Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

"Ретроспективные мечтатели" А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст

Тип: контрольная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Александр Бенуа, Константин Сомов, Леон Бакст как яркие представители художественного объединения "Мир искусства", созданного в Санкт-Петербурге в конце XIX столетия. Ретроспективизм в творчестве Александра Бенуа. Суть метода стилизации в духе модерн.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное агентство по образованию и науке РФ

ГОУВПО «Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»

Институт истории и международных отношений

Кафедра отечественной истории в новейшее время

«Ретроспективные мечтатели» А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст

Контрольная работа

по дисциплине:

Русское искусство XX века

студента 5 курса

з/о, специальность искусствоведение

группа № 531

Щербаковой О. С.

Саратов 2013

Оглавление

Введение

Глава I «Мир искусства»

Глава II Ретроспективизм А. Бенуа, К. Сомова, Л. Бакста

Список литературы

Приложения

Введение

Александр Бенуа , Константин Сомов , Леон Бакст - яркие представители художественного объединения «Мир искусства», созданного в Санкт-Петербурге в конце XIX столетия, и с деятельностью членов этого союза связаны многие новации в отечественной культуре рубежа веков: изобразительном искусстве, театре, музыке, балете.

Одной из самых ярких особенностей деятельности членов объединения «Мир искусства» явилось их обращение к мировому художественному наследию, а именно использование конкретных произведений или же художественных тенденций искусства прошлых эпох в творческой практике. По работам художников чувствуется увлечение архаическим искусством Греции и Египта Леона Бакста, влияние немецкого Югендстиля и французского рококо на творчество Александра Бенуа и Константина Сомова.

Ретроспективизм в искусстве XIX века послужил почвой, на которой сформировалась художественная культура модерна. Деятельность «мирискусников» во многом способствовала пробуждению интереса образованной общественности к отечественному и западноевропейскому художественному наследию и тем самым включению России в европейский процесс открытия и осмысления исторического времени. Осмысление равноправия эпох в мировом историческом процессе и их роли в «современной» действительности предопределило формирование интереса к источникам ретроспективного искусства.

1. «Мир искусства»

Начало официальной истории «Мира Искусства» относится к рубежу 1890 - 1900-х гг. (выставки под этим названием устраивалось в 1899-1903, 1906, потом в 1910-е, в 1922 и 1924). Новое объединение возникло на основе дружеского кружка петербургской художественной молодежи, фактическим главой которого был Александр Н. Бенуа. Эстетическими взглядами и общекультурными идеалами Бенуа, его просветительскими устремлениями в значительной мере определено внутреннее содержание и смысл многообразной деятельности «Мира Искусства». К первоначальному содружеству принадлежали Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, А.П. Нурок, К.А. Сомов, Д.В. Философов, С.П. Дягилев. Сомов, Бакст, Бенуа и Лансере вместе с М.В. Добужинским и А.П. Остроумовой-Лебедевой составили творческое ядро объединения. К ним примыкали А.Я. Головин, И.Я. Билибин, Н.К. Рерих, В.А. Серов, И.Э. Грабарь. На выставках 1899-1903 гг. экспонировались также работы М.А. Врубеля, К.А. Коровина, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, А.М. Васнецова, С.В. Малютина, Ф.А. Малявина, А.С. Голубкиной, П.П. Трубецкого и др.

Сумев привлечь художников различной ориентации, «Мир Искусства» произвел значительную перегруппировку творческих сил, стал одним из влиятельнейших культурных центров своего времени.

Основатели «Мира Искусства» выдвинули на первый план проблему художественной культуры и задачу освоения мирового наследия, потребовали внимания к собственным эстетическим ценностям, к форме и мастерству. Стремясь повлиять на общественные вкусы, расширить художественный кругозор современников, они пропагандировали в России западную классику и модерн, возрождали интерес к истории отечественной живописи, к архитектуре, к прикладным искусствам.

Яркой характеристикой позиции коренных «мирискусников» явилась их полемика с «принципиальным национализмом» и утверждение ими западничества как наиболее перспективного художественного мышления, апеллирующего к опыту различных духовных культур, к их диалогу и синтезу, к контексту, вне которого не может быть сопоставления и выбора, адекватной оценки, свежего взгляда. Показательны рассуждения, появившиеся в одной из статей, опубликованной в журнале «Мир Искусства», о том, что «только знание и любовь к Европе» помогли Пушкину, Тургеневу, Чайковскому «выразить и наши избы, и наших богатырей, и неподдельную меланхолию нашей песни» Мир Искусства. 1898/1899. №3/4. С. 58, 59.

Обращаясь к минувшему, «мирискусники» искали воплощения мечты об уже недоступной гармонии жизни, об эстетизированном, одухотворенном, слитом с культурой быте. Отсюда -- неизбежная и сознательная романтизация ушедшей эпохи, образ которой должен был стать выражением поэтических переживаний художников, их идеалов, иронии, мыслей о новой действительности.

С названными чертами «мирискусничества» связано появление особой ретроспективной картины. Ее отличает преимущественное внимание к атрибутике, к предметным характеристиками времени, театрализованность действия, условность композиционного решения. Ретроспективные и стилизаторские тенденции, стремление к артистичности и декоративизму (в трактовке пейзажной темы, в подходе к портрету, в понимании цвета) определили весь комплекс изобразительных средств и приемов, разработанных Сомовым, Бакстом, Бенуа и др.

