Интерьеры К. Росси в Аничковом дворце
Оглавление.Введение.Цель работы. Обоснование выбора темы. 2 Теоретические основы выбранной темы 3Краткая история строительства Аничкова дворца. 5Интерьеры дворца.Отделка помещений бельэтажа архитектором К.И. Росси. 6 Краткая характеристика стилистики отделки интерьеров начала XIX века. 7 Опочивальня Александры Федоровны 9Желтая гостиная 15Белая гостиная 20Кабинет Александры Федоровны 26Заключение.Выводы и обобщения 32Практическое значение реферата 34Примечания. 35 Список использованной литературы. Литература 36Расшифровка использованных фондов РГИА. 37ПриложенияОпись интерьеров 1817 года 38Список иллюстраций 40Введение.1.1. Вступление. Цель работы. Обоснование выбора темы.Среди множества великолепных особняков и дворцов, расположенных на Невском проспекте, нередко остается незамеченным великолепное здание Аничкова дворца, обращенное фасадом не на главный проспект города, а на Фонтанку. Аничков дворец является старейшим в Петербурге, и по праву считается одним из самых красивых произведений архитектуры нашего города. Думаю, найдется немного дворцов, которые могли бы похвастаться такой интересной историей. В его постройке и многочисленных перестройках участвовали многие известные архитекторы нашего города: М. Земцов, Ф. Растрелли, И. Старов, Дж. Кваренги, Л. Руска, К. Росси, И. Монигетти, М. Месмахер и другие. Целью данной работы является попытка описания и исследования убранства некоторых интерьеров Аничкова дворца, отделанных к свадьбе великого князя Николая Павловича и прусской принцессы Шарлотты, нареченной при крещении Александрой Федоровной, выявление стилистических особенностей их убранства, характерных для времени создания, а также попытка введения в оборот новых исторических данных, касающихся этих интерьеров.Для описания мною взяты четыре интерьера дворца: Парадной Опочивальни Александры Федоровны, Желтой гостиной, Белой гостиной и Кабинета Александры Федоровны. Парадная Опочивальня Александры Федоровны, Желтая и Белая гостиные являются характерными ампирными интерьерами К. Росси, а Кабинет Александры Федоровны, авторство которого пока точно не установлено, был отделан позже и поэтому имел в своем убранстве черты как классицизма, так и эклектики. Для исследования я выбрал именно эту тему, поскольку, во-первых, из огромного количества направлений истории наиболее интересным для меня кажется искусствоведение, особенно же меня привлекает изучение русского интерьера первой половины XIX века. Во-вторых, занятия Школы Юных Историков проходят в Аничковом дворце, – поэтому я выбрал интерьеры именно этого дворца. В-третьих, думаю не одному мне интересно представить обстановку, окружавшую известнейших исторических личностей, попытаться представить, как их вкусы и привычки отразились на ее характере. В данном случае это первые люди в России того времени – российский император Николай I, императрица Александра Федоровна, члены императорской семьи. В стенах Аничкова бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский - учитель русского языка Александры Федоровны и наставник великого князя Александра Николаевича, Ф.М. Достоевский. Наконец, меня привлекло и то, что эта тема почти не исследована историками-искусствоведами. Истории интерьеров Аничкова дворца в современной литературе, посвященной этому дворцу, уделялось немного внимания из-за длительного запрета на исследования интерьеров дворца в советское время и из-за сравнительно небольшого объема изученных материалов. 1.2 Теоретические основы выбранной темыОсновными источниками, по которым специалисты изучают интерьеры являются чертежи (обычно составленные архитекторами), гравюры, мемуарная литература, исторические документы об отделке и обстановке помещения и, конечно наглядное пособие по изучению интерьера – его графическое изображение (чаще всего это акварели), лучше всего показывающее обстановку тех или иных апартаментов.Основой для данной работы стали несколько изображений интерьеров Аничкова дворца начала и середины XIX века. Это акварель Э. Гау, изображающая Опочивальню Александры Федоровны (ил. 4), в литературе датируемая серединой XIX века, но на основании некоторых документов, касающихся убранства интерьера и акварели с изображением соседней Белой гостиной, можно говорить о том, что она была написана не ранее 1849 года и не позже конца 56 года.* Картина «Первая гостиная Аничкова дворца» (Желтая гостиная, ил. 5), написанная неизвестным художником во второй четверти XIX века (сейчас она хранится в Государственном Русском музее, инвентарный номер хранения Ж-4882). Две акварели Кабинета Александры Федоровны, выполненные неизвестным мастером (ил. 6, 7) по литографиям,...