Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Арно Брекер – скульптор Третьего рейха

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Искусство тоталитаризма Германии. Художественное наследие немецкого скульптора Арно Брекера. Пластическое искусство ХХ века и его особенности. Изображение обнаженного мужского и женского тела в скульптуре. Произведения, созданные в период Третьего рейха.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Арно Брекер - скульптор Третьего Рейха

Введение

Ярким примером искусства тоталитаризма Германии является художественное наследие немецкого скульптора Арно Брекера - автора канонических портретов нацистских вождей, а так же Рихарда Вагнера, Герхарда Гауптмана, многочисленных скульптурных композиций, считавшихся эстетическими символами Третьего рейха.

Получившее известность искусство Арно Брекера, как и все его творчество, включающее, помимо художественного, литературное и искусствоведческое наследие, в России не исследовалось и не рассматривалось в контексте европейского искусства. Следует также отметить, что творчество Брекера не ограничивалось только тоталитарным искусством, а развивалось до и после периода тоталитаризма в Германии. В освоении всего комплекса перечисленных проблем и состоит актуальность настоящей диссертации, впервые вводится в научный оборот малоизученные вопросы европейского искусства XX века, а также в исследовании роли и места монументальной скульптуры в тоталитарном обществе, но и в изучении положения скульптора-монументалиста в различных исторических и культурных обстоятельствах такого сложнейшего явления, каким было искусство Европы XX века

БРЕКЕР, АРНО (Breker, Arno) (1900-1991), немецкий художник, представитель неоклассицизма, известнейший из мастеров изобразительного искусства, связавших свою судьбу с Третьим рейхом. Родился в Эльберфельде (земля Северный Рейн-Вестфалия) 19 июля 1900 в семье каменотеса. Учился в дюссельдорфской Академии художеств (1920-1925). Впервые посетив Париж в 1924, работал там в 1927-1933; был дружен с Ж.Кокто, А.Майолем и другими художниками и поэтами. Вернувшись на родину в 1934, поселился в Берлине и завоевал официальное признание своими статуями Десятиборец и Победительница, созданными по случаю XI Олимпиады (1936). В них четко выразилась его прохладная, исполненная безупречного внешнего лоска неоклассическая манера, идеально вписавшаяся в нацистскую эстетическую программу с ее чаяниями нового «германского эллинизма» в искусстве. Исполнил много монументально-оформительских проектов по заказам архитектурного ведомства А.Шпеера (в том числе для берлинской триумфальной арки, которую предполагалось возвести в Берлине после победного завершения войны). Стал фаворитом А.Гитлера; последний во время своего приезда в оккупированный Париж счел необходимым посетить его бывшую мастерскую. Создал ряд «героических» скульптурных бюстов Гитлера, Г.Геббельса и других высших чинов Третьего рейха, а также символических фигур и групп, прославляющих воинскую доблесть (Товарищи, Возмездие; обе работы - 1940). В 1939 был официально приглашен в СССР для создания бюста И.В.Сталина, но поездка не состоялась в связи с началом войны. Большинство завершенных произведений и эскизов Брекера погибло вместе с его берлинской мастерской во время бомбардировок 1945. В послевоенные десятилетия обращался к религиозной пластике, вновь к образам спортсменов (Олимпийский цикл, с 1976), но в первую очередь - к портрету, исполнив немало бюстов известных деятелей политики и культуры (в том числе надгробный бюст Ж.Кокто в Мийи-ля-Форе, мрамор, 1963, а также портреты Ж.Маре, 1963; Э.Паунда, 1967-1969; Х.Селассие, 1970; С.Дали, 1974-1975; А.Садата, 1980; все - бронза; и др.). По-прежнему постоянно тяготел к монументально-героическим образам (Александр Великий, бронза, 1981-1982, Форум Людвига, Ахен). В интервью неизменно подчеркивал, что его целью всегда была «идеальная красота», а не какие-либо политические идеи. Умер Брекер в Дюссельдорфе 13 февраля 1991. В «скульптурном саду Брекера» в Дюссельдорфе собраны модели наиболее характерных его работ

Пластическое искусство ХХ века и его особенности

Наиболее простым противопоставлением в искусстве ХХ столетия могло бы стать противопоставление двух стилевых тенденций - фигуративной и нефигуративной, однако парадокс заключается в том, что разным художникам и скульпторам (особенно в начале ХХ века) было свойственно работать и в той, и в другой стилистических манерах, менять свои предпочтения, что было свойственно и стилю А.Брекера.

Метод Родена - создателя обнаженных фигур и Родена - портретиста стал универсальным для начинающих скульпторов 1920-х годов. Вслед за Роденом большое воздействие на развитие пластики ХХ века оказали Майоль, Бурдель, Деспио, Влерик и другие мастера, показав своим творчеством, насколько не исчерпаны возможности реалистического искусства в поисках нового. Наследие этих мастеров стало творческой базой, на которой в значительной мере развивалась реалистическая пластика нашего времени.

Предпосылки европейской и немецкой скульптуры 1930-х годов нашли отражение, в первую очередь, в творчестве Родена и Гильдебрандта, бельгийских скульпторов Г. Минне и К. Менье. В силу того, что в Париже господствовал авангард, эволюция натурной пластики оказалась на втором плане. Майоль, Бурдель и Деспио вместе со своими последователями составляли обособленную группу.

