Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Античная культура и цивилизация

Тип: контрольная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Историко–культурная обстановка периода перехода от мифологической картины мира к царству логоса. Формирование универсальной личности в бассейне Эгейского моря, запрет на плагиат. Глубокие различия древневосточной и античной культуры, образ человека.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Историко - культурная обстановка периода перехода от мифологической картины мира к царству логоса

2. Формирование универсальной личности в бассейне Эгейского моря, запрет на плагиат

Заключение

Список используемой литературы и источников

Введение

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив осебе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество.

Понятие "античность" появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские туманисты ввели термин "античный" (от лат. antiquus -- древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды.

1. Историко - культурная обстановка периода перехода от мифологической картины мира к царству логоса

Устойчивость традиционных культур, «естественность» прорастания архаических оснований культуры в древневосточные, делает появление первой из культур западного тина (античной греческой культуры) своеобразной загадкой, получившей у историков название «греческого чуда». Эта загадка не может быть разрешена в рамках эволюционистского подхода, предполагающего постепенный прогресс, саморазвитие и неуклонное совершенствование, с неизбежным переходом к «следующему этапу» истории.

Начало античной культуры нельзя объяснить и своеобразным устройством умов древних греков (такая версия была популярна у европейских историков примерно до середины XIX в.). Расшифрованная часть табличек крито-микенского периода истории Греции рисует типичную картину развитого профессионализма (в них упоминаются земледельцы, овцеводы, воины, гребцы, гончары, плотники, кузнецы, золотых дел мастера, хлебопеки, письмоносцы и др.). Кроме того, пантеон олимпийских богов, каким он представлен у Гомера и Гесиода, построен по традиционной схеме: называется имя мифического предка - основателя данной профессии и тут же - имя бога, ей покровительствующего. Геродот даже отождествлял олимпийских богов с богами Египта, говорил об их общем происхождении.

М.К. Петров предложил оригинальную гипотезу, разрешающую загадку «сворачивания» истории греческой культуры с традиционного (древневосточного) пути развития. Он подчеркивает, что археологи обнаружили признаки деградации материальной культуры в бассейне Эгейского моря, начиная с XX в. до н.э.: под развалинами Трои или Кносса обнаруживаются гораздо более пышные и сложные структуры городов. Значит, социум постепенно «вырождается» и по количеству жителей, и по степени их мастерства; пределом этой деградации являются карликовые «дома-государства» типа «царства Одиссея» на острове Итака. Свидетельством упадка может служить феномен совмещения множества профессий у грека «гомеровской эпохи» (времени, о котором повествуют поэмы Гомера). Сам Одиссей - «работник Афины», находящийся под покровительством этой богини; вместе с тем он - и «царь», и земледелец, и воин (пират), и навигатор, и поли Волкова Э.Н. Культурология : учебно-методический модуль / Э.Н. Волкова - М.: Издательство Ипполитова, 2004.- с64-66.тик, и хитроумный изобретатель различных невиданных приемов и ловушек (которые срабатывают именно потому, что до него никто ничего подобного не делал, для них не было «отцов-основателей»). С точки зрения традиционной культуры, такая «самодеятельность» и такая многосторонность - абсурд; ведь невозможно быть мастером во всех делах сразу без резкого снижения стандартов мастерства (да еще и без опоры на предшественников). Ряд традиционных профессий в гомеровской Греции просто исчезли, на долгое время исчез даже такой ключевой признак «цивилизованности», как письменность (вместе с профессией писца). По выражению А. Кестлера, это было явное отступление от «прогрессивного» исторического развития, но «отступление перед прыжком. - и для прыжка».

