Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Древние индийские религии: индуизм, джайнизм, буддизм

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
ФГОУ СПО Кемеровский технический техникумРЕФЕРАТпо теме"Древние индийские религии: индуизм, джайнизм, буддизм". Выполнила: студентка гр.2БД2Андрецова О.М. Проверила: Юрочкина Е.Н. 2008 г. СОДЕРЖАНИЕВведение3Индуизм4Джайнизм8Буддизм10Список литературы16ВведениеИндийские религии – это совокупность вероучений, сложившихся в рамках индийской культурной традиции – ведическая религия, индуизм (включавший в себя брахманизм, вишнуизм и шиваизм), джайнизм, буддизм и сикхизм. Все индийские религии (кроме сикхизма) принадлежат к язычеству, поскольку каждая из них признает верховным принципом мироздания и человеческой жизни карму – вариант закона мировой справедливости, осуществляющейся в каждой последующей жизни человека за каждую предыдущую, т.е. в перерождениях. Сикхизм также признает власть этого принципа, однако здесь карма – лишь установление всемогущего Бога, тогда как в остальных индийских вероучениях нет ничего выше кармы, и сами боги, включая верховного, подчиняются ей. Карма как универсальный закон (рита, драхма) определяет лицо мира перерождений – сансары. Сансара (санскр., буквально "блуждание", "переход через различные состояния") – в индийских религиях обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также – населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход. Выход из сансары, если она не удовлетворяет человека, во всех индийских религиях определяется термином "мокша". Мокша – освобождение, выход из мира человеческой жизни, понимаемого мир страданий. В разных индийских религиях эта идея получает различное конкретное содержание. В джайнизме мокша – это переход в потусторонний мир и обретение вечного блаженства, в индуизме – это к тому же слияние с абсолютом, в буддизме – это освобождение от всех стремлений и достижение нирваны. ИндуизмИндуизм – древнейшая религиозная система Индии. По числу приверженцев он является одной из самых распространенных религий мира. Он распространен также в сопредельных областях – Бангладеш, Непале, Пакистане и Шри-Ланке; переселившиеся из Индии и этих областей последователи индуизма компактно проживают также в Гайане (Южная Америка), на островах Фиджи (Тихий океан), а также на Юге Африки (ЮАР и остров Мавридий). Исторически термин "индуизм" означает верования, которые зародились в Индии в глубокой древности (т. н. ведическая эпоха – рубеж II и I тысячелетий до н. э) и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней. Индуистские священные и авторитетные тексты формировались на протяжении примерно трех тысячелетий. К ним относится комплекс ведической литературы (Веды, Брахманы, Араньяки, Упанишады), древнеиндийский эпос (Махабхарата и Рамаяна), а также шастры, пураны, сутры и карики – более поздние тексты философского мифологического содержания. Памятники индуистского канона и классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространенной является двучленная классификация, подразделяющая тексты на две группы: шрути ("услышанное") и смрити ("запомненное"). Вся совокупность собственно канонических священных текстов (шрути) противопоставляется текстам дополнительным (смрити). Традицию шрути открывают четыре Веды – "Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа" и "Атхарваведа". Они представляют собой сборники (самхиты) гимнов, ритуальных песнопений, жертвенных формул и магических заклинаний, т.е. текстов, различных по объему, составу, времени создания, жанру и назначению. К Ведам примыкает комплекс текстов, опирающихся на них и развивающих их отдельные стороны – брахманы, араньяки и упанишады. На всем протяжении своей истории индуизм представляет собой комбинированный политеизм. В индуистском пантеоне насчитывают 3333 бога. Принцип справедливого воздаяния (карма) может осуществляться совокупной волей богов, всемирным законом (драхма) либо всемогущим верховным богом (Ишвара), являющимся посюсторонним проявлением высшей, потусторонней реальности (сагуна-брахман); с другой стороны, осуществление этого принципа может быть ограничено противоборством добрых и злых богов (дева и асуры), игрой переменчивых и стоящих над справедливостью богов (лила) либо всемирным законом чистой причинности (рита). Пантеон индийских богов был сформирован в рамках т. н. ведической религии – в глубочайшей древности, когда соединялись религиозные представления арийских племен, завоевавших долину Ганга, и дравидских племен, живших в этой долине до завоевания. Вторая ступень в развитии религиозных учений Индии, следующая за ведической религией и предшествующая собственно индуизму, - брахманизм. Она названа по имени жреческой варны – брахманов и одноименного класса текстов, хронологически и содержательно примыкающих к Ведам. Брахманизм сложился в основных чертах в период приблизительно с 8 по 2 в. До н.э. в двуречье между Джамной и Гангой как результат взаимодействия ведийской религии с местными верованиями. Центральным моментов вероучительных изменений было последовательное возведение множественности явлений природы и видимого мира к некоей единой сущности, а также упорядочение религиозной доктрины. В пантеоне на первый план выходит праджапати – бог-создатель, занимавший в Ведах второстепенное место. Он становится персонифицированной творческой силой, первоосновой всего сущего, порождающей весь мир и хранящей его. Эта идея получила дальнейшее развитие в концепции индуистской верховной божественной триады тримурти, включающей Брахму, Шиву и Вишну. Брахма - один из трех верховных богов индуизма, творец и отец других богов, прародитель (Питхама) небожителей, демонов и смертных. Упоминается уже в Ведах, но во главе пантеона становится только в послеведийский период, оттесняя Индру и других древних богов. В эпосе Брахма выступает как всеведущий и мудрый глава богов, которым он дарует власть над различными сферами мироздания, зиждитель и хранитель космического и морального порядка, установивший основные социальные институты на земле. Брахма выступает также персонификация судьбы, дарует благополучие и победу, он исполняет все желания великих подвижников, подчиняясь магической силе аскезы (тапаса). В позднем эпосе и упанишадах закон кармы умаляет роль Брахмы, так же как возросшее значение Вишну и Шивы, оттесняющих Брахму на второй план. Брахма воплощает священное слово Вед и рассматривается как персонификация Брахмана, Мировой Души; позднее с Брахманом больше ассоциируется приобретающий универсальную сущность Вишну. В концепции Тримурти, характерной для уже сформировавшегося индуизма Брахма теряет функции значимого для человеческой судьбы воздаяния, что ведет к свертывания поклонения ему. Брахма остается творцом мира и блюстителем этически нейтральной космической меры, тогда как Шива и Вишну берут на себя функции соответственно наказания проступков и поощрения праведности, благодаря чему поклонение им формирует отдельные направления внутри индуизма-шиваизм и вишнуизм. В период брахманизