Аристократическая культура эпохи Хэйан в Японии: эстетические и этические принципы
Краткое сожержание материала:
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
(ФГБОУ ВПО "КубГУ")
Факультет истории, социологии и международных отношений
Кафедра археологии, этнологии, древней и средневековой истории
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Аристократическая культура эпохи Хэйан в Японии: эстетические и этические принципы
Работу выполнил:
И.Н. Копейкина
Направление подготовки 030400.62. История
Нормоконтролер, ст. лаборант
Р.Ш. Кузнецова
Краснодар 2013
Размещено на
Содержание
Введение
1. Истоки формирования эстетических и этических принципов эпохи Хэйан
1.1 Синтоизм
1.2 Буддизм
1.3 Китайская цивилизация
1.4 Даосизм и конфуцианство
2. Хэйанская знать и природа
3. Мужчина и женщина в эпоху Хэйан
3.1 Любовные отношения: ухаживание и брак
3.2 Женский идеал в эпоху Хэйан
3.3 Мужчина-аристократ эпохи Хэйан
4. Образ жизни хэйанской аристократии: быт и празднества
4.1 Устройство аристократической усадьбы
4.2 Внутренняя обстановка
4.3. Одежда
4.4 Пища
4.5 Празднества
5. Религия и хэйанская знать
5.1 Особенности отношения к религии хэйанских аристократов
5.2 Преломление религии в свете эстетики
5.2 Светская эстетика и религиозные искусство
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
аристократическая культура хэйан религия
Актуальность исследуемой проблемы. Когда в специальной литературе пишут о наиболее выдающихся этапах в развитии японской культуры, на первое место ставят обычно эпоху Хэйан. Ее выделяют историки идеологии, искусств, литературы, музыки, науки, социально-экономических отношений, письменности, языка. Влияние хэйанской культуры сказывалось в Японии многие столетия. Ее памятники вдохновляли писателей, поэтов, драматургов, ученых и художников и в XIV, и в XVIII, и в XX в. Эпоха Хэйан ассоциируется с понятием о культурном взлете, о преемственности культуры.
В эпоху Хэйан была заложена традиция японской красоты, которая в течение восьми веков влияла на последующую литературу, определяя её характер.
Так, например, роман "Гэндзи-моногатари" - вершина японской прозы всех времён. С тех пор как появилось "Гэндзи", японская литература всё время тяготела к нему. Все виды искусства, начиная от прикладного и заканчивая искусством планировки садов, находили в "Гэндзи" источник красоты. Время "Гэндзи-моногатари" - время высшего расцвета хэйанской культуры. В то же время, роман «Гэндзи-моногатари» («Повесть о Гэндзи») с полным правом может быть отнесен к числу классических произведений не только японской, но и мировой литературы, так как в 1966 г. в список замечательных людей мира (составленный ЮНЕСКО) было внесено первое японское имя - Мурасаки Сикибу. Соколова-Делюсина Т.Л. Мурасаки Сикибу. Повесть о Гэндзи. Приложение. М., 1992. С. 49.
Но нужно отметить, что основная эстетическая категория эпохи Хэйан - моно-но аварэ - продолжала жить не только в литературе, но и во всей японской культуре, получив второе рождение в эпоху Эдо.
Помимо этого, в эпоху Хэйан был выработан эстетический канон, предполагавший особую утонченность и изящество, который в значительной степени определил дальнейшее развитие японской эстетики.
Таким образом, то, что было создано в Японии в эти четыре столетия -- с IX по XII век, не утратило своей ценности, не только исторической, но и абсолютной, и в XXI веке.
Объектом исследования является аристократическая культура эпохи Хэйан в Японии.
Предмет исследования -- эстетический и этический принципы хэйанской культуры.
Хронологические рамки охватывают период с 794 г. по 1185 г., которые исследователи чаще всего выделяют в качестве начала и окончания эпохи Хэйан. Первая дата связана с переносом столицы из г. Нара в г. Хэйан(кё) (современный г. Киото), а последняя дата - с тем, что в междоусобной борьбе дом Минамота разгромил дом Тайра в морской битве при Дан-но Ура и захватил всю власть в стране в свои руки.
Географическими рамками исследования является вся территория японского государства, в состав которой входили на тот момент, если говорить о наиболее крупных островах, о. Хонсю (может быть, за исключением небольшой части севера острова), о. Сикоку и о. Хонсю. Однако стоит отметить, что развитие аристократической культуры происходило преимущественно в г. Хэйан(кё).
Степень изученности проблемы.
1. Отечественная историография. Отдельных, специальных трудов в советской и российской историографии, посвященных изучению эстетических и этических принципов в аристократической культуре эпохи Хэйан не существует, но тем не менее есть различные исследования, рассматривающие данную проблему с разных углов.
