Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Историография исследований философии культуры А. Дж. Тойнби

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Санкт-Петербургский государственный университетФакультет философии и политологииКафедра культурологииРефератНа тему:«Историография исследований философии культуры А. Дж. Тойнби»Выполнила: студентка 4 курса, 25 учебной группы, специальности «Культурология. Германистика»Балахонская Юлия ВитальевнаСанкт-Петербург2010Арнольд Джозеф ТойнбиАрнольд Джозеф Тойнби (Toynbee) (1889-1975) - английский историк, социолог, философ культуры, дипломат и общественный деятель, создавший один из наиболее оригинальных вариантов концепции локальных цивилизаций. Идеи А. Тойнби стали продолжением идей, которые высказывались до него Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером и другими исследователями. Основными его работами являются «Цивилизация перед судом истории», «Греческая цивилизация и характер», но больше всего Тойнби известен как автор книги «Постижение истории» - двенадцатитомного анализа рождения и упадка цивилизаций. Тойнби внес огромный вклад в изучение сущности истории. Свою работу ученый посвятил обозрению всемирной истории, которое он выстраивает на основе представления о самозамкнутых, отдельных образованиях-цивилизациях. Истинными объектами истории, утверждает Тойнби, являются общества, цивилизации. В работе «Постижение истории» он выделяет следующие особенности цивилизаций:
  • Цивилизации «представляют собой ... общества с более широкойпротяженностью, как в пространстве, так и во времени, чем национальные государства, города-государства или любые другие политические союзы».
  • Именно цивилизации должны рассматриваться историками.
  • Цивилизации сопоставимы друг с другом.
  • Ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества.
  • Преемственность в развитии цивилизаций гораздо меньше, чемпреемственность между фазами развития одной цивилизации.
  • Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга.
  • Историк выделяет 21 цивилизацию (не учитывая второстепенные, побочные и недоразвитые), это: египетская, андская, древнекитайская, минойская, шумерская, майянская, юкатанская, мексиканская, хеттскую, сирийскую, вавилонскую, иранскую, арабскую, дальневосточную, индскую, индийскую, эллинскую, православно-христианскую и западную. Сравнивая их, Тойнби замечает, что в их истории присутствуют стадии, следующие одной модели: стадия роста, надлома, распада и смерти, а также стадия зарождения - генезис. Существует два пути возникновения цивилизации: в результате мутации примитивного общества, либо же на развалинах “материнской” цивилизации. Стадия роста включает в себя развитие цивилизации из зародыша в полноценную социальную структуру. Однако во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая, как правило, сменяется стадией распада. Распавшаяся цивилизация либо исчезает с лица Земли (например: египетская цивилизация, цивилизация Инков), либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство). Тойнби стремится к постижению истории - всей истории в целом, и только для этого предпринимает попытку исследования ее отдельных частей, подобно врачу, исследующему отдельные органы больного. Целью исследования является попытка постижения механизма социогенеза, механизма, который был бы в высокой степени универсален для всех и каждой в отдельности цивилизаций - а значит, и для всей истории в целом. При этом Тойнби не претендует на то, что он сможет выявить универсальные силы социогенеза. Он хочет всего лишь постичь механизм социальной реализации этих сил.Все цивилизации Тойнби разделяет на три поколения. Первое поколение — примитивные, маленькие, бесписьменные культуры. Их много, но живут они недолго. Специализация их – односторонняя, зависят они во многом от географической среды. Государственность, образование, церковь, искусство и наука в таких цивилизациях отсутствуют. Подобные культуры очень быстро размножаются, но и гибнут при этом стихийно, если не вливаются благодаря творческому акту в более мощную цивилизацию второго поколения. Творческий акт затруднен статичностью примитивных обществ. Здесь социальная связь, которая регулирует единообразие поступков и устойчивость отношений, направлена на умерших предков, на старшее поколение. В подобных обществах, где мимесис обращен на прошлое, правит обычай, и различные инновации затруднены. Однако, в обществах, которые находятся в процессе цивилизации, мимесис направлен на творческие личности, которые занимают господствующее положение, являясь первооткрывателями. Обычай разбит, и общество приходит в динамическое движение в сторону изменения и роста. Можно сделать вывод о том, что в теории А.Тойнби трансформации примитивных обществ в цивилизации состоит в переходе из статического состояния к динамической деятельности.Еще один путь возникновения цивилизаций Тойнби объясняет через отчуждение пролетариата от правящего меньшинства, являющегося статичным. Здесь можно проследить тот же принцип, когда новая цивилизация рождается, благодаря переходу общества из одного состояния в другое. В цивилизациях второго поколения социальная связь направлена на творческие личности, которые ведут за собой пионеров нового социального порядка. Цивилизации второго поколения динамичны, они создают большие города, вроде Рима и Вавилона, в них развивается разделение труда, товарный обмен, рынок. Возникают слои ремесленников, ученых, торговцев, людей умственного труда. Утверждается сложная система рангов и статусов. Здесь Могут развиться атрибуты демократии: выборные органы, правовая система, самоуправление, разделение властей. Проблема рождения ц...
    Другие файлы:

    Цивилизационные подходы к изучению культуры
    Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского. Цикл жизни культурно-исторического типа. Понятия "культура" и "цивилизация". Анализ культуры в те...

    Культурологическая концепция А.Тойнби
    Арнольд Джозеф Тойнби (Toynbee) (1889-1975) – английский историк, социолог, философ культуры, дипломат и общественный деятель, создавший один из наибо...

    Зарубежная историография славяноведения и балканистики
    В книге помещены статьи и материалы, отражающие современное состояние зарубежных исследований языка, истории, культуры славянских и балканских народов...

    Понимание культуры в постклассической европейской философии
    Понятие "культура" с точки зрения постклассической западной философии конца XIX-начала XX в. Понимание культуры в философии О. Шпенглера и Ф. Ницше. С...

    Культурологические исследования
    Структура и состав современного культурологического знания. Понятия философии и социологии культуры, культурная антропология. Теоретическая и прикладн...