Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Анализ творчества Эдуарда Мане и книги Мишеля Фуко "Живопись Мане"

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Краткое содержание книги Мишеля Фуко "Живопись Мане". Подробный разбор картин: "Бал-маскарад в Опере", "Расстрел императора Максимилиана". Проблема пространства полотна, лицевой и оборотной сторон картины. Освещение и свет. Проблема места зрителя.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

[Введите текст]

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе мы ознакомимся с небольшой и довольно ёмкой лекцией Французского философа Мишеля Фуко о живописи Мане и попытаемся ответить на вопросы: Что видит философ в живописи? На что и с помощью чего он обращает внимание зрителя? Какова роль рассматриваемого художника в искусстве? Каково его творчество?

Прежде, чем мы начнем вникать в размышления французского философа, стоит обратиться к краткой истории рассматриваемого им объекта, а именно, к краткой биографии великого художника Эдуарда Мане. Для того, чтобы не просто почувствовать, но и понять творчество человека, необходимо вдохнуть его эпоху, ощутить хотя бы послевкусие происходивших событий и примерить на себя характер творца.

Эдуард Мане (23.1.1832 - 30.4.1883)- движущая сила новой эпохи; революционер, который не осознавал себя таковым. Надеясь на почести официального салона, огорчаясь своим неудачам, он перевернул мир живописи и дал зрителю массу превосходных шедевров.

В своем творчестве Эдуард Мане выступал против академизма, но с почтением относился к таким мастерам как Франсиско Гойя, Густав Курбе, Франс Халс и Оноре Домье. Эти художники оказали значительно влияние на новое поколение творцов, и молодой французский художник не был исключением. Однако Мане смотрел шире. Он не ограничивался классическим набором навыков и знаний, не останавливался на приобретенном опыте, - он хотел большего: отразить современность, свое время, переступить порог традиционного искусства.

Мане называют отцом импрессионизма, так как именно он вдохновил своей техникой таких художников как Моне, Ренуар, Базиль, Писарро и др. Можно сказать, что эпоха импрессионизма началась с руки Мане и закончилась его смертью. При всем этом, Эдуарда Мане не причисляют к импрессионистам, так как его творчество не укладывалось целиком в рамки данного направления. Его «импрессионизм» в некоторой мере был вдохновлен произведениями японских художников. Мане обновляет реализм, дает ему новое дыхание и тем самым протаптывает дорогу для идущих за ним. На своем пути он доверял лишь наблюдениям, своим глазам; писал не так, как гласили школьные порядки, а так как видели и воспринимали мир его глаза. Его живопись была сильной и сочной, она была новой и непривычной для сухого взора публики. Поэтому неудивительно, что творчество молодого художника не было принято сразу. В то время практически никто не мог поддержать его в начинаниях. Эмиль Золя пишет, что для родителей Мане «искусство, живопись - великая Блудница, Куртизанка, вечно алчущая юной плоти».

Действительно, произведения Мане - кровь и плоть художника! Он не был готов к такому неприятию, но не сошел со своего пути. Он создал нечто своеобразное в самом себе и вдохнул это в творчество. Он посмотрел на мир просто, так, как смотрит человек, не обремененный жаждой пафоса. Так смотрят на мир глаза, не зависящие от взглядов других. Именно благодаря глазам и таланту художника, родился новый язык искусства.

Поскольку в данной работе речь пойдет не только о живописи Мане, но и о взгляде на его живопись конкретного человека, мы должны ознакомиться и с ним.

Мишель Фуко (1926 - 1984) - известный французский философ, историк и теоретик культуры. Фуко задает философские вопросы, но отвечает на них довольно неординарно. Он ищет ответы там, где, возможно, до него их не искали. Кажется вполне логичным то, что философ, находящийся за пределами традиционной философии, изучает и анализирует творчество художника, находящегося за пределами традиционной живописи. И если Мане - живописец настоящего, то Фуко - мыслитель и историк настоящего; методику его мышления можно сопоставить археологией.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ М. ФУКО «ЖИВОПИСЬ МАНЕ»

Французского мыслителя всегда интересовало то, как заканчивается одна эпоха и начинается другая - и именно это он показывает при помощи анализа картин Эдуарда Мане. В своей лекции он разбирает тринадцать картин Мане с трех ракурсов: «Пространство полотна», «Освещение» и «Место зрителя».

Со времен открытия перспективы в эпоху Ренессанса художники воспроизводили на двухмерном холсте трехмерное пространство, но во второй половине XIX века установилось движение в противоположную сторону: Мане «ломал» перспективу и подчеркивал материальность холста с нанесенным на него изображением.

Картины Мане всячески стараются показать зрителю, что они написаны на определенном и, что еще более важно, ограниченном фрагменте пространства, в то время как фрагментирование считалось непристойностью в классическом понимании живописи. Мане впускает в живопись особенную легкую атмосферу, мягко освещая изображаемое прямыми лучами света. Работая на картиной, художник как бы перестает быть человеком - он перевоплощается, акцентирует все свои силы на зрительном анализе и, таким образом, сам становится Зрением. Глаза видят цветовые пятна, пятна превращаются в формы, формы превращаются в предметы. Известно, что работы Мане воспринимаются на некотором расстоянии от полотна. Мы видим невероятную простоту, исключительную гармонию цвета, отсутствие деталей, и вместе с тем - удивительный объем и фактурность. Наши глаза, как и глаза художника, видят обобщенно. Мане желает лишь одного - насытить картину красивыми пятнами и контрастами. Он настолько тонко подбирает и тона, что не составит труда отметить его мастерство передачи планов. Он правдиво раскрывает ракурс в контражуре; в таких контрастах света и тени он радикален, как шахматист, ставящий Шах и Мат своему сопернику. С его картин на нас смотрят реальные лица, написанные широкими мазками. Художник пишет словно играючи, преобразуя цветные массы красок в знакомые формы, краска ложится корпусно и выпукло. Его работы изобилуют невероятной гаммой оттенков благодаря использованию валеров, которые превращали живопись в правдивую историю. Но в нашем случае, эта история - не значит длинный рассказ.

Эмиль Золя писал: «Чтобы понять и оценить этот талант, нужно позабыть о тысяче вещей». Мане не спешит изобразить переживания души, исторические события или глубокие мысли. Рассматривая его полотна, бессмысленно искать мораль. Нужно абстрагироваться от стереотипов и без всякого труда найти Живопись, но никак не философию.

Такое заключение может показаться парадоксальным, так как ниже речь пойдет об умозаключениях одного из философов. Но парадокс иллюзорен, так как Мишель Фуко не пытается уловить глубокий смысл полотен, - он зрит в корень и анализирует их очень четко, в большей части с точки зрения технологии выполнения.

В своей лекции Мишель Фуко смог отобразить и раскрыть для зрителя материальность полотен Мане через их внутреннее энергетическое содержание; подчеркнул одну из идей импрессионизма, а именно идею о картине, как о холсте, покрытом красками и убереженном от иллюзорных эффектов пространства, свойственных многим предшествующим направлениям и эпохам. Исходя из лекции Фуко, рассматриваемое им время можно назвать эпохой Изображения.

Показывая ряд произведений художника Мане, Мишель Фуко постепенно подводит зрителя к пониманию той самой материальности полотен, о которой было сказано выше. Он акцентирует внимание на отсутствии или ограниченности заднего плана полотен, на выявлении фактуры холста через нанесение мазков, на выраженность вертикалей и горизонталей, методично напоминающих зрителю о существовании прямоугольника холста, прямоугольника рамы, - о его материальности в целом. Эти вертикали и горизонтали как бы поглощают перспективу и убеждают зрителя в двухмерности холста.

Важной стороной лекции Мишеля Фуко является обращение к «оборотной» стороне картины, через противоположные направления взглядов героев картин. Можно сказать, что он будит в зрителе желание обойти картину, заглянуть по ту сторону и открыть для себя то невидимое, что скрыто за взглядом персонажа и материальной рамой. Фуко говорит о том, что художник зачастую лукавит, провоцируя любопытство смотрящего.

Из чего состоит эта картина и что она изображает? Ну, в каком-то смысле она ничего не изображает - в том смысле, что она ничего не позволяет увидеть... Что они видят? Об этом мы ничего не знаем... Мане ограничивает зрелище таким образом, что, в каком-то смысле, видна только сама картина, взгляды обращены к невидимому, так что сюжетом картины, в сущности, остается невидимое: она изображает лишь невидимое и направленностью взглядов различных персонажей указывает на одно лишь невидимое.

Здесь Фуко говорит о невидимом, которое зритель не может точно вообразить и сформулировать; о невидимом, которое известно лишь героям картин и, может быть, самому художнику.

В направлениях анализа полотен, проводимого Фуко, стоит уделить внимание такому аспекту, как свет. Рассматривая картину «Флейтист», Фуко говорит о сведении на «нет» внутреннего освещения; тогда как при взгляде на картину «Завтрак на траве» обнаруживается источник, как внутреннего, так и внешнего освещения (чего в действительности быть не могло). Один из них, традиционный, расположен сверху, а второй находится на уровне взгляда того, кто смотрит на картину, так как обнаженной женщине на переднем плане яркий белый свет бьет прямо в лицо.

Интереснейшим является сопоставление зрителя с источником света, который своим взором «раскрывает картину» или даже подглядывает («Олимпия»). Художник не забывает о зрителе, призывая его быть значительным, причастным к изображению. И по мере усиления света со стороны зрителя, приглушается внутренний свет, о чем свидетельствует темный фон таких картин как «О...

Другие файлы:

Творчество Эдуарда Мане
Детские и юношеские года жизни Эдуарда Мане - французского живописца, положившего начало импрессионизму. Картины "Завтрак на траве" и "Олимпия" как вы...

Эдуард Мане - один из выдающихся мастеров французской реалистической живописи
Биография Эдуарда Мане, путь к рисованию. Обучение у знаменитых мастеров художественному искусству, наработка собственного стиля. Дружба Бодлера и Ман...

Эдуард Мане
Описание: Эта книга посвящена Эдуарду Мане - замечательному французскому живописцу. Анри Перрюшо известен как автор биографий прославленных художников...

Эдуард Мане
Один из самых выдающихся живописцев Франции, Эдуард Мане, родился в 1832 году. Творчество этого художника не было особо признано вплоть до 1890-х годо...

Анализ картины Олимпия Э.Мане
Степень изученности. Изучению творчества Э. Мане посвящено множество исследований. В основном, статьи о Э. Мане появляются в работах, связанных с импр...