Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Архитектор Александр Лаврентьевич Витберг. История храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах в Москве

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Высочайший манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа 25 декабря 1812 года. "Главнейшие мысли" архитектора А.Л. Витберга о храме. Идея тройственного храма. Желание Витберга увековечить память всех погибших на войне 1812 года в храме.
Краткое сожержание материала:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РЕФЕРАТ

по предмету:

История искусства, архитектуры и градостроительства

на тему:

Архитектор Александр Лаврентьевич Витберг.

История храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах в Москве.

Выполнила: ст. IV курса, гр. А-43

Прийма Е. В.

Проверил: Мухортов Н. Л.

Харьков 2010 г.

ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ О ПОСТРОЕНИИ В МОСКВЕ ЦЕРКВИ ВО ИМЯ СПАСИТЕЛЯ ХРИСТА 25 ДЕКАБРЯ 1812 ГОДА

Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний. В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков.

Александр Лаврентьевич Витберг, до принятия православия - Карл Магнус. Родился 15 января 1787 года в Петербурге в семье "лакировальщика швецкой нации". Его отец приехал в Россию в 1773 году и обосновался в северной столице после недолгого пребывания в Ревеле (Таллине).

В 1802 году Витберг был принят в Академию Художеств, учился у одного из крупнейших русских живописцев Г.И. Угрюмова. Учеба шла успешно - в 1806 году ему присудили малую и большую серебряные медали. А в 1807 году, перед окончанием Академии, он получает малую и большую золотые медали за программу "Три отрока". По окончанию Академии Витберг остаётся работать в ней "пансионером для вояжирования". в 1808 году он награждён золотой медалью за картину "Русская правда»" в 1809 году -- золотой медалью за картину "Андромаха, оплакивающая Гектора". всвязи с такими успехами Витберга назначают на должность помощника профессора Г.И. Угрюмова для обучения в натурном классе. Последняя давала право на пенсионную поездку за границу. Но из-за сложной международной обстановки зарубежные поездки были прекращены, и Витберга оставили для совершенствования в искусстве живописи при Академии в качестве помощника Угрюмова. Если бы Витберг не оставил свои занятия изобразительным искусством, он мог бы стать одним из самых значительных художников романтизма.

О характере духовных и художественных интересов художника во многом позволяет судить круг знакомств молодого Витберга. Он принят в доме А.Ф. Лабзина - одного из виднейших масонов, ученика, последователя и родственника Н.И. Новикова. Лабзину Витберг обязан своим масонством (судя по сохранившимся в Историческом музее города Вятки масонским орденским знакам, принадлежавшим Витбергу, он стоял на довольно высоком уровне масонской иерархии). Витберг был дружен с членами общества "Беседа любителей русского слова", в том числе с величайшим из русских поэтов XVIII века Г.Р. Державиным и Н.А. Львовым - архитектором, писателем, гравером, универсально одаренным человеком.

Масонство молодого художника, его ближайшее окружение, глубокая религиозность членов "Беседы", круг идей, ими исповедуемых, все это бесспорно оказало влияние на ход мыслей Александра Лаврентьевича, связанных со строительством храма-памятника, повлияло на содержание программы, структуру и композицию проекта. Однако никаких специфических масонских идей и масонской символики программа Витберга не содержала. Проект основывался на идеях христианства, ни в чем не противореча архитектурному прочтению православия русскими зодчими первой трети XIX века.

В 1813 году на время отпуска Витберг уезжает в Москву, где занимается исполнением виньеток и картин на события. По его проектам было построено несколько жилых домов и церквей в Москве и других городах. здесь он пишет портреты особенно отличившихся в Отечественную войну, благодаря чему Карл знакомится со многими участниками тех событий. По совету князя Александра Голицына, бывшего в ту пору министром просвещения, Витберг начинает изучать зодчество.

Манифест и объявление в 1813 году конкурса на проект Храма Христа Спасителя произвели подлинный переворот в душе художника и сильно изменили жизнь Александра Лаврентьевича Витберга. Он оставляет занятия живописью и всецело посвящает себя созданию храма. Его поразили широта и необычность замысла Александра I "воздвигнуть храм во имя Христа Спасителя как памятник славы России, как молитву благодарения человеческого за искупление России. Идея новая: доселе христианство воздвигало свои храмы во имя какого-либо праздника, во имя какого-либо святого, но тут явилась мысль всеобъемлющая".

