Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств (IX–XIII вв.)

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Русская культура в период Киевской Руси иудельных княжеств (IX–XIII вв.)СОДЕРЖАНИЕ1. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ И УДЕЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ (IX–XIII вв.) 1.1 Культура Киевской Руси (IX – начало XII в.) 1.2 Древнерусская культура эпохи удельных княжеств (XII–XIII вв.) Список использованных источников1. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ И УДЕЛЬНЫХ КНЯЖЕСТВ (IXXIII вв.)1.1 Культура Киевской Руси (IX начало XII в.)Государственный строй и материальная культура. Киевская Русь раннефеодальное государство IX первой трети XII в., объединявшее восточнославянские и ряд неславянских племен, с центром в Киеве. Это обширное государственное образование занимало территорию от Причерноморских степей до Северной Двины, от Днестра и Западного Буга до Волги и низовьев Оки. Полоцкое княжество в конце IX X в. еще находилось в составе Киевской Руси, так сказать, на правах широкой автономии, но уже в XI в. стало фактически независимым.Государственный строй Киевской Руси раннефеодальная монархия. Верховная власть принадлежала князю, который возглавлял войско, руководил внешней политикой и (через назначаемых посадников) управлял хозяйственными, финансовыми и судебными делами на подвластных ему землях. Во многих землях и городах (Новгород, Полоцк, Ростов) важную роль играло вече.Экономической основой Киевской Руси была феодальная собственность на землю, что обусловило разную степень зависимости крестьян, ремесленников и торговцев от феодалов.Основными типами поселений были село, весь, деревня, слобода, погост (малодворные, одно-, двухрядной планировки без оборонительных укреплений); в лесной зоне преобладали рубленые постройки, в степной полуземлянки. Феодальная знать строила укрепленные дворы, замки. Отделение ремесла от сельского хозяйства стало одной из причин появления городов. Города с развитым ремесленным производством были центрами древнерусской культуры. Их количество непрерывно увеличивалось: в IXX вв. насчитывалось 25 городов, в XI в. 89, к концу XII в. 224.В городах жили и трудились мастера 60 различных специальностей, что свидетельствует о высоком уровне ремесленного производства. Успешно развивались прикладное искусство, устное народное творчество. Языческое мировоззрение влияло на становление обрядовой поэзии, образцами которой являются заклинания, заговоры и многочисленные песни, связанные с календарными праздниками, а также свадебные и похоронные.Племенной фольклор выступал, в частности, в виде разнообразных народных песен и сказок. С формированием государства возник героический эпос. Его представляли, например, былины «Волх князь-оборо- тень», «Илья Муромец и Калин-царь», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», языческая легенда о гибели Вещего Олега, легенда об основателях Киева братьях Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.Крещение Руси. До принятия христианства (988) восточные славяне придерживались языческих религиозных верований. Язычество (от древнеслав. языцы племена, народы) термин, введенный в оборот богословами монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам). Он служил для обозначения «низших» политеистических религий, существовавших до появления монотеизма. Древнеславянская языческая религия это сложное синкретическое явление, включавшее пантеон мифологических богов, развитый семейно-родовой культ предков, почитание различных сил природы и общинные земледельческие культы. Эти и им подобные компоненты древней религии соответствовали патриархально-родовому устройству славянских племен.Ко второй половине IX в., в условиях завершавшегося разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества и государства, языческие политеистические верования пришли в противоречие с интересами феодальной верхушки, начали сдерживать экономическое и культурно-политическое развитие общества. Государству, которое складывалось на восточнославянских землях, нужен был общедержавный религиозный культ.Возникает вопрос: почему из всех известных тогда религий князь Владимир, ставший крестителем Руси и канонизированный впоследствии как святой, избрал в качестве общегосударственной именно христианскую религию в ее греко-православной форме? Отдавая должное политическому фактору, следует также обратить внимание и на такую неожиданную сторону выбора, как величаво-торжественная красота. В «Житии великого князя Владимира» сообщается, что на его решение повлияли гармоничный архитектурный облик и богатство интерьера константинопольского храма Святой Софии и великолепие православного богослужения. Немаловажное значение имела и возможность совершать обряд и вести службу на родном языке.Первоначально христианство распространялось преимущественно по линии ДнепрВолхов. Есть сведения о том, что в Новгороде и по берегам Оки и верхней Волги христианство приживалось медленно, а на Ростовских землях проповедники новой веры в течение длительного времени встречали ожесточенное сопротивление язычников.Конечно, и после принятия христианства старые языческие верования не сразу были забыты народом; воспоминания о них и пережитки поклонения «природным богам» сохранялись в течение долгих веков и, соединяясь и переплетаясь с новыми культами, образовывали пеструю смесь так называемого двоеверия предмет постоянных обличений православного духовенства. Реминисценции языческих верований до сих пор наблюдаются в обрядово-ритуальной сфере народной культуры, расхожих суевериях, «бытовой мистике».Принятие крещения Русью в целом имело прогрессивное значение. Проникая постепенно в духовную жизнь, бытовой уклад русского общества, христианство с его учением о любви и милосердии производило глубокую нравственную перемену также среди лучших представителей княжеского рода. Так, князь Владимир, в молодости развратный и жестокий, словно переродился после крещения. Разумеется, летописец несколько идеализирует христианский образ князя, однако, как извест...
Другие файлы:

Русские земли в период феодальной раздробленности и монголо-татарского ига
Политическая раздробленность Руси в ХІІ - первой четверти ХІІІ вв.; обособление удельных княжеств, входящих в состав Киевской Руси. Особенности развит...

Київська Русь: культура, традиції
В сборнике статей исследуется материальная и духовная культура Киевской Руси и древнерусских княжеств периода феодальной раздробленности. Освещаются р...

Киевская Русь X-XII веков
Роль варягов в развитии Киевской Руси: норманнская теория. Святой Равноапостольный князь Владимир: утверждение на престоле, внешняя политика. Крещение...

Летописание и литература Киевской Руси
Общая информация о Начальной летописи, ее основное содержание и историческое значение. Мнения ученых и существующие теории происхождения данного памят...

Феодальная раздробленность Древней Руси: понятие и причины
С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Современные исследователи понимают под фе...