Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Живописец Иван Петрович Аргунов

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. ТалицаРеферат на тему:Живописец Иван Петрович АргуновРаботу выполнилученик 10 классаМОУ СОШ с.Талица Кутявин ВикторУчитель МХК:Корзунина Н. Е.2009 г.Вторая половина XVIII века — правление Елизаветы Петровны и Екатерины II— была временем переменчивым и хлопотливым. Возводились и украшались блестящие царские резиденции, усиливался крепостнический гнет, именами Новикова и Радищева начиналось русское свободомыслие. Дворянство, освобожденное указом «О вольности дворянской» от обязательной службы, ретиво занялось устроением приобретенных и наследственных своих поместий. Желая утвердить древность и знатность своего рода, вельможи и помещики в усадьбах и дворцах создавали целые портретные галереи. Это, безусловно, стимулировало расцвет портретной живописи в русском искусстве XVIII века. Из-за дороговизны работы приглашенных иностранных мастеров многие дворяне прибегали к услугам доморощенных и часто крепостных художников. Одним из наиболее талантливых среди них был Аргунов — «служитель» графа П.Б. Шереметева. Богатейший помещик, сын знаменитого сподвижника Петра I, Шереметев был заурядным представителем тогдашнего вельможного дворянства, занимавшим высокие посты и своевременно получавшим высокие награды. Делом его жизни стали собственные хозяйственные заботы и главное — постройка подмосковных усадеб — Кусково и Останкино, ставших прекрасными памятниками искусства крепостных мастеров.С этими усадьбами неразрывно связано и творчество Ивана Петровича Аргунова — члена целой династии крепостных архитекторов, живописцев и мастеров. Его талант развился и был признан довольно рано — недаром уже в 20 лет, будучи учеником Г.-Х. Гроота, он украшал церковь в Царскосельском дворце, а вскоре и сам по специальному указу получил учеников, будущих академиков живописи.Судьба этого замечательного живописца драматична. Он был крепостной графа П.Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (в Петербурге) и усадьбы Кусково под Москвой.Всю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но это не могло заменить ему свободу. Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет. В . художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Особенно хорош портрет княгини. Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.В будущем Аргунов станет писать мягче и "технически совершеннее", однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям. Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. 1760), в экспозиции ГРМ он выставлен как «Портрет неизвестного скульптора». В портретах супругов К.А. и Х.М. Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б. Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А. Шереметевой» и др.). Среди них выделяется «Портрет В.П. Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье.Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев — фельдмаршала Б.П. Шереметева, князя А.М. Черкасского. Писал и императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II. Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). Любимая воспитанница В.А. Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат. Исследовательница творчества Аргунова пишет: «Большой творческой удачей художника явился портрет калмыцкой девочки Аннушки, или Анны Николаевны, как ее называли с раннего детства. Она была любимой воспитанницей жены Шереметева, Варвары Алексеевны. Это один из самых проникновенных, индивидуализированных портретов художника. Аннушка, написанная с большой теплотой, является единственным дошедшим до нашего времени детским портретом Аргунова, не считая «Девочку за чтением» из бывшего собрания Олив (местонахождение неизвестно). В портрете Аннушки художник передал обаяние ее детской непосредственности, ее общительный и живой характер и правдиво, без экзотики показал национальное своеобразие ее облика. Это первый в русском изобразительном искусстве живой и впечатляющий портрет девочки-калмычки, предвос...
Другие файлы:

Аргунов, Иван Петрович

Легендарные пограничники
Герой Советского Союза Иван Петрович Барсуков. Иван Петрович Беляев, награжденный за героический подвиг во время войны. Александр Абрамович Завидов, н...

Русская поэзия. Выпуски 1-7. XVIII век и начало XIX века.
Выпуск 1. Кантемир Антиох Дмитриевич, Тредьяковский Василий Кириллович, Ломоносов Михаил Васильевич.Выпуск 2. Сумароков Александр Петрович, Майков Вас...

Пнин, Иван Петрович

Шереметев, Иван Петрович