"Главнейшие мысли" Витберга о храме сводятся к трем основным положениям: "1-е, чтобы он колоссальностью соответствовал величию России; 2-е, чтобы свободно от рабского подражания имел в характере нечто самобытное, стиль строгой оригинальной архитектуры; 3-е, чтобы все части храма составляли не произвольные только формы архитектурной потребности, не мертвую массу камней, но выражали бы духовную идею живого храма - человека по телу, душе и духу - следуя изречению Христову: "не ведаете бо, что храм Божий есте и дух Святый в вас обитает". Витберг предложил соорудить храм между Смоленской и Калужской дорогами, на Воробьевых горах, которые Александр I поэтично назвал "короною Москвы". Вот несколько доводов, придавших вес предложению построить храм на Воробьевых горах: это и желание Императора соорудить храм за городом, поскольку в Москве "нет достаточно места, потребного для изящного здания", это и ссылки на примеры расположенного за городом собора св. Петра в Риме и удаленного собора св. Павла в Лондоне, это и удачное географическое расположение (расстилающееся у подножия Воробьевых гор Девичье поле позволило бы видеть храм издалека целиком), и последний довод - исторический - Воробьевы горы расположены между путями неприятеля, вошедшего в Москву по Смоленской дороге и отступившего по Калужской.

До зарождения идеи тройственного храма проекты Витберга представляют центрическое квадратное, а затем крестообразное в плане здание, увенчанное куполом на барабане или без него. Витберг ищет наиболее выразительные варианты, проектируя перед каждым из фасадов колоннаду или портик с треугольным фронтоном. Появляются и более сложные ярусные композиции в виде двух поставленных друг на друга кубовидных объемов, верхний из которых увенчан куполом на барабане. Есть и другой вариант: увенчанный бельведером купол без барабана. На втором этапе проектирования зарождается идея тройственного храма и окончательно сформировывается необычный филосовско-религиозный замысел.

По мысли Витберга храм должен был стать тройственным, т.е. "храм тела, храм души и храм духа, - но так как человек, пребывая тройственным, составляет одно, так и храм при всей тройственности, должен быть един". Идея тройственного храма становиться центральной в проекте Витберга. Он работает, стремясь, "чтобы все наружные формы храма были отпечатком внутренней идеи". Идея троичности выражает основополагающее понятие христианства: .

Идея тройственного храма и то, что Витберг сумел вложить в классические формы смысл, выражавший национальную идею, а также интерпретировать событие национальной истории основываясь на системе общечеловеческих ценностей христианства, помогает ему выиграть конкурс. Вторая основополагающая идея, которую стремится выразить в структуре и облике храма Витберг - это взаимосвязь троичности Бога и человека. Согласно канонам православия человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Тело человека создано Богом "из праха земного" (Быт. 2, 7) и потому оно принадлежит земле: "земля еси и в землю отыдеши" (Быт. 3. 19). Душа дана Богом как оживотворяющее начало. Господь Бог "вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою" ... (Быт. 2, 7). Над телом и душой стоит высшее, а именно - дух. "Дух, - говорит еп. Феофан, - "как сила от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в нем Одном находит покой". Тройственной природе человека соответствуют, подчеркивает Витберг, и три момента жизни Христа - Рождество, Преображение и Воскресение.

Витберг проектирует храм Христа Спасителя трехчастным и по вертикали. Друг над другом расположены:

- подземный храм во имя Рождества Христова, имеющий в плане параллелепипед, напоминающий гроб (здесь должны были непрерывно совершаться панихиды);

- крестообразный наземный - во имя Преображения Господня, символизирующий смешение света и тьмы в душе человека, а также сочетание добра и зла в человеческой жизни. Средний храм предполагалось украсить множеством статуй;

- круглый верхний - во имя Воскресения Христова. Высокий берег Воробьевых гор трактуется архитектором как естественное подножие грандиозного сооружения. Подземный храм предполагалось соорудить в толще берегового склона, оформив проходы в виде торжественных, обрамленных колоннадами лестниц. Но Храм Христа...

Другие файлы:

Храм Христа Спасителя
Книга повествует об истории строительства, разрушения и восстановления святыни русского народа - Храма Христа Спасителя - памятника воинской славы Рос...

Храм Христа Спасителя на Воробьевых горах
Александр Лаврентьевич Витберг, до принятия православия - Карл Магнус. Родился 15 января 1787 года в Петербурге в семье "лакировальщика швецкой нации"...

Разрушенные храмы России
В начале девяностых годов множество демократов выступали против восстановления храма Христа Спасителя в Москве. Выступали со злобой, не стесняясь в вы...

Храм Христа Спасителя
Здание, как и люди, имеют свою неповторимую индивидуальность. У каждого из них своя судьба. Жизнь одних складывается на редкость удачно и счастливо, у...

Алфавитный указатель частей войск, участвовавших в делах и сражениях Отечественной Войны 1812 г., войны 1813-14 г.г. и участников этих войн, начертанных по Высочайшему повелению на стенах храма Христа Спасителя в Москве
Алфавитный указатель частей войск, участвовавших в делах и сражениях Отечественной войны 1812 г., войн 1813-14 гг. и участников этих войн, командовавш...