Брекер был связан с французскими художниками, начиная с 1920-х годов гораздо теснее и прочнее, чем это считалось до настоящего времени. Как заметил Маркин, «немецкая скульптурная школа оказалась как бы лабораторией, в которой формировался современный метод европейской реалистической скульптуры с учетом достижений ведущих французских мастеров». В 1930-е годы работы эпигонов Майоля - Климша, Хоффмана, Шайбе - можно было видеть в Германии, а еще раньше - в странах Скандинавии. В Дании это были Кай Нильсен и Герхард Хеннинг, в Швеции - Карл Миллес и Карл Эльдт, в Норвегии - Густав Вигеланн.

В СССР в начале 1930-х годов в подобной стилистике работали такие мастера как наиболее близкая Бурделю В.И. Мухина, И.Д. Шадр, М.Г. Манизер, Е.В. Вучетич, С.Д. Меркуров. В Германии - А. Брекер, Г. Кольбе, Й. Торак, Ф. Климш, Р. Шайбе. Однако в немецкой скульптуре присутствует неизменная холодность, своего рода «замороженность», породившая термин «фашистское искусство» в результате чего её изучение было затруднено.

Пластике неоклассицизма 1920 - 1940-х годов было присуще воспевание героических образов; начало этому положили тот же Бурдель и Рюд.

В Германии торжество неоклассицизма имело трагическую подоплеку. Когда в 1933 году нацисты пришли к власти, искусство модернизма попало под запрет, а его видные представители были сосланы или отлучены от творчества. Эти испытания выпали, например, на долю выдающихся скульпторов-экспрессионистов Эрнста Барлаха и Кете Кольвиц.

Пытаясь определить нацистский тип искусства, некоторые современные искусствоведы совершают ту же ошибку, что допускали фашистские теоретики. Они смешивают, с одной стороны, художественно-образное восприятие мира художника (скульптора) и индивидуальные художественно-стилистические особенности его искусства и, с другой стороны, сам изображаемый объект. Иначе говоря, портрет преступника - это не преступный портрет.

Неоклассицисты, в противовес модернистам, ставили целью возрождение «чистого стиля» и классических традиций. Если посмотреть на экспрессионизм и неоклассицизм с точки зрения формы, можно без труда увидеть их различие: искусство экспрессионизма динамично, вызывающе, эмоционально, нередко «судорожно-болезненно», а искусство неоклассицизма, напротив, статично, гармонично, уравновешено. Неприятие нацистскими идеологами искусства модернизма не означает, однако, полного его отрицания.

Модернистская школа, которая получила ярлык дегенеративного искусства, в Третьем рейхе была запрещена и обвинена в том, что ее приверженцы являются врагами природы, нескромными, противоречащими германской европейской традиции, космополитичными по своей сути. Длительное время под подозрением находился скульптор Георг Кольбе, однако в определенный момент ему были предоставлены разного рода привилегии, такие же, как Фрицу Климшу и Йозефу Тораку. Они были причислены Гитлером и Геббельсом к категории «бессмертных». Фриц Келле, обвиненный в 1933 году в сочувствии коммунизму, вскоре стал одним из самых популярных художников Третьего рейха. Рихард Шайбе, отправленный в 1933 году в отставку с профессорского поста, уже на следующий год был возвращен и даже награжден рядом премий и наград, а его обнаженные скульптуры увенчали основные правительственные здания Третьего рейха.

Наконец, Арно Брекер, который позже считался любимым скульптором Гитлера, хотя и не был активистом нацистской партии, в 1934 году, когда еще только поселился в Берлине, был вынужден терпеть враждебность некоторых германских художников, относившихся к нему, как к франкофилу, поскольку Брекер многие годы жил в Париже.

Следует подчеркнуть, что темы спорта и материнства, а также героические, мифологические и библейские сюжеты, столь любимые искусством неоклассицизма, не являлись инициированными исключительно национал-социализмом. Эти темы во все времена были любимы живописцами, графиками и скульпторами и находили воплощение в их произведениях. Брекер стал возводить свои монументальные скульптуры отнюдь не в 1933 году; еще в 1924 году для Дюссельдорфа он исполнил восьмиметровую статую под названием «Аврора». Точно так же и Торак первые свои крупные монументальные скульптуры исполнил в Турции для Ататюрка.

Изображение обнаженного мужского и женского тела в скульптуре, как известно, является важнейшей составляющей мировой художественной культуры. Еще со времен античности обнаженное тело привлекало художников и в первую очередь скульпторов, а в ХХ веке в равной мере приверженцев классического искусства и модернизма. Обращение к изображению обнаженных при помощи пластических средств нашло широкое применение в творчестве немецких скульпторов конца XI...

Другие файлы:

Энциклопедия Третьего рейха
Составитель:Вадим ТелицынОт издателя История Третьего рейха - одна из самых страшных страниц в истории человечества....

Секретное оружие третьего рейха
Какие виды секретных вооружений разрабатывались в лабораториях третьего рейха? Могли ли немецкие физики сделать атомную бомбу быстрее американцев? Сущ...

Награды, эмблемы и знаки различия Третьего рейха
Книга посвящена наградам, орденам и эмблемам нацистской Германии в 1933-1945 годах. Издание содержит сотни цветных иллюстраций и уникальных фотографий...

Золото Третьего рейха. Кто владеет партийной кассой нацистов?
Описание:Книга, которую вы держите в руках, посвящена малоизвестной теме - золоту Третьего рейха. Вернее, известной, но далеко не с той стороны, с как...

Пистолеты-пулеметы Третьего рейха
Пехотное оружие третьего рейха. Часть I. ПистолетыПехотное оружие Третьего рейха. Часть II. ПистолетыПехотное оружие Третьего рейха. Часть V. Противот...