Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

"Марокканский триптих" Матисса

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Доминирование элементов декоративности и субъективного (лирического) содержания в африканских картинах Матисса. Художественный анализ "Марокканского триптиха" - одной из последних картин художника. Разнообразие оттенков в картинах марокканского цикла.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

  • Содержание
  • Введение
  • Глава 1. Матисс и Африка
  • Глава 2. Художественный анализ «Марокканского триптиха»
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Французский живописец, скульптор, график и декоратор Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в Лэ Като Нор на севере Франции. В 1892 году он приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке фовистов (от французского слова «fauve», что значит дикий зверь) на Осеннем салоне 1905 года. В 1908 году С.И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910 год, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и эллинской вазовой живописи. В 1912 году Матисс приглашению Дягилева делал макеты декораций и эскизы костюмов для «Русского балетного сезона» в Париже.

Глава 1. Матисс и Африка

Впервые Матисс посетил Северную Африку в 1906 году -- по его собственному признанию, чтобы «увидеть своими глазами пустыню». Однако серьёзно Матисс увлёкся Востоком, посетив в 1910 г. выставку мусульманского искусства в Мюнхене и выставленные в Париже африканские скульптуры. На мюнхенской выставке его особенно потрясли иранские миниатюры и зал с восточными коврами. Позже Матисс исколесил Испанию в поисках «мавританского следа» в культуре этой страны. Во время своего длительного пребывания в Марокко (он с 1911--1913 гг. жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки, где много рисовал и писал маслом. Матиссом в данный период его пребывания в Алжире и Марокко написана пара десятков картин, которые давали ключи к решению многих живописных проблем искусства Востока. Это холсты-откровения, они прокладывали новые тропы для будущих художников Востока. В этом и есть гениальность Матисса. Это А. Матиссу принадлежат слова: «Откровение всегда приходит ко мне с Востока» «Записки живописца Матисса», «Азбука». СПб., 2001, С.87., где по его словам, он «обрёл более тесный контакт с натурой».

Именно в странах Магриба им были созданы замечательные пейзажи с видами старинного города Танжер. Так, одна из картин -- «Марокканский сад» показывает местную природу в сезон дождей. Две другие части этого триптиха изображают ту же землю, но опалённую беспощадным африканским солнцем.

Если раньше художник просто заполнял многие свои произведения предметами восточного обихода, то теперь Матисс буквально окунулся в «атмосферу» Востока, сблизился с его людьми, бытом и природой. В искусство Матисса влились свежие силы, и в нём появилась какая-то новая приближённость к натуре. Видимо, написанный сразу по приезде в Марокко натюрморт «Ирисы в вазе», с его динамичными контурами и правдивостью цвета, воспринимается как с натуры написанный этюд. В некоторых марокканских работах краски Матисса словно впитали энергию африканского солнца. И снова тональность Матисса резко меняется, когда он пишет «Арабскую кофейню», в которой, не утрачивая силы цвета, очень тонко передаёт прохладный сумрак помещения, где выделяются лаконичные силуэты людей, словно погружённых в сонное оцепенение. Выработанный художником лаконизм и обобщённость своеобразно проявляются в его портретных произведениях, придавая изображённым особую значительность и даже величие. Это чувствуется и в воинственном облике стоящего марокканца («Марокканец в зелёной одежде»), и в «Портрете жены» -- одной из лучших работ художника в этом жанре Самин. Д. «100 великих художников». М., 2001.С.35..

Тут следует отметить, что Матисс в этом плане не был первооткрывателем Востока. Ориентализм в живописи Энгра и Делакруа широко известен. Не подражая восточному искусству, Матисс скорее переосмыслил его, поняв и приняв философскую глубину орнамента, яркость и чистоту цвета, изысканность линий. Упомянув эти хорошо известные факты, хочется ещё раз отметить новизну подхода данной экспозиции, где рядом с холстами Матисса помещены многие предметы из его восточной коллекции. Соседство живописного реквизита художника с его полотнами позволяет наблюдать эволюцию его творчества. С годами манера его менялась, а его любимые предметы (ткани, драпировки, ковры и коврики для молитвы), в разных сочетаниях проходившие через все его картины, оставались прежними. Особенно интересно присутствие на выставке восточной одежды из коллекции Матисса. Экспонаты XIX века (такие как шёлковое лиловое платье из Марокко, турецкий халат, шитая золотым шитьём североафриканская бархатная блуза с золотым шитьём) -- всё необыкновенной красоты. Специфика выставки и замечательная развеска картин делают возможным для зрителя проанализировать творчество Матисса не только диахронически, но и синхронически. Трудно сказать, почему в картине «Стоящая Зора» фон красный, почему в «Марокканском триптихе» на окне две вазы, а в «Красной комнате» на полу жёлтый ковёр и т.д. Вероятно, предположить, что Матисс выработал для себя правила живописи, почти в точности используя теорию музыки.

