Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Культурология. Теория культуры

Тип: контрольная работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Раздел 1. Теория культуры. Термин «культура»Тема 1.1 Предмет культурологи и ее место в системе гуманитарного знанияЦели: - дать понятие об основных этапах развития культурологи как науки; о многообразии использования термина культуры и ее понимание в различные исторические периоды;- развить знания о предмете культурологи, ее методах, развить представления о роли культуры в общественном прогрессе.План.1. Вступление. Понятие термина «культурология».2. Значение слова «культура».3. Культура как система.4. Функции культуры.1. Сегодня, в резко меняющихся социальных условиях, небывало возрастают требования к личности специалиста любого профиля, не только к его профессиональной, но и в целом интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке. Таким образом, большое значение имеют решения законодательных и правительственных органов РФ по развитию гуманитарного образования в высших и средних специальных учебных заведениях. Таким образом, появилась и новая гуманитарная дисциплина – культурология (в переводе с греческого – «наука о культуре».)Явления культуры изучает множество наук: археология, этнография, история, социология, философия и др. Каждая из них создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования, и «образ культуры» в различных науках выглядит по-разному. Это объясняется специфическими интересами конкретных наук и разнообразием мировоззренческих позиций, с которых рассматривается культура.КУЛЬТУРОЛОГИЯ – это наука о формах и типах культуры, о тех механизмах, которые лежат в основе взаимодействия культуры, общества и человека. Культурологию интересует культура не только в своих эмпирических представлениях (искусство, религия и т.п.), а культура как таковая, как феномен общественной жизни в целом. Другими словами, культура является основным предметом этой науки.2. Значение и происхождение слова «культура»Термин в современном значении вошел в обиход европейской социальной мысли со второй половины ХVІІІ в. Но латинское слово культура известно с древнейших времен с несколькими значениями: возделывание, обработка, уход, улучшение, воспитание. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и учёные Древнего Рима.Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234-149 гг. до н.э.) написал трактат о земледелии, название которого по латыни звучало так – агрикультура. Он посвящён не просто обработке земли, а именно уходу за участком, что предполагает не только возделывание почвы, но еще особое душевное отношение к ней. Следовательно, слово «культура» еще на первых порах употребления означало не только способ обработки земли, но и почитание, даже поклонение. Не случайно существует и родственное слово «культ». Видимо, со временем слово «культура» перешло на обозначение всего комплекса традиций и жизненного уклада людей и общества. Мы приходим к выводу, что термин «культура» изначально многозначен. Необходимо знать главные подходы определения понятия «культура», существующие в научной литературе. Их три: антропологический, социологический и философский.Суть первого: признание равноценности всех культур на земле и самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился. Любая культура, как и любой человек, уникальна и неповторима. В мире существует множество «локальных» культур, каждая из которых содержит свои ценности и обладает своим уровнем развития.Суть второго: выявление специфических признаков культуры. Здесь культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. При этом подразумевается, что в каждом обществе есть некие культуротворческие силы, направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития. К ним относятся прочные верования, ценности и нормы поведения.Суть третьего. Данный подход к культуре имеет свою специфику. Большинство людей полагает, что знает значение понятия «культура», но при попытке его определить, обнаруживает, что в сущности ничего не может сказать. Дело в том, что философский подход не ограничивается описанием или перечислением явлений культуры. Он предполагает проникновение (с помощью мышления, понимания) в их сущность. В философской трактовке понятия культуры существует как бы два подхода раскрытия ее сущности.
  • Культура – это что-то рукотворное, вторая природа, созданная человеком. Понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с его трудовой деятельностью, со становлением самого человека. (Отечественные исследователи: В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, Л.Н. Коган).
  • Римский оратор и философ Цицерон (1 в. до н.э.) использовал это слово в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума. В немецкой, а затем и русской философской традиции Х1Х – начала ХХ в. Получило распространение понятие культуры как результата не всей деятельности человека, а лишь той, что связана с поиском смысла, открытиями духа (Кант, Шиллер, Гегель, Н.А. Бердяев, П.А. Сорокин и др.) Другими словами, под культурой понимается лишь деятельность в сфере духовной жизни.
  • 3. Итак, приходим к выводу о том, что культура имеет отношение буквально ко всем сторонам человеческой жизни. Культура – это результат всей и всякой (производственной, интеллектуальной, духовной) деятельности людей за время их существования на планете Земля. Это живой, единый организм. Это система.Таким образом, второй вопрос понимания феномена культуры – это понимание ее как системы. Особенности данной системы: ей несвойственна четкая внутренняя организация, границы культурных явлений широки и неопределенны. Деление на виды и роды условны. Но их нужно знать.1. В зависимости от рода деятельности людей культуру делят:- на материальную – культура труда и материального производства, быта, места жительства, физическая культура и т.п.;- на духовную – интеллектуальная, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная и т.п.2. Если за основу берется носитель культуры, то ее подразделяют:- на мировую – синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населявших и населяющих Землю;- на национальную – синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества.3. В соответствии с конкретными носителями выделяются виды культуры: городская, сельская, профессиональная, молодежная, классовая, сословная, семейная, отдельного человека.4. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной, фольклорной) и профессиональной (элитной, массовой) культуры.
    Другие файлы:

    Культурология
    В учебном пособии, в соответствии с новым Государственным стандартом, рассмотрены основные вопросы и проблемы культурологии: теория культуры, история...

    Культурология
    «Культурология» - учебное пособие, в котором освещаются проблемы теории и истории культуры: различные подходы к определению сущности и содержания куль...

    Культурология.
    Ростов н/Д: Феникс, 2002 — 608 с. Учебное пособие «Культурология» содержит три раздела: теория культуры, история мировой культуры, история от...

    Культура: особенности и значение, взгляды и понятия
    Культурология как наука. Этапы культурологии. Античность. Cредние века. Новое время. Философия Просвещения. Философия Романтизма. Современное понимани...

    Культурология
    Культурология – сравнительно молодая наука. Культурология как самостоятельная дисциплина появилась в 20 в. Понятие культурология ввёл Лесли Уайт. Куль...