Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Аполлоническое и дионисийское в теории культуры Ницше

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Министерство транспорта Российской ФедерацииФедеральное государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Морская государственная академия имени Ф. Ф. Ушакова»Курсовая работапо предмету теория и методология культурына тему« Аполлоническое и дионисийское в теории культуры Ницше»Выполнила курсант 721 группы Колесникова ЕкатеринаПроверил к. ф. н. доцент кафедры культурология Евсеева Л. В.Новороссийск 2009План:1. Предпосылки создания Ф.Ницше культурологической концепции об аполлоническом и дионисийском началах1.1. Кризис культуры в XIX-XX вв.1.2. Переосмысление буржуазной культуры. Поиск идеальной культурной модели2. Аполлоническое и дионисийское в теории культуры Ницше2.1. Обращение Ницше к греческой культуре. Трагическое мироощущение и «греческая веселость»2.2. Дионисийское начало2.3. Аполлоническое начало2.4. Противоборство и взаимодействие двух начал как двигатель культуры3. Кризис культуры как подавление дионисийского начала 3.1. Современная александрийская культура3.2. «Возвращение трагедии» как преодоление кризиса современной культуры 1. Предпосылки создания Ф.Ницше культурологической концепции об аполлоническом и дионисийском началах1.1. Кризис культуры в XIX-XX вв. Духовный кризис в современных демократических обществах все более усиливается. Происходит это повсеместно и не зависит от культурных традиций той или иной страны, хотя они вызывают определенную специфику протекания этого процесса.Много сделав для удовлетворения материальных потребностей, демократическая культура создает иллюзию достижения человечеством счастья и прогресса. На деле между человеком и естественной средой эта культура воздвигает колоссальную стену из различных технических нагромождений, что приводит к дисгармонизации сознания, не могущего примирить блага цивилизации (материальной культуры) и естественные потребности души и духа в единении с природой.Отрицательные последствия демократической культуры философы заметили давно. Еще в середине XYIII века, на заре буржуазного общества, Ж.-Ж.Руссо в известной работе "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов" указывал на теневую сторону прогресса.Убыстряющиеся темпы научно-технического творчества, связанные с развитием капиталистического производства, вызвали к жизни мировосприятие, лежащее в основе пессимистического направления в современной культурологии. Подчеркивание трагичности, безысходности и абсурдности человеческого существования является характерной чертой этого направления, возникшего в результате неприятия системы буржуазно-демократических ценностей. На смену высоким идеалам Средневековья, когда вся культура и человек в ней стремились к Богу - главенствующему идеалу, пришла чувственная культура с общечеловеческими идеалами, которая, исчерпав заложенные потенции, начала деградировать. 1.2. Переосмысление буржуазной культуры. Поиск идеальной культурной моделиВсеобъемлющая критика буржуазной культуры впервые была дана в рамках иррациональной философии в Германии XIX века и, прежде всего, в трудах Фридриха Ницше, Артура Шопенгауэра, Рихарда Вагнера.Философия жизни, экзистенциализм, интуитивизм, психоанализ многим обязаны учениям этих философов, у них единое мировидение. Ницше, Шопенгауэр, Вагнер - источник самого мощного в западноевропейской мысли направления - пессимистического. Не все представители иррациональной философии декларировали свою приверженность пессимизму, поскольку вкладывали различный смысл в это понятие, но в созданных ими системах трагическое ощущение мира доминирует.Переоценка ценностей и новое мироощущение требуют некой идеальной модели, позволяющей высветить то негативное, что несла с собой демократическая культура. Таким образцом для одного из величайших философов своего времени, Фридриха Ницше, стала Древняя Греция. Изучая культуру эллинов, он создал культурологическую концепцию о двух первоначалах: дионисийском и аполлоническом.Цель данной работы заключается в изучении концепции Ницше о дионисийском и аполлоническом началах на основе анализа его труда «Рождение трагедии из духа музыки» с использованием диалектического и компаративистского методов.2. Аполлоническое и дионисийское в теории культуры Ф.Ницше2.1. Обращение Ницше к греческой культуре. Трагическое мироощущение и «греческая веселость»Ницше поднял важные вопросы о природе человека, о его бытии, о культуре как средстве человеческой самореализации. Он пытался постичь мир из полноты целого, из полноты человеческого существа. Во всей мировой истории Ницше искал элементы такой универсальности, которая помогла бы ему преодолеть внутренне страдание от общения с миром. В своих поисках он обратился к античной культуре; в частности его интересовал истинный дух греческого искусства. Ницше полагал, что греки в полной мере ощущали трагичность чувственного бытия, несмотря на стремление к красоте, празднествам, увеселениям, «греческую веселость». В предисловии к «Рождению трагедии» он задается вопросом:«А что, если греки, именно в богатстве своей юности, обладали волей к трагическому и были пессимистами? Что, если именно безумие, употребляя слово Платона, принесло Элладе наибольшие благословения? И что, если, с другой стороны и наоборот, греки именно во времена их распада и слабости становились всё оптимистичнее, поверхностнее, всё более заражались актёрством, а также всё пламеннее стремились к логике и логизированию мира, т. е. были в одно и то же время и "радостнее" и "научнее"? 1В поисках причин такой парадоксальной связи, Ницше вглядывается в греческую мифологию. В ней нет ни намека на аскез, долг и самоограничение; «все наличное обожествляется, безотносительно к тому - добро оно или зло”2, царствует стремление к чувственным радостям, царствует сама жизнь. И наско...
Другие файлы:

Аполлоническое и дионисийское начала в концепции Ф. Ницше

Ницше: от Диониса до Заратустры
Проблема человека и познания на фоне аттической трагедии. Заратустра как реинкарнация Диониса в работе Фридриха Ницше. Феномен греческой трагедии. Дио...

Творчество как основа философии Фридриха Ницше
Философские смыслы творчества в эпохах античности, Средневековья, Возрождения, Нового Времени. Дионисийское начало как основа понятия творчества в фил...

Философия Ф. Ницше
Жизненный путь и основные стадии развития философии Ф. Ницше. Ранние сочинения Ф. Ницше и его критика культуры. Критика морали, этической установки. А...

Мировоззрения Ф. Ницше
Учение Ницше о разрушении как одной из основных черт философии. Философия Ницше - попытка преодолеть односторонность идеализма и материализма. Понятие...