Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

"Мрачные картины" Франсиско Гойи

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Биографические сведения о жизненном пути испанского художника и гравёра, одного из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентеса. История создания серии картин, их мистические мотивы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств

Факультет Мировой Культуры

Кафедра музеологии и культурного наследия

Группа 24/3-402

Реферат на тему: «Мрачные картины» Франсиско Гойи

Выполнила: Лобызаева А.С.

Проверил: кандидат философских наук,

доцент Мухин А.С.

Санкт-Петербург

2013 г

Содержание

Введение

Часть 1. Биография

Часть 2. «Мрачные картины»

Заключение

Введение

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес - имя личности, долгое время привлекавшей и до сих пор привлекающей к себе внимание писателей, режиссёров, искусствоведов, художников. Гойя - живописец с непростой судьбой и самобытным талантом - изучается и постигается многими до си пор, ему посвящаются художественные книги и фильмы, научные исследования, однако необыкновенное, «магическое» мировосприятие Гойи, отражённое в его творчестве, всё ещё остаётся неразгаданной загадкой. И останется таковою навсегда, ибо ни тысячи слов книг, ни тысячи кадров фильмов не дадут возможности абсолютно познать творческий мир художника, многогранный и уникальный.

Одна из самых загадочных сторон этого мира - «Мрачные картины» (иногда название серии дословно переводится как «Чёрные картины»), которые были написаны Гойей в 1820-1823 годах. Это необычные картины - они были фресками на стенах дома Гойи, в котором он прожил несколько лет. В тот период Гойя перенёс тяжёлую болезнь и страдал глухотой, которая мешал полноценно жить художнику - и поэтому его дом получил название «Кинто дель Сордо», что переводится с испанского как «Дом Глухого». Эта серия картин, уже после смерти Гойи перенесённых на холст, была неизвестна его современникам, за исключением нескольких человек, и стала всемирно известной уже множество лет спустя как одна из самых необычных и загадочных серий картин испанского искусства.

«Мрачным картинам» и посвящена данная работа, также частично освещающая биографию художника - ведь творческий путь всегда тесно связан с путём жизненным.

Часть 1. Биография

30 марта 1746 года в арагонской провинции, в небольшой деревушке Фуендетодос, на свет появился Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Франсиско стал младшим сыном в семье мастера-позолотчика, довольно известного и почитаемого, и дочери обедневшего идальго. Семья, таким образом, имела средний достаток, но сыновья получили не очень качественное школьное образование. Так или иначе, все три сына затем нашли себе достойное занятие - старший стал священником, средний пошёл по стопам отца, ну а младший - художником, который прославится на весь мир. Франсиско в возрасте тринадцати лет был отдан на обучение в мастерскую к художнику Хосе Луи-сан-и-Мартинесу, когда семья переехала в Сарагосу. В течение трёхлетнего обучения молодой Гойя в основном копировал гравюры и слепки но, как он позже сам признаётся в этом, не получал полноценного удовольствия и результата от такого процесса - ему хотелось творить по-настоящему, создавать что-то своё.

Так в 1763 году Гойя переезжает в Мадрид, чтобы поступить в Королевскую Академию изящных искусств. Он терпит неудачу, но всё-таки остаётся в Мадриде, знакомясь с работами придворных художников и развивая своё мастерство. Затем Гойя совершает путешествие по Италии, по возвращению из которого получает свой первый серьёзный крупный заказ - капитул церкви Нуэстра-Сеньора-Дель-Пилар в 1771 году поручает ему роспись купола одной из капелл базилики. Эта работа вызывает множество восторженных отзывов, Гойя получает другие заказы, как, например, роспись оратория дворца Собрадиэль.

В 1773 году Гойя берёт в жёну Хосету Байеу, сестру влиятельного придворного живописца Франсиско Байеу, этот брак так же сыграл свою роль в утверждении Гойи в художественной среде того времени. Они прожили вместе с Хосетой вплоть до её смерти в 182 году, у них было несколько детей, но до зрелого возраста дожил только один сын - Хавьер. Гойя окончательно обосновывается в Мадриде и начинает работать в мастерской своего новоиспечённого родственника Франсиско Байеу, профессора Королевской Академии Изящных Искусств Сан-Фернандо.

Первым придворным заказом Гойи были картоны для шпалер в столовую будущего короля Карла 4 во дворце Эскориал. Позже Гойя получает и другие заказы на эскизы шпалер для королевской семьи. Он становится всё ближе и ближе к королевскому двору, и вскоре просит место придворного живописца - однако ему отказывают. Этому поспособствовал и его шурин Байеу, не желающий делить место первого придворного художника. И всё же Гойя приобретает популярность, многие придворные начинают заказывать ему свои портреты, и вскоре Гойя приобретает репутацию замечательного портретиста. Одни из самых известных его работ этого периода - портрет графа Флоридобланка (1783), портрет маркизы де Понтес (1786).