Предложенная «мирискусниками» интерпретация XVIII века, их интересы и привязанности, их излюбленные сюжеты, наконец, театрализация жизни и выдвижение игрового начала творчества нашли живейший отклик в литературноартистической среде. Их идеи было по-своему трансформированы живописцами и графиками следующего поколения: Б.И. Анисфельдом, Д.И. Митрохиным, Г.И. Нарбутом, З.Е. Серебряковой, С.Ю. Судейкиным, С.В. Чехониным, отчасти Б.М. Кустодиевым, Н.Н.Сапуновым и др. «Культурность» мастерства, точность знаний, уровень «техники» обеспечили художникам объединения и прочную профессиональную репутацию. Однако, с точки зрения многих современников, отвлеченность от социальных и этико-психологических проблем, с которыми было традиционно связано отечественное искусство, повлекла за собой и серьезные потери: по словам В.Д. Милиоти, «великие душевные драмы русского человека заменились боскетами, амурами, манерными господами и дамами; страдания крепостного мужика -- эротическими шалостями барина-крепостника. “Галантная” улыбка XVIII века сменила смех сквозь слезы: душа уменьшилась, утончилась и ушла в слишком хрупкую и изысканную форму» Милиоти В.Д. // Золотое Руно. 1909. №4.. бенуа сомов бакст ретроспективизм

Благодаря специфике ориентиров и дарований, мастера «Мира Искусства» достигли наиболее значительных успехов в театральной декорации и книжной графике -- сферах творчества, по самому своему смыслу связанных с художественным истолкованием культуры разных эпох.

К тому времени, когда «Мир Искусства» -- в качестве «официальной» организации -- прекратил свое существование (пятая выставка состоялась весной 1903 года, издание журнала было доведено до конца 1904, для его основателей в целом уже завершился период творческого становления, совместных поисков, борьбы за утверждение новой эстетики. Дав необходимый импульс художественному движению, объединение выполнило свою главную задачу. Большинство его членов вошло в состав созданного в 1903 году Союза Русских Художников.

Решение о возрождении «Мира Искусства», принятое в 1910 году, диктовалось обострившимися разногласиями между петербургской и московской «партиями» Союза. По замечанию Бенуа, «самая идея Мира Искусства -- широкая, всеохватывающая, базировавшаяся на известной гуманитарной утопии -- идея эта, столь характерная для общественной психологии конца XIX века, оказывалась теперь несвоевременной... <...> Не примирение под знаком красоты стало теперь лозунгом во всех сферах жизни, но ожесточенная борьба» Возникновение «Мира Искусства». Л., 1928. С. 56.. Роль и облик объединения существенно изменились. Бенуа и Сомов отстранились от активного участия в делах; Бакст, работавший с дягилевским балетом, в России появлялся редко. Председателем был избран Рерих, потом Билибин. К организации примкнули мастера «Голубой Розы», а затем и «Бубнового Валета.

Членство молодых живописцев в «Мире Искусства» свидетельствовало о признании их профессионализма, а отнюдь не о принадлежности к определенному направлению. Выставки объединения оставались, таким образом, весьма престижными, но утратили свой первоначальный характер.

В период наивысшего расцвета и наибольшей историко-культурной значимости объединения важной составляющей его деятельности являлось издание «художественного иллюстрированного журнала» «Мир Искусства». Выходил он в Петербурге с ноября 1898 года по декабрь 1904 года (в 1899-1900 -- раз в две недели, с 1901 -- раз в месяц; в первые годы практиковались сдвоенные номера). В 1897 году, формулируя задачи нового печатного органа, Дягилев писал Бенуа: «Теперь проектирую этот журнал, в котором думаю объединить всю нашу художественную жизнь, т.е. в иллюстрациях помещать истинную живопись, в статьях говорить откровенно, что думаю, наконец, примкнуть к журналу новую отрасль художественной промышленности» Цит. по кн.: Бенуа А. Мои воспоминания. М....

Другие файлы:

Константин Андреевич Сомов
Влияние матери на развитие в будущем художнике Константине Сомове любви к музыке, живописи. Работа К. Сомова в Париже и дружба с А. Бенуа, Е. Лансере....

Великие сценографы. Леон Бакст
Знакомство с Дягилевым и "мир искусства". Парижское имя Леон Бакст. Занятие живописью в студиях французских художников. Спектакль "Фея кукол". Роман Л...

Александр Бенуа. Мои воспоминания. В 2-х книгах
Воспоминания живописца, театрального декоратора, художественного критика и историка искусства Александра Николаевича Бенуа (1870-1960) являются настол...

Великие художники. Бенуа. Альбом: 64
Описание: Жизнь Александра Бенуа, отданная искусству, была полна замечательных свершений. Необыкновенно разносторонне одаренный, мастер способствовал...

Мои воспоминания. Тома 1-2
Книга "Мои воспоминания" А. Н. Бенуа стала почти настольной для интеллигенции и одновременно библиографической редкостью.Огромный интерес в настоящее...