Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Шедевры венецианской живописи

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Шедевры венецианской живописиДостаточно вспомнить имена Джорджоне и Тициана, Веронезе и Тинторетто, и становится понятно, какой яркой и прекрасной страницей в искусстве Возрождения была живопись Венеции. В политически раздробленной Италии каждый город был самостоятельным государством, и его художественная культура имела особый характер, свои неповторимые черты. Исторические судьбы, социальный строй, природные условия, уклад жизни, бытовые и культурные традиции определяли своеобразие искусства того или иного центра.Тициан. «Венера, завязывающая глаза амуру». Масло. 1560–е.Действительно, разве могла походить на какое-либо другое искусство живопись Венеции – сказочного города, возникшего, словно по волшебству, среди вод Адриатики? «Можно перевидеть все города на свете и все-таки прийти в изумление, приехав в Венецию», – писал французский философ Монтескье. Панораму города, «парящего, как птица, между водой и небом», зрители видели на огромной по размеру гравюре, исполненной Якопо де Барбари в 1500 году. Вся Венеция здесь как на ладони – раскинувшаяся более чем на ста островах, с бесчисленными каналами, густо застроенными кварталами.Могло ли не быть своеобразным искусство богатейшей торговой державы, связанной со многими странами Европы и Востока, не жалевшей средств на украшение города великолепными дворцами и церквами? Торжественно-прекрасной предстает Венеция на картине Чезаре Вечеллио, запечатлевшей центр города – площадь Святого Марка. В ее архитектуре соединились в удивительном и органичном синтезе различные художественные традиции – восточные и византийские, готические и ренессансные. Картина Вечеллио стала своего рода эмблемой выставки, ее прологом. Она вводила зрителей в ту художественную атмосферу, ту эстетическую среду, в которой развивалось искусство венецианских живописцев.Они писали картины для дворцов, общественных зданий и церквей, и Венеция часто присутствует в их произведениях, к какому бы сюжету художники ни обращались. В сценах «Введение Марии во храм» и «Обручение Марии», написанных Витторе Карпаччо, можно узнать мотивы венецианской архитектуры. Художник повествует подробно и простодушно, с той наивной чистотой чувства, которая составляет особое очарование искусства раннего Возрождения.В большой композиции Джованни Беллини на тему «Благовещение» действие происходит в помещении, напоминающем интерьер церкви Санта Мария деи Мираколи, построенной в Венеции в конце XV века. Да и сама картина, состоящая из двух частей, представляет створки, украшавшие орган этой церкви. Ее празднично-нарядная архитектура уподобляет церковный интерьер дворцовому залу. Исполнена земной красоты и эта сцена на сюжет евангельской легенды. Стройный, златокудрый Гавриил, идущий к Марии стремительной легкой поступью, держа в руке белую лилию, – само воплощение юности. Ничего условного, иконного нет и в образе Марии. Свет – но не мистический, а теплый, солнечный – словно входит в картину вместе с ангелом, играет в складках его одеяния, окружает фигуру богоматери. В облике героев, в ясном и обозримом пространстве картины все дышит гармонией. Насыщенные краски подчеркивают ее радостный характер. В раскрытом окне виден пейзаж венецианской провинции.Подобный пейзаж, манящий благоуханной свежестью и приветливостью с зелеными долинами и холмами, голубеющими вдали горами, мы встречаем и в картине Чима да Конельяно «Товий и ангел». Эпоха Возрождения словно впервые открыла красоту земной жизни, драгоценность каждого ее явления. Спокойно пребывают герои среди умиротворенной тишины природы – неторопливо беседующие, задумчиво отрешенные или погруженные в размышление. От этой картины веет чувством счастливого согласия человека и мира.Я. Бассано. «Бегство в Египет». Масло. 1530–е.Рядом с безмятежно-созерцательным полотном Чимы композиция «Святое семейство и неизвестная святая» Андрея Мантеньи кажется суровой, напряженной по настроению. Она впечатляет скульптурной пластикой фигур, чеканной точностью линейного рисунка. И, несмотря на небольшие размеры, выглядит монументальной. Все персонажи показаны в анфас, их головы – как в античном рельефе – изображены на одном уровне. Лирическая тема приобретает здесь возвышенно-строгое звучание.Венецианская школа включала художественные традиции тех центров, которые тогда входили во владения республики. Так, Мантенья работал в Падуе, и его творчество развивало героико-монументальный стиль флорентийского искусства с его пафосом рационального познания мира, культом пластической формы и рисунка.