В африканских картинах Матисса элемент декоративности и субъективного (лирического) содержания доминирует, что сильно затрудняет восприятие его. Такая живопись требует большого навыка общения и близости художественному творчеству. Возможно, допустить, что декоративный элемент и отражение технического совершенствования художника в качестве содержания вообще чужд многим. Но выразительность рисунков последних лет и декупажей должны затронуть многих и заставить вновь и вновь возвращаться к его картинам.

Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал: «Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но всё же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм» Самин. Д. 100 великих художников. М., 2001. С.28.. Поэтому не удивительно, что единство группы фовистов было недолговечным. Скоро каждый из них пошёл своим путём.

Глава 2. Анализ «Марокканского триптиха»

Необходимо подробнее остановить на одной из последних картин художника - «Марокканский триптих» (от греч tryptychos -- сложенный втрое) - три достаточно отличающиеся от всех остальных больших полотна. Это были три самостоятельные картины, но написанные в 1912 году с таким расчётом, чтобы висеть вместе и в определённом порядке.

Любопытно отметить, что Матисс любил заезжать в Африку почему-то зимой, и здешнего зимнего солнца ему вполне хватило, чтобы написать свой знаменитый «Марокканский триптих», позднее приобретённый Иваном А. Морозовым. После революции коллекции Морозова и Щукина -- крупнейшие в мире собраниями современной французской живописи -- были национализированы и впоследствии сведены в единое собрание Музея нового западного искусства. В 1947 году этот объединённый фонд был расформирован и поделён между Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственным Эрмитажем. При этом в собрании Эрмитажа оказались работы радикальных направлений начала ХХ века (кубизм, фовизм), от которых отказался музей изобразительных искусств. «Марокканский триптих» Матисса просто разделили (две картины попали в Музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина, а центральная часть триптиха -- в Эрмитаж).

«Вид из окна. Танжер» -- холст, масло, 115х79см. Эта картина утра представляет собой образец современных цветовых экспериментов. Пейзаж Матисса построен на контрастной паре сине-фиолетового и оранжевого тона. На подоконнике в комнате художника стоят две вазы. Одна -- высокая, стройная, сине-холодноватая, строгая, с бело-розовыми и чёрными цветами. Другая ваза -- округло-приземистая, тёпло-коричневая с красными с белыми обводами цветами и чёрно-зелёными листьями. Умеренный внутренний контраст ваз сочетается с резким контрастом их форм и цвета. Все вместе они образуют гармоничную пару собеседников, необходимых друг другу. Эти вазы говорят, что на заре цивилизации устойчивая активность европейцев и духовная созерцательного арабского мира гармонично сочетались, дополняя друг друга.

Через окно, на котором стоит букет цветов, виден опалённый южным полуденным солнцем североафриканский город. Он изображён несколькими общими пятнами света и тени. Падающие от зданий тени затенённых сторон зданий и находящиеся в тени тополя соединены в общие пятна. Эти пятна полностью затмевают собой предметы. Только по намёкам (типичный приём Матисса) зритель прочитывает в них здания, тополя и мостовую. В пятнах теней почти нет нюансов, по которым угадывалась бы глубина. Чуть-чуть яснее различия оранжевых оттенков (от желтоватых до розоватых нюансов) в отсветах на предметы переднего и дальнего плана. Обобщённость пятен света и тени оправдывается наличием окна с цветами. По отношению к ним всё, что видно за окном, воспринимается как далекое и «съеденное» общим цветом. Несомненно, так видно лишь в первый момент, пока глаз не привыкнет к свету. Художник как бы внезапно перенёс взор из комнаты в городскую даль и зафиксировал то общее впечатление, которое у него было, когда он ещё не мог разглядеть деталей вдали, ослепленный светом. За окном господствует синий цвет -- от голубого до тёмного (почти индиго). Его смягчает белый, зелёный, жёлтый и даже чёрный. Размытый красный и розовый не создают сколько-ниб...

Другие файлы:

Матисс
Книга принадлежит перу известного французского искусствоведа и литератора, который в течение многих лет близко знал художника. В свободной форме, с пр...

От Делакруа до Матисса. Шедевры французской живописи XIX - начала XX века из Музея Метрополитен в Нью-Йорке и Художественного института в Чикаго
Выставка французской живописи XIX—начала XX века проходившая в Москве и Ленинграде. Она включала показ пятидесяти одной картины; двадцать из которых п...

Рай в западноевропейском искусстве
Первое появление идеи о страшном суде, понятия об аде и рае в зороастризме. Изображение рая в учениях христианства и иудаизма. Триптих живописца Иерон...

Анри Эмиль Бенуа Матисс (31.12.1869 Ле Като, Нор - 03.11.1954 Симье, близ Ниццы)
Первые опыты в живописи и обучение начинающего художника. Годы интенсивных творческих поисков Анри Матисса, используемые им различные художественные т...

Триптих. Одиночество в Сети
"Триптих. Одиночество в Сети" - под таким названием Януш Леон Вишневский выпустил расширенную версию своего поразительного международного бестселлера....