Большинство, историков объясняет упадок культуры в гомеровской Греции серией катастрофических нашествий, но М.К.Петров выдвигает веские доводы против такой версии: нашествия «диких народов» случались на Древнем Востоке постоянно, но они не нарушали принципов традиционной, «профессионально-кастовой» структуры его государств. Значит, объяснение «греческого чуда» должно быть иным, и автор гипотезы предлагает искать его в специфике экологических условий жизни «народов моря». Небольшой по площади Эгейский бассейн, забитый множеством мелких гористых островов, делает невозможной обычную для традиционных цивилизаций стратегию - размещать воинов на границах территории, священную власть (вместе с чиновниками) - в центре, а земледельцев и ремесленников - равномерно по всей территории. Эгейская социальность не имеет «тыла», она сплошь «погранична», так как привязана либо к островам, либо к узкой полосе побережья, откуда корабли рыбаков, торговцев и пиратов отправляются в море (причем все эти «профессии» часто совмещаются). И когда греки научились строить многовесельные корабли, они «выпустили джинна из бутылки»: каждый такой корабль стал самостоятельной силой, особым «плавающим островом» (наряду с другими островами - «царствами»). Пиратами становились «лишние люди» Эгейского бассейна - младшие сыновья, которые не нашли себе применения в традиционной профессии отцов; они нападали на островные поселения, убивали мужчин, порабощали женщин и детей и оседали на захваченных землях, создавая свой собственный «дом-крепость». Вторжения и нашествия «чужих» (говорящих на других диалектах того же «древнегреческого» языка) только завершили дело, начатое «своими» пиратами - разрушение традиционной государственности и профессионально-кастовой структуры общества. Создавая постоянную угрозу нападения, морские разбойники вынуждали жителей побережья осваивать воинские навыки в дополнение к основной профессии, а заодно - навыки и оружейника, и строителя оборонительных сооружений, различных ловушек, и многие другие. Кроме того, происходила постоянная «ротация кадров», так как почти все мужское население (домовладельцы) имело в молодости опыт морских разбойников. Они поневоле были вовлечены в «гонку вооружений»: неожиданные, новые приемы нападения вынуждали их реагировать изобретением постоянно обновлявшихся приемов защиты. Именно эта необходимость создала условия для последующего исторического «прыжка» античной культуры - немыслимого для традиционных культур темпа постоянно идущих качественных изменений, постоянного обновления общества. Не нашедшие себе места в родных местах предприимчивые «одиссеи» отправлялись все дальше в поисках земель и народов, еще не научившихся сопротивляться им. В результате уже к до УШ-УП в. до н.э. почти на всех берегах Средиземного моря, а позже - Черного и Азовского, появились греческие колонии - первые очаги античной культуры среди окружающих «варваров».

2. Формирование универсальной личности в бассейне Эгейского моря, запрет на плагиат

С античных времен начинает действовать столь привычный для нас принцип «запрета на плагиат», когда все кем-то ранее сделанное и сказанное (даже великое и замечательное) становится «всего лишь» историей; европейская культура ценит новизну и «оригинальность», требует все более изощренной изобретательности. Вот почему можно сказать, что древневосточная и античная культуры - это не «уровни», «стадии» одного и того же пути, но скорее два разных пути, которые разошлись из одной точки (архаической культуры) в разных направлениях.

Вешающим пунктом этого расхождения оказались те изменения «способов и способностей вступать в отношения» (вспомним наше «рабочее определение культуры»), которые произошли, согласно гипотезе М.К. Петрова, «на палубе пиратского корабля». Здесь все воли, таланты, умения и способности принимать неординарные решения были сосредоточены в уме (и выражены в слове) одного человека - командира корабля, а умение точно понять его слово-приказ и однозначно (без промедлений и искажений) выполнить его требования были постоянной задачей группы исполнителей. От этого зависел успех общего дела и сама жизнь всех участников такого распределения ролей. На палубе господствует «слово», а «дело» ходит у него в подчинении, строится «по слову» господина. Именно такое слово перестает быть традиционным «мифом» (именем и образом), а впервые становится «логосом», движущим началом, способным менять ситуацию, спасать и даже «творить миры». Как будет сказано в греческом Евангелии от Иоанна, «в начале мира было Слово (Логос)».

Палубные «логосные» отношения привели и к иным, базисным для античной культуры переменам: все социальные и психологические барьеры между разными сословиями-«профессиями» традиционных культур свелись теперь к одной единственной, но предельно глубокой пропасти - между «свободными» и «рабами» Для греков различия между ними казались различиями «по природе»: согласно Аристотелю, «один разумно движет, оставаясь неподвижным, другой разумно движется, оставаясь неразумным». Доказывать свою «разумность» свободные греки (научившиеся «владеть словом» в школах риторов и софистов) должны были обязательным участием в «политике» своих городов-госуд...

Другие файлы:

Культура и цивилизация и проблемы их взаимодействия
О понятие "цивилизация": стадиальные теории, теории локальных цивилизаций. О понятии "культура". Переход культуры в цивилизацию по О. Шпенглеру. Сопос...

Философское определение цивилизации и культуры
Культура. Что такое культура. Идея ценностей. Виды, формы, содержание и функции культуры. Движущие силы развития культуры. Цивилизация. Что такое циви...

Античная культура
Античная культура сыграла значительную роль в истории европейской цивилизации. Внутри себя Античность распадается на два культурно-исторических блока:...

Первобытная и античная культура
Появление первобытного искусства, его разновидности. Анимизм и синкретизм в первобытной культуре. Античная культура как единство двух культур: древнег...

Древние цивилизации - культура Древней Греции
Зарождение классового общества, государства и цивилизации на греческой почве. Деление истории Древней Греции на две большие эпохи: микенская (крито-ми...