Но все же подлинная стихия венецианской живописи – цвет, способный передать мир во всем его великолепии и радостной красоте, чувственном очаровании и материальном разнообразии, что как нельзя лучше отвечало светскому мироощущению венецианцев. Венецианская школа – это прежде всего великие колористы.Л. Лотто. «Мужской портрет». Масло. Около 1530.На полотнах Себастьяно дель Пьомбо изображены святой Людовик Тулузский и святой Синибальд – в рост, на фоне монументальной архитектуры. Ткань, узоры шитья, драгоценные камни, посох, золотая мозаика свода переданы цветом, красками с замечательной материальной убедительностью. Они сияют, переливаются, мерцают и горят изнутри, как, например, красный цвет в одеянии святого Людовика. Само красочное богатство этой живописи способно доставить наслаждение.Композиция Тициана создана на античный сюжет: Венера завязывает глаза Амуру, в то время как нимфы отнимают у него лук и стрелы, чтобы обезоружить вестника любви, приносящего людям столько бед. И хотя в Венере и ее спутницах Тициан воплотил венецианский идеал красоты – пышной, чувственно-полнокровной, эта картина воспринимается как самая классическая, самая ренессансная по духу пронизывающей ее эллинской гармонии.А. Мантенья. «Святое семейство и неизвестная святая». Темпера. XV в.Другой шедевр Тициана «Портрет Томмазо Мости», написанный примерно на четыре десятилетия ранее, в 1526 году. Цветовая гамма портрета, построенная на градациях черно-белых тонов, придает образу особую утонченность и благородство. Портрет поражает жизненной достоверностью в воссоздании облика модели, передаче характера. Художник подчеркивает цельность и яркость натуры, уверенность в себе, чувство собственного достоинства. Вы сразу ощущаете значительность изображенной Тицианом личности, воспринимаете ее как идеал человека эпохи Возрождения.Иным путем в искусстве портрета шел Лоренцо Лотто. В его «Мужском портрете» крупная, по-коленно изображенная фигура кажется неустойчивой, взгляд- мечтательным, полным печали. Это человек в момент горестного размышления. Символические детали – череп и осыпавшиеся лепестки роз (намек на молодость, которой угрожают болезнь и смерть), сцена битвы св. Георгия с драконом, видимая в проеме окна, – подчеркивают духовную сложность, внутреннюю экспрессию образа. В портретах Лотто звучат глубоко личные интонации, отражается беспокойная, мятущаяся душа художника, не нашедшего признания в Венеции и умершего в забвении.Д. Беллини. «Благовещение». Масло. Конец XV в.Каждое произведение отражает искания художников на разных этапах развития искусства, в XV и XVI столетиях. Интересно сравнить композиции разных мастеров на один и тот же сюжет, например, картины Чимы да Конельяно и Джироламо Савольдо, изображающие Товия и ангела. Библейская легенда рассказывает, что юный Товий по повелению ангела должен был выловить в реке рыбу, чья желчь исцелит слепоту его отца. Композиция Савольдо лаконична: пораженный и испуганный Товий внимает ангелу, который словно осеняет его своими крылами, побуждает к действию. Ощущение нерасторжимой внутренней связи персонажей придает сцене одухотворенность и поэтичность.Джованни Баттиста Морони, как и Савольдо, работал в провинции Венеции. «Портрет Джан Джироламо Грумелли», или «Кавалер в розовом», – парадный, написанный в изысканной гамме розово-серых тонов, со множеством аллегорических деталей. Если у Тициана образ Томмазо Мости идеальный, возвышенный, то у Морони, несмотря на импозантность и эффектность портрета, человек лишен ореола величия. Характеристика его стала жизненно-конкретной, социально-заостренной.Д. Савольдо. «Товий и ангел». Масло. Конец 1530–х.В творчестве художников второй половины XVI века протягиваются нити от искусства Возрождения к художественной культуре следующей эпохи. Разве не предвещают реалистическую живопись XVII столетия «Портрет старика, сидящего в кресле» Морони или «Бегство в Египет» Якопо Бассано?Композиция «Св. Мартин и нищий» написана Бас...
Другие файлы:

Импрессионизм в живописи
Особенности венецианской живописи в эпоху Возрождения. Творчество Эль Греко, наиболее известные его картины. Шедевры творчества испанских художников Д...

Прадо. Шедевры мировой живописи
Мадридский художественный музей Прадо. В альбоме представлены выдающиеся произведения западно-европейской живописи XIII - XIX веков....

Шедевры мировой живописи. Итальянская живопись конца XVI-XVII века.
Книги-альбомы из серии "Шедевры мировой живописи" - ваша личная картинная галерея! Совершенство образов и стройность линий, экспрессия характеров и эм...

Вышитые шедевры русской живописи

Дрезденская галерея.
Серия "Шедевры мировой живописи в вашем доме". М.: 2005. — 128 с. В альбоме представлены выдающиеся произведения западноевропе...