Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Диалог как форма общения

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
СОДЕРЖАНИЕВведение……………………………………………………………………2
  • Основные этапы развития диалога как формы общения………………..4
  • Диалоги, их виды. Дискуссионная речь………………………………….8
  • Логическая организация текстов-диалогов……………………………..10
  • Правила ведения конструктивного диалога…………………………….13
  • Заключение………………………………………………………………..17 Список литературы……………………………………………………….18 Введение Для успеха публичного выступления оратору необходимо, прежде всего овладеть вниманием аудитории, заставить слушать себя.В демократическом обществе оратор имеет возможность говорить свободно и раскрыть в полной мере свой дар красноречия и способность привлечь внимание аудитории. При тоталитарном режиме главная причина отсутствия контакта выступающего и слушателей – в социальной структуре общества. Оратор превращается в резионера, который озвучивает директивы вышестоящих инстанций, а слушатели – в пассивную толпу, обреченную на беспрекословное следование указаниям… Речь и власть – проблема, рассматриваемая в риторике еще со времен Древнего Рима. Формы речи, принятые в обществе, напрямую зависят от форм власти: тоталитарное государство насаждает монолог (от греческого monos-один, logos – речь) как форму речи, отвечающую его собственной структуре.Риторика власти порождает категоричные, авторитарные заявления, не допускающие возражений, обязательные для всех. Риторика власти не нуждается в разъяснении своих постулатов, они должны приниматься безоговорочно. Всеобщая обязательность суждений, высказываемых оратором, рассчитана на догматическое их восприятие аудиторией, которое исключает интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Живое общение с аудиторией для оратора становится нереальным, он должен выступать по заранее подготовленному и утвержденному соответствующими органами тексту, отступления от которого недопустимы. Иначе складываются взаимоотношения оратора и аудитории в демократическом обществе, гарантирующем свободу слова и предоставляющем оратору возможность творчески подойти к подготовке своего выступления, подумать о том, как сделать его интересным для слушателей, как завоевать и внимание. Общая практика овладения ораторским мастерством постепенно становится во всем мире неотъемлемым элементом подготовки специалистов практически любого профиля. В первую очередь это относится к представителям различных социальных профессий: дипломатии, юриспруденции, психологии, педагогики, медицине, торговле, а также ко всем служащим социологических служб, работникам муниципальных организаций, библиотек и пр.Межличностное общение может осуществляться в разных формах, основные из которых – диалог и монолог. В данной работе мы рассмотрим одну из распространенных форм общения – это диалог.Цель работы – это дать понятие диалога, выявить своеобразие данной формы общения и акцентировать внимание на ее основных чертах.
  • Основные этапы развития диалога как формы общения.
  • В зависимости от того, произносит ли речь один оратор или в беседе (дискуссии) участвуют двое (несколько лиц) мы говорим о монологе (речь одного) и диалоге (от греч. Dialogos –разговор между двумя или несколькими лицами). Известен еще термин полилог ( от греч. poly – много), который используют, если хотят подчеркнуть, что в разговоре принимают участие многие.Подлинно диалогическими всегда были и остаются споры, дискуссии и, различные беседы. Риторика предлагает такую их классификацию:1) непринужденная беседа и хорошо знакомыми, близкими людьми; 2) первая беседа при знакомстве; 3) деловая беседа, которая представлена разными видами: а) беседа равноправных партнеров; б) беседа начальника и подчиненного; в) разговор о сотрудничестве двух (нескольких) представителей сторон; 4) застольная беседа (разной степени официальности, часто с ведущим).Типология публичных выступлений и бесед позволяет составлять ясное представление об их содержании и прогнозировать речевое поведение ораторов.Диалог как самостоятельный литературно-философский жанр появился лишь в античной Греции в период обострения идеологической борьбы, с развитием античной демократии, так как общественная жизнь была существенным компонентом жизни грека и считалась успешной при условии владения им умениями публичной речи и публичного спора.Разные типы культуры вырабатывали определенные характерные для них формы обмена мнениями. В индийской традиции, где борьба религий между собой выражалась в открытых спорах, предпочтение отдавали публичным дискуссиям, проводившимся с большой помпезностью, иногда даже театрализовано. В результате появилось знаменитое «индийское правило спора» : прежде чем сформулировать собственную мысль, нужно установить точку зрения оппонента, опровергнуть ее и лишь затем изложить свои суждения, обосновать их с позиции оппонента.Внимание китайских философов и логиков привлекали различные способы обоснований, психологический аспект спора ( мотивация спорящих), проблема уточнения смысла понятий и многое другое.Так, последователи философа Мо Ди, основателя моизма, рассматривали такие условия спора:а) если суждения тождественны, то не может быть спора;б) спор рождается при наличии разных суждений об одном предмете мысли;в) побеждает в споре тот, чье мнение соответствует действительности, и т.п. античный диалог стал важнейшей частью древнегреческой культуры, действительным образцом классического идеала, в основе которого лежит принципиальное допущение и признание плюрализма мнений, равноправие индивидуальных позиций и точек зрения, признание общечеловеческих принципов свободы и абсолютной ценности личности и общества в целом.Предметом специального исследования спор стал только у софистов. Они предлагали с...
    Другие файлы:

    Диалог как форма психологического воздействия
    Проблемы, связанные с характером психологического воздействия одного человека на другого в процессе непосредственного межличностного общения. Диалогич...

    Диалог как творческое взаимодействие
    Организация диалога в образовательном процессе. Диалог как первичная форма речевой коммуникации. Специфика учебного диалога. Сотворчество учителя и уч...

    Взаимодействие, как основа эффективного делового общения
    Виды делового общения: устные и письменные виды делового общения. Структура и функции общения. Уровни общения. Коммуникативная функция общения. Делова...

    Диалог как метод воспитания
    Взгляд В.А. Сухомлинского на диалог как метод воспитания. Педагогическая технология построения диалогического общения. Самоутверждение и самовыражение...

    Технология консультирования на "Телефоне доверия"
    Основным фактом человеческого существования является истинный диалог между человеком и человеком, основанный на признании его Я и на готовности слушат...