В 1789 году новым королём Испании становится Карл IV, а Гойя становится его придворным живописцем. В 1792 году Гойя отправляется в Кадис, навестить своего друга Себастьяна Мартинеса (тогда же Гойя пишет его портрет), где тяжело заболевает. Точный его диагноз неизвестен, но можно определённо утверждать, что появившаяся у него затем глухота стала следствием перенесённой болезни. Гойе удаётся выздороветь, и он возвращается в Мадрид, где продолжает работать. Вскоре он сближается с семейством герцогов Альба, в 1795 году Гойя пишет портреты герцога и герцогини (герцогиня на долгое время становится его музой, позже он напишет ещё несколько её портретов). В этом же году умирает шурин Гойи Байеу, и Гойя становится директором живописного отделения Королевской академии изящных искусств, однако уже через пару лет отказывается от этой должности под предлогом плохого состояния здоровья.

К последним годам 18 века Гойя заканчивает удивительную серию офортов, объединённых названием «Капричос», которое на русский можно перевести как «фантазии», «причуды». Эта серия из 80 гравюр вышла в продажу в феврале 1799 года, и через 4 дня после выхода продаваемые экземпляры были изъяты инквизицией. Причина этому понятна - своими гротескными сюжетами офорты изображали пороки современного общества, обратные стороны светской, политической и религиозной жизни. В «Капричос» появляются мотивы, которые затем усиливаются в творчестве Гойи, в особенности в его «Мрачных картинах» - мистика, фантасмагория, карикатурные изображения людей и изображения демонических существ.

Можно сказать, что в творчестве Гойя представлял собою две разные стороны - Гойя-портретист, придворный художник, выполняющий официальные заказы, и Гойя, который смотрел на мир особенным взглядом, видящим вокруг «другие стороны» жизни, наполненные магией, стороны тёмные, непознаваемые.

Между тем, карьера Гойи-придворного художника продолжала развиваться, в 1799 году он наконец получает место первого придворного живописца. Он пишет несколько портретов королевы Марии-Луизы и короля Карла IV, в том числе и известный портрет всего королевского семейства (1800 г.), исполненный в очень реалистичной манере.

Примерно в этот же период Гойей создаются две знаменитые картины - «Маха обнажённая» и «Маха одетая», изображающие испанскую горожанку в похожей для обоих картин позе - разница между картинами лишь во времени написания и в том, что на первой модель полностью обнажена, на второй - одета. Кто был той моделью доподлинно неизвестно, однако в то время сильны были служи о том, что моделью была сама герцогиня Альба, в будуаре которой и хранились картины до самой её смерти. Гойя продолжает создавать портреты представителей испанской аристократии и буржуазии, например портрет Исобель Порсель (1804-1805), портрет Феликса де Азара (1805), портрет маркизы Санта-Круз (1805) и др.

Жизнь Гойи проходит на фоне сложного для Испании периода. В начале 19 века страна оккупирована французами, вспыхивают партизанские восстания. Впечатлённый хаосом, который создаёт война, её нечеловеческой жестокостью, порождающей ужасные картины, Гойя приступает к созданию серии офортов «Бедствия войны». В итоге за несколько лет он создаёт 82 гравюры.

В 1812 году в Мадрид с войсками входит Веллингтон, Гойе поручают написать его портрет, однако между ними возникла неприязнь, и Веллингтон остался совсем недовольным своим портретом. После окончательного освобождение Испании от французов в 1814 году Гойя пишет две картины, посвящённые восстаниям в Мадриде - «Восстание на Пуэрта дэль Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года».

Известно, что новый испанский король Фердинанд VII не относился к Гойе с симпатией, однако художник сохраняет место при дворе, при дворе, продолжаю писать портреты и картины с религиозной тематикой. Одна из последних работ художника в Мадриде - «Последнее причастие св. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас (1819). В феврале 1819 года Гойя приобретает тот самый «Дом глухого», где живёт в тяжёлый для него период очередной болезни.

В 1820-х годах художник знакомится с Леокадией де Вейс, женой промышленника, которая позже разводится с мужем и уходит к Гойе. У них рождается дочь Росарита, и в 1824 году они перебираются во Францию, потому что Гойя опасается гонений со стороны нового испанского правительства. Однако, когда в 1826 году он совершает поездку в Мадрид, его «как патриарха: «Он слишком знаменит, чтобы ему вредить, и слишком стар, чтобы его бояться». Ему удаётся добиться разрешения уйти на по...

Другие файлы:

Творчество Франсиско Гойи как отражение драматизма эпохи
Основные вехи творчества Франсиско Гойи, их взаимосвязь с драматическими событиями, происходившими в испанской среде. Отображение в произведениях внут...

Исследование чувственно-явленной сущности произведения "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" Франсиско Гойи
Традиционное представление о творчестве Франсиско Гойи, исследование произведений-репрезентантов творчества автора. Исследование системы суммативных о...

Импрессионизм в живописи
Особенности венецианской живописи в эпоху Возрождения. Творчество Эль Греко, наиболее известные его картины. Шедевры творчества испанских художников Д...

«Капричос» Франсиско Гойи

Франсиско Гойя Семья короля Карла IV
Творчество великого испанского художника Франсиско Гойи уже более столетия привлекает пристальное внимание историков искусства. Первые серьезные попыт...