Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Культура как предмет исследования 2

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
  • Культура как предмет исследования
  • В широком  смысле культура - это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества. Однако такое определение не много могло бы дать,   например, инопланетянину для понимания смысла этого слова.   Ну и Бог  с ними, с инопланетянами наша задача другая. Куда лучше другое определение, данное французским культурологом де  Бенуа: "Культура  это специфика человеческой деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, само появление его на арене естественной истории надлежит рассматривать как культурный феномен".      Рассматривая какую-либо культуру,   нельзя вырвать ее из  того контекста времени  и  пространства,   в  котором она существует.   В прошлом веке культурологи считали,   что можно говорить  только  об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса, так сказать, "культурную лестницу". С этой точки зрения все  патриархальные  (а  тем более матриархальные) культуры классифицировались в рамках единого первобытно-общинного  строя  и однозначно оценивались  как  примитивные,   то  есть подлежащие (по известному изящному термину) прогрессорской деятельности.      Однако в том же столетии возникла противоположная мысль - что эти культуры на самом деле имеют принципиальные различия, они предельно самобытны, и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и родилась культурология как наука об  уникальности  и  несхожести культур. Культурология рассматривает  свой  предмет  внутри пространственно-временного континуума,   обладающего  культурно-историческим единством.   Такой смысл культурологи вкладывают в слово "эон". Интересно первоначальное значение этого слова:   греки  именовали  им очень  длительный период в развитии мира.   В течение этого периода точка равнодействия проходит через весь зодиак - это  ровно  двадцать  шесть тысяч лет!   Гностики называли этим словом божественные силы,   исходящие от Абсолюта.   Мистический шлейф смыслов окутывает это культурологическое понятие.      Возьмем, к примеру,   понятие "Западная Европа". Один из самых интересных культурологов А. Дж. Тойнби присваивает  Западной  Европе статус  цивилизации,   что  для него означает не просто целостность географическую,   историческую, общий генезис и историю, но конечно же  все это в нераздельной слитности - единый мир,   в котором люди способны понять друг друга. Общая культура как раз и означает возможность  взаимопонимания,   когда  в слова и поступки вкладывается понятный и общий для носителей этой культуры смысл,   то есть  присутствие культурной идентичности.   Западная Европа,   родившаяся из разрозненных колоний Римской империи первых веков нашей эры, утратившей  свое былое могущество и доставшейся готтским завоевателям, ставшая единой благодаря Карлу Великому и  Святой  Матери  Римской Церкви, впитала  в  себя наследие эллинской культуры и порожденную Востоком, но не привившуюся там христианскую религию. Родились совершенно новые  нации и языки,   а главное - люди с абсолютно новым самосознанием.      По мнению  Фридриха  Ницше,   которое  поддерживает  и Ясперс, Христианство явилось кризисом античной культуры. "Христианство погубило жатву античной культуры", говорит Ницше. Он полагает, что христианство разрушило всякую истину, которой человек жил ранее, и прежде всего трагическое мироощущение досократических греков.   Вытеснение дионисийского начала аполлоническим,   которое завершилось после Сократа и подготовило почву для насаждения нового христианского миропорядка, в основе которого лежат, по мнению Ницше, чистые фикции: моральный миропорядок, бессмертие, грех, милость, искупление... Мрак  и  скука,   озаряемые кострами инквизиции,   воцарились вплоть до эпохи Возрождения,   когда была предпринята попытка эмансипации античного духа и его слияния с христианством.   Результатом Ренессанса явился весьма значительный культурный  подъем,   который характеризуют хотя бы такие имена, как Леонардо Да Винчи, Караваджо,   Рафаэль Санти,   Микеланджело... Люди не просто возвращались к культуре античных предков, они смогли по-новому взглянуть на мир и на себя самих. В картинах эпохи Возрождения не просто античные аллегории,   в них есть и свобода,   и трагедия,   и миф. И конечно же, большим завоеванием эпохи Ренессанса оказалось оттеснение с  позиций  абсолютного  владычества  умами и душами Римской Католической Церкви.      Большую роль  в  развитии  европейского самосознания сыграла, конечно же, Реформация. Хотя протестантизм не был воспринят повсеместно во всей Европе, и бушевавшие в связи с этим войны поставили ее на грань раскола, оказалось, тем не менее, что глубина внутреннего единства европейцев гораздо больше, чем религиозные противоречия между ними. Религиозный раскол Европе удалось пережить и остаться единой.   Установилась новая иерархия ценностей,   католицизм больше не являлся последней инстанцией среди прибежищ  европейской души.      Благодаря Локку,   Юму  и Декарту познание мира вышло на новый уровень - родилась наука.   Несмотря на сопротивление Паскаля и некоторых других,   развитие светской мысли и вообще светского образа жизни было уже не остановить.   Усилия просветителей по эмансипации общественного сознания привели к окончательному отстранению церкви от управления общественным сознанием.   В результате  промышленного переворота,   который вкупе со всеми вышеупомянутыми событиями XVII - XVIII веков оказался одним из аспектов революции в сознании  европейца на  первое место в иерархии его ценностей выходят экономический успех, идеи прогресса, и равенства возможностей для всех.      Конечно же, эти ценности для человека Востока или хотя бы античности просто смешны,   и появление гения Ницше, обличающего приземленность и мертвенную скуку буржуазного самосознания европейцев - явилось первой сколь великолепной, столь же и неудачной попыткой изменить пути развития европейской культуры.   В полной мере нищету современного европейского духа демонстрирует XX век,   когда, в результате двух  мировых  войн и последующей Холодной Европа покорно                               - 6 следует в русле той концепции жизни,   которая  навязана  ей  из-за океана. Удивительно,   но,   к примеру,   философия экзистенциализма, как и ницшеанство, не находит отклика в сердцах европейцев и является лишь объектом культурологических и философских диссертаций.      Эпохальной для   культурологии   как   науки  явилась  работа О. Шпенглера "Закат Европы". Она интересна как идеологически, так и методологически.   На примере западноевропейской цивилизации Шпенглер рассматривает феномен кризиса в культуре. Гибель Запада становится  для  него  темой,   которая заключает в себе все философские вопросы бытия.   Кризис культуры представляет, по мнению Шпенглера, принципиальную проблему цивилизации. "Цивилизация есть завершение. Она следует за культурой,   как ставшее за становлением, как смерть за  жизнью,   как окоченение за развитием,   как духовная старость и каменный и окаменяющий мировой город за господством земли и  детством души,   получившими выражение,   например, в дорическом и готическом стилях.   Она неотвратимый конец: к ней приходят с необходимостью все культуры". В таком случае кризис культуры - это простое вхождение ее процветания в заключительную стадию. Пример - римское завершение культуры античного мира. "Бездушные, без всякой способности к философии или искусству, с животными инстинктами, с исключительной погоней за материальным успехом, римляне стоят на границе между эллинской культурой и  ничем".   Простой  заменой  в  этом высказывании  слов  "римляне" и "эллинской" на "американцы" и "европейской" мы получаем описание сегодняшней ситуации. В таком положении дел нет ничего трагического, так как каждая культура достигает своего завершения и эпоха процветания сменяется закостенением. Сила  культуры надламывается и она становится цивилизацией, причем в таком состоянии  может  прибывать  очень  долго. Помешать  этому  нельзя,   ибо это спонтанный и естественный процесс, однако, как полагал Шпенглер, впервые в истории этот процесс может быть осознан.   Осознание феномена культурного кризиса и критическое к нему отношение позволило бы,   как предполагал Шпенглер, предвидеть, какой путь на этот раз изберет судьба для культуры.      Иначе рассматривает  культуру и цивилизацию А. Дж. Тойнби,   для которого цивилизация - это не мертвая,   но вполне развитая культура.   Наиболее интересными аспектами его концепции развития цивилизаций является понятие "вызов-и-ответ" как основная движущая  сила этого развития, а также то, как он сравнивает совершенно, казалось бы,   различные и не имеющие исторического общего цивилизации, например Спарту и турок-мамлюков. Оказывается, развитие любой цивилизации происходит в условиях внешнего по отношению к культуре  давления.   Судьба  же  цивилизации  зависит от того,   будет ли найден адекватный ответ на  такой  вызов.   Найденный  ответ  обеспечивает подъем,   но  если  за ним не следует нового вызова или цивилизация оказывается к нему не готовой,   то следует надлом  и  гибель.
    Другие файлы:

    Культура как предмет исследования

    Культура как предмет научного исследования
    Общее понятие и сущность культуры. Становление культурологии как самостоятельной науки. Связь культурологии с другими учебными дисциплинами. Антрополо...

    Факультет журналистики по курсу «История философии» Идея культуры. Культура как предмет философского исследования

    Культурология как наука
    Множественность определений понятия "культура", этапы становления его содержания. Особенности духовной культуры. Материальная культура как предмет кул...

    Криминология: приглашение к дискуссии
    Криминология, предмет исследования. Криминология или социология. Криминология или деликтология. Криминологическая парадигма преступности. Криминальная...