский бал было непросто.

Деньги и связи в данном случае значили мало. Для этого нужно было состоять в одном из четырёх первых классов табели о рангах. Или же быть иностранным дипломатом или "старейшим офицером" гвардейских полков. Или же стать счастливцем, приглашённым по специальному указанию их величеств; впрочем, таких было немного. Приглашения распространялись на жён и дочерей, а вот сыновьям не везло. Мужчины могли попасть на бал, только если соответствовали предъявленным требованиям, заслуги и привилегии отцов на них не распространялись. Билеты на вход во дворец рассылались заблаговременно, ещё до Рождества, причём, поскольку во дворце не знали, кто из имеющих право на приглашение находится в Петербурге, существовала весьма любопытная форма самозаписи будущих гостей. Желающие попасть на первый январский бал должны были позаботиться о себе сами, записавшись в особый реестр у гофмаршала.

Дам же, предварительно не представленных Её Величеству, записывала обер-гофмейстерина, которая имела право отказать в приглашении; правда, этим правом она пользовалась очень редко. Особую категорию гостей составляли молодые гвардейцы, для которых бал был важнейшей государственной обязанностью. Полку сообщалось, что надлежит послать столько-то танцоров, причём командир, назначая кандидатов, давал им весьма строгие указания: "Это, знаете, не забава... Вы не думайте там веселиться... Вы состоите в наряде и должны исполнять служебные обязанности... Танцуйте с дамами и занимайте их по мере возможности... Строго запрещается держаться группой в одном месте... Рассыпайтесь... Рассыпайтесь... Поняли?". Как правило, понимали, тем более что был памятен промах одного юного офицера, целый вечер проведшего возле красавицы-княжны Екатерины Долгорукой, впоследствии ставшей женой Александра II. "Разве ты не знаешь, каково её положение при дворе? - распекали юношу после бала. - Ты позоришь полк... Ступай и намотай себе на у...

Другие файлы: