Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Эволюция представлений о культуре 2

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
1. Культурология - относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение термина "культурология" восходит к работам американского антрополога Л. Уайта (1900-1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук. Формирование современного культурологического знания в России имеет особенность, Возникла в 60-ых годах. Это наука о культуре, имеет синтетический хар-ер ( use знания частных наук: антропологии, археологии, этнографии и т. п.) Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в традициях и нормах, обычаях, законах.Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.
  • исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;
  • исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
  • исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
  • исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
  • исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.
  • Методы культурологии: 1) Диахронический - изложение явлений, фактов, событий мировой отечественной культуры в хронологической последовательности. 2) Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон. 3) Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением нескольких культур в процессе взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. 4) Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. 5) Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса. 6) Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. -7) Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта. 8) Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Основная задача культурологии: методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.2 Эволюция представлений о культуре. Понятие К возникло в эпоху античности, в произведениях Марка Катона. Переводится как «возделывать». Потом термин «культура» употребил Цицерон, он считал это «возделыванием духовности».В средние века К. ушла на задний план, но появ. ново понятие – культ, т. е. максимальное развитие духовного потенциала посредством любви к Богу.В эпоху Возрождения и Нового времени формируется новый историко-просветительский подход к понятию К. Представители этого подхода – фр. и нем. просветители18 века Жан Жак Руссо и Вольтер, Гете, Шиллер, Гегель, Кант, Ницше. Суть их подхода: К – максимальное развитие разума, образованность, просвещенность общества и человека. В сер. 19 века появ. новый социально-деятельностный подход к пониманию К. Карл Маркс и Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Суть этого подхода: К – продукт общественной трудовой деятельности человека; человек и его мир к-ры есть результат изготовления орудий труда.В 20 веке появилось много подходов в понимании культуры. Психоаналитическая теория(Фрейд), символическая (Касейрер), игровая (Хейзинг) 7. У софистов и киников просматривается противопоставление природы как явления относительно постоянного человеческому закону, или установлению — изменчивому, произвольному. Культура в этой системе ценностей трактуется как феномен менее значимый, нежели природа.В позднеримскую эпоху зародился, а в Средние века получил распространение иной комплекс значений: усилилось внимание к внутреннему миру человека, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства, как устранение греха и приближение к божественному замыслу. В то же время возникает позитивное отношение к ценностям городской социальной жизни, что знаменовало собой движение в направлении к возникшему позднее понятию цивилизации.Философы Возрождения рассматривают культуру как средство формирования идеальной универсальной личности — всесторонне образованной, воспитанной, соответствующей гуманистическим ценностям, содействующей развитию наук и искусств и укреплению государства.В немецкой классической философии культура рассматривается как область духовной свободы человека. Иммануил Кант подходит к культуре как субъективному состоянию личности и проводит различие между культурой умения (как цивилизованностью) и культурой воспитания (как нравственностью). Гегель анализирует такие обнаружения культуры, как искусство, религия, философия, наука в качестве различных форм самопознания разума, духа народа, творящего историю и формирующего “лики” культуры.В XIX — начале XX века относительный универсализм сложившихся эволюционных представлений о культуре “преодолевается” появлением целого ряда философских течений и школ. “Философия жизни” (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон и др.) рассматривает дух как субстанцию культуры, которая может быть понята не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции. Культура трактуется как самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом, “душевным настроением” жизни. Ф. Ницше видит в любой культуре средство подавления и порабощения человека.Марксистская философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, выражающую достигнутый человеческий уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, а также развитие творческих сил и способностей личности. Культура понимается не только как чисто духовная проблема воспитания и просвещения человека, но и как проблема создания необходимых условий, в том числе и материальных, для всестороннего и целостного развития индивида. Культура может быть понята не из самой себя, а только в связи с обществом, с трудом, она есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс человеческой деятельности.Интересна модернистская (неклассическая) модель, сложившаяся в начале XX века (имеет истоком и основой идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля, К. Юнга, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю и др.), носит подчеркнуто антитрадиционалистский характер. Культура рассматривается как повседневная реальность, имеющая скрытый смысл, элементы ее взаимодействуют между собой и воспринимаются человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления. Мир предстает в этой модели чаще всего жестоким и абсурдным, не нуждающимся в упорядоченном проектировании, человек в нем — одиноким и обреченным, окружаю...
    Другие файлы:

    Эволюция представлений о культуре
    Античные представления о культуре и представления в эпоху средневековья. Школа эволюционистов, школа диффузионистов, неокантианцы. Теория культурно-ис...

    Этические беседы как метод формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о поведенческой культуре
    Основные способы педагогического воздействия на детей. Возможности использования этических бесед как метода формирования представлений у детей старшег...

    Эволюция представлений о массе

    Эволюция представлений о пространстве

    Эволюция представлений о времени