Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Культура России во второй половине XIX века

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Культура России во второй половине 19 векаПлан1.Развитие просвещения и науки2. Вклад Русской литературы и искусства в мировую культуру1. Развитие просвещения и наукиОтмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине 19 века. Рост промышленности, совершеннствоние техники производства настоятельно требовали грамотных рабочих, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Приобщение буржуазии к культуре сделало процесс ее развития более широким, чем раньше.В пореформенное время в России Сложился особый слой образованных людей, котрый получил название "интеллигенция". Под интеллигенцией стали понимать лиц умственного труда, потребность в котором возрастала по мере модернизации России. К интеллигенцие относились земские, технические, творчекие, научные работники, педагоги, врачи, адвокаты и журналисты. Представители демократической интеллигенции претендовали на роль вырзителей интересов народа. Они активно участвовали в освободительном движении, где их демократизм часто принима роль крание формы революционной жертвенности. В разные год в этой роли выупали Н.Г Чернышевский, Д.И Писарев, П.Л Лавров, Л.Н. Толстой, Н.К Михалковский.Обое место занимала народая интеллигенция, куда входии грамотные, тянувшиеся к знаниям и культуре представители кресянства и фабрично-заводских рабочх. Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключение детей до 7 лет) составляла 44%. В Москве неграмотных оказалось 55%. В губернских городах этот процент повышался до 60-70 %, в уездных - до 70-80 %, в деревни грамотность была редким явлением.\Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличилось количество и городских школ. Несколько позднее с 80-х годов стала расширяться сеть церковно-приходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Была проведена реформа школьного дела, усовершенствована система подготовки учителей для народных школ. Теоретическое и практическое значение имели труды знаменитого педагога К.Д. Ушинского. К концу века успехи в деле народного обучения были очевидны. Грамотность в среднем по России превысила 21%.Общая динамика преодоления неграмотности, внимание, котрое уделялось народной школе, средства, которые выделялись на развитие школьного дела правительством, давали основание говорить о том, что в области народного образования происходили кардинальныеперемены.Значительную роль в распространении образования имели различные общественные организации, публичные библиотеки и читальны, другие общедоступные средства просвещения и самообразования. Число публичных библиотек выросло с 280 в 60-х гг. до 862 в 1894г. К концу века в России была широкая библиотечная сеть. Всего насчитывалось до 500 крупных публичных библиотек и около 3000 земских народных библиотек. Пользование ими было по большой части бесплатным.По-моему мнению важнейшим событием в развитие просвещения В России стало открытие в Москве в 1862г. Московского Публичного и Румянцевского Музеума, в котором были собраны обширная библиотека, русская и западноевропейская живопись, коллекция монет, медалей, оружия и.т.д. В 70-е гг. 19 в. в Москве открываются два музея, решающих просветительские задачи, - Исторические и Политехнические.Еще в начале века возникла идея учреждения музея отечественного искусства. Затем эта идея Обрела конкретное воплощение в различных частных галлереях. Общественное признание и и оканчательное развитие формирования русской школы изобразительного искусства подвели к необходимости созданя национального общедоступного музея.1865 г. стал началом крупнейшего собрания П.М. Третьякова. Его коллекция являла собой органическое воплощение демократических основ русского искусства. В 1892 г. П.М. Третьяков принял решение передать в дар Москве свою художественную коллекцию. Этот шаг способствовал принятию решения о создании музея русского искусства и в Петербурге. 13 апреля 1895 г. Александр 3 подписал указ "Об учреждении особого установления под названием "Русского Музея Императора Александра 3" и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими ему флигелями, службами и садом". Открытие музея состоялось 17 марта 1898 г.Я считаю, что развитие образования невозможно представит себе без книг, журналов, газет. По числу названий в 1861 г. в России было издано 1773 книги, а в 1895 г.-8699. Издательство О.Поповой, И.Д. Сытина, А. С. Суворова, Ф.Ф. Павленкова, товарищества "Посредник" издавали много книг для народа "возможно лучшего содержания по удешевленным ценам". Демократический книгоиздатель Павленков издал серии "Жизнь замечательных людей" (180 книг), "Пушкинская библиотека", "Новая библиотека".Большой популярностью пользовались журналы "Современник", "Отечественные записки", "Русское слово", "Дело" демократического направления, исторические журналы "Русская старина", "Русский архив", "Исторический вестник", научно-популярные "Вокруг света" и другиеюК концу 19 века в России издавалось 105 ежедневных газет, ряд из них имел ежемесячные приложения. В условиях продолжавшегося цензурного гнета печать отстояла свое право на выражение общественного мнения. Залогом ее независимости была финансовая самостоятельность. Получать казенные подачки считалось постыдным делом. Печать принимала все более массовый характер, доходя до широких слоев населения. Все это по-моему мнению стало неотъемлемой частью русской культуры.Во второй половине 19 века ученые России добивались крупных успехов почти во всех областях знания, вписали славные страницы в летопись достижений мировой науки.60-е гг. положили начало новой эпохе в развитии естественных наук. Наряду с работами Чарлза Дарвина всемирное значение имели открытия И.М. Сеченова, И.И Мечникова, К.А. Тимирязева.Иван Михайловия Сеченов был крупнейшим ученым. Его обобающие труды "Рефлексы головного мозга", "Физиология нервно системы" были написаны на основе многочисленных опытов . В книгах по новому была освящена деятельность головного мозга и центрально нервной системы. Они положили начало крупнейшим открытиям в биолоии и медицине. И.М. Сеченов бл также выдающимся педагогом, воспитавим плеяду талантлтивых ученых.Илья Иьич Мечников Работал в области биологии и медицины. За разроботку теории иммунитета, основны положения котой мзложены в работе " О целебных силах организма", он получил Нобелевскую премию. Основоположник эволюционной эмбриологии, создатель первой в России школы микробиологии и иммунологии.Основоположник русской школы физиологии растений Климент Аркадьевич Тимирязе исследовал проесс фотосинтеза. Была издана книга Тимирязева "Жизнь растений" в...
Другие файлы:

Культура России во второй половине XVIII века
Определение факторов формирования национальной культуры России во второй половине XVIII века. Развитие литературного русского языка, национальной лите...

Празднично-обрядовая культура России во второй половине XVIII века
Церковные, светские и календарные праздники и обряды в России второй половины XVIII века. Празднично-обрядовая культура народа как особый пласт культу...

Культура России во второй половине 19 века

Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XVIII века
Общая характеристика внутренней и внешней политики России во второй половине 18 века. Дворцовые перевороты как характерная черта внутриполитической жи...

Социально-экономическое и политическое развитие России во II половине XIX века
Характеристика внутренней политики России в 1855-1881 гг. и буржуазных реформ 1863-1874 гг. Экономика России во второй половине XIX в. и становление и...