Наиболее цельную картину становления японской культуры и основных ее особенностей создал в своих работах патриарх советской японистики Н.И. Конрад. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках. Л., 1927. Переизд.: М.: Наука, 1991; Конрад.Н.И. Очерки японской литературы. Статьи и исследования. М.: ХЛ, 1973; Конрад Н.И. Японская литература: От «Кодзики» до Токутоми. М.: Наука, 1974; Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии VII-XVI вв. М.: Искусство, 1980. На основании перевода и анализа ряда художественных произведений эпохи Хэйан он выработал ряд положений, касающихся культуры, мировоззрения, соответственно, этики и эстетики хэйанского аристократа, которые являются актуальными и сегодня, даже несмотря на их, как отмечал сам Н.И. Конрад, некоторую схематичность и обобщенность.
Широкий круг проблем освещается в трудах В.Н. Горегляда Горегляд В.Н. Дневники и эссе в японской литературе X--XIII вв. М.: Наука, 1975; Горегляд В.Н. Классическая культура Японии: Очерки духовной жизни. Спб.: Петербургское Востоковедение, 2006; Горегляд В.Н. Японская литература VIII--XVI вв.: Начало и развитие традиций. («Orientalia et Classica»). СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997. 2-е изд. : особенности формирования культурного самосознания японцев, идейное содержание некоторых памятников литературы эпохи Хэйан (жанр дневника или эссе) и биографии их создателей, влияние буддизма на культуру рассматриваемого периода, а также вопросы, связанные с различными сторонами быта и искусства.
Подробный разбор эволюции эстетических категорий, а также влияния на национальную культуру Японии буддистских и древнекитайских идей дает в своих исследованиях Т.П. Григорьева. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979; Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. М., Искусство, 1993; Григорьева Т.П. Движение красоты: размышления о японской культуре. М.: Вост. Лит., 2005; Григорьева Т. П., Логунова В. В. Японская литература. Краткий очерк. М.: Наука, 1964; Дао и Логос: (Встреча культур). М.: Вост. Лит., 1992; Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. Путь японской культуры. В 2 т. М.: Альфа-М, 2005. Т. 1. Путь японской культуры. В некоторых аспектах дополнить ее может Е.Л. Скворцова. Скворцова Е.Л. Япония: философия красоты. М.: Новый Акрополь, 2010; Скворцова Е.Л. Из истории японской эстетики// Альманах «Академические тетради», № 14, Тетрадь четвёртая: Проблемы эстетики и теории литературы. М., 2011.
Интересным материалом служат работы А.Н. Мещерякова, Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М.: Наука, 1988; Мещеряков А.Н. Книга японских обыкновений. М.: Наталис, 1999. Книга японских символов; М.: Наталис. 2003. 2-е изд. М.: Наталис, 2004. в которых рассматриваются биографии видных деятелей культуры эпохи Хэйан, приводятся истории различных японских символов и явлений, что помогает лучше понять национальные обычаи, психологию и культуру.
Помимо вышеперечисленных работ, важную информацию об эстетических категориях и их эволюции, общем историко-культурном уровне, образе мышления хэйанской аристократии могут дать труды по истории японской поэзии, принадлежащие И.А. Борониной Боронина И.А. Поэтика классического японского стиха (VIII--XIII вв.). М.: Наука (ГРВЛ). 1978; Утаавасэ. Поэтические турниры в средневековой Японии (IX--XIII вв.). / Пер. с яп., предисл. и коммент. И. А. Борониной. (Серия «Японская классическая библиотека». Вып. VI). СПб.: Гиперион, 1998; Боронина И.А. «Душа» и «облик» японской песни. Развитие литературно-эстетической мысли в Японии в древности и в средние века // Девять ступеней вака. Японские поэты об искусстве поэзии/ Изд. подготовила И.А. Боронина. Отв. редактор Е.М. Дьяконова. М., Наука, 2006., Т.И. Бреславец Бреславец Т.И. Японская классическая литература 8-19 вв. Поэзия танка, рэнга, хайку. Владивосток: ДВГУ, 1980; Бреславец Т.И. Теория японского классического стиха (X--XVII вв.) (Учебное пособие). Владивосток, Издательство Дальневосточного ун-та, 1984; Очерки японской поэзии 9-17 веков. М.: Наука; Вост. лит., 1994. , Л.М. Ермаковой Ермако...
Утаавасэ. Поэтические турниры в средневековой Японии (IX - XIII вв.)
В поэтических турнирах принимали участие самые выдающиеся поэты эпохи Хэйан, которую называют "золотым веком" японской культуры. Не только высшими суд...
Культура сервисной деятельности
Культура сервиса-система эталонных трудовых норм, высоких духовных ценностей и этики поведения. Этические основы, деловой этикет и эстетические аспект...
История и культура традиционной Японии, 2
Настоящий сборник составлен на основе докладов, прочитанных на 11-й конференции «История и культура Японии», состоявшейся 9-10 февраля 2009 г. в стена...
Расёмон – ворота смерти
Хэйан-Кё. Столица мира и спокойствия.Город, который еще не скоро переименуют в Киото.Резиденция императорского двора эпохи Хэйан, эпохи изысканной поэ...
Учебное пособие по старописьменному японскому языку (бунго)
Пособие начинается с несложных текстов эпохи Мэйдзи (конец XIX- начало XX вв. ) и завершается фрагментами классических литературных памятников эпохи Х...