Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Миф и религия

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Федеральное агентство по образованиюРубцовский индустриальный институт АлтГТУКафедра СПТиФРЕФЕРАТпо культурологиитема: «Миф и религия»Выполнил:Студентка гр. ПГС-71дТкачук Е.А.Проверил:к.ф.н.Красильникова М.Б.г. Рубцовск, 2007гСодержаниеВведениеГлава I. Миф1 Миф как форма культуры1.1 Мистическая сопричастность как основное отношение мифа1.2 Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы2 Предмет мифологического мышления (мировоззрения) и функции мифаГлава II. Религия3 Культура и религия3.1 Религия и ее отношение к знанию4 Критика религии в истории мировой культуры4.1 Религия – первооснова культуры и социальной стабильностиЗаключениеСписок литературыВведениеЦелью данной работы является изучение и анализ мифа и религии как неких форм культуры, их толкования и содержания. С мифами и легендами древних народов мы знакомы со школьной скамьи. Каждый ребенок с удовольствием перечитывает эти древние сказки, повествующие о жизни богов, чудесных приключениях героев, происхождении неба и земли, солнца и звезд, зверей и птиц, лесов и гор, рек и морей и, наконец, самого человека. Для ныне живущих людей мифы действительно представляются сказками, и мы даже не задумываемся над тем, что много тысячелетий назад их создатели верили в абсолютную истинность и реальность этих событий.Миф и религия – формы культуры, обнаруживающие в ходе истории глубинную взаимосвязь. Стремление людей обрести финальную осмысленность своего существования, рационализируя непостижимое, ведет к постоянному воспроизводству в культуре мифа и религии. Религия как таковая предполагает наличие определенного мировоззрения и мироощущения, центрированных на вере в непостижимое, божеств, источник существующего. На этой основе возникают специфичные для нее отношения, стереотипы действия, культовая практика и организации. Религиозные взгляд на мир и сопутствующий ему тип мироощущения первоначально складываются в границах мифологического сознания. Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Одновременно существует и тенденция обособления мифа от религии, ибо он обладает имманентной логикой саморазвертывания, которая не обязательно обращена на последнюю реальность – непостижимый абсолют. Сообразно с логикой мифа можно препарировать социокультурные явления или же созидать идеальные конструкции средствами художественной фантазии.Актуальность данной темы обусловлена определенным теоретическим интересом к мировоззрениям мифа и религии, их взаимосвязи и влиянии друг на друга.Исследование данной работы предопределило ряд задач: - определить основы и сущность мифа и религии;- проанализировать отношение (взгляды) известных великих мыслителей (психологов, философов, литераторов и др.) к данным формам культуры;- дать оценку роли мифа и религии в жизни человека.В качестве теоретической базы были использованы работы Мироновой, Радугина, Лосевой И.Н. и других авторов. Данные работы позволили дать более качественную оценку в области изучения мифов и религий и их взаимодействия.Глава I. Миф1 Миф как форма культурыВ обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами (почти что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то, ни другое – неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. Отождествить миф с изложенным кем-то мифологическим сюжетом – это то же самое, что спутать страстную любовь с ее описанием, данным к тому же посторонним и бесстрастным наблюдателем. А во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.Исследование мифа как формы культуры и измерения человеческой души занимает важное место в культурологии. Основополагающий вклад в понимание мифа внесли Г. В. Ф. Гегель, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Дж. Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, проблемами мифа много занимался выдающийся русский философ А.Ф. Лосев. Идеи этих авторов и положены в основу данного изложения.1.1 Мистическая сопричастность как основное отношение мифаМожно просто зафиксировать тот факт, что миф стоит в начале человеческой истории, но гораздо плодотворнее будет объяснить этот факт, исходя из основных смысловых потребностей человека, без которых немыслимо его существование. К числу таких потребностей относится стремление к переживанию своего смыслового единства с миром.Есть два крайних полюса, два ценностных отношения к миру как к «чужому» и как к «своему». Современный человек уже не боится «чужого», объективного, внечеловеческого, он научился покорять его. Поэтому ощущение внутреннего родства с миром сегодня воспри...
Другие файлы:

Религия и социокультурные трансформации
Религия как специфическое отношение к действительности, ее структура и функции. Религиозный комплекс и его компоненты. Религия и социальные изменения,...

Религии отсталых и окраинных народов Америки
Религия огнеземельцев: верования, шаманизм, инициации. Религия эскимосов, общественный строй, анимистические верования. Промысловый культ, аниматизм,...

Религия как форма общественного сознания
Теоретические основы самосознания народа. Самосознание как философская категория, общественное сознание. Религия как социальное явление. Религия как о...

Что такое религия
Описание:Эта книга является значительно дополненным изданием брошюры П. Павелкина «Что такое религия», выпущенной Госполитиздатом в 1956 г.В книге рас...

Религия Ислам-Третья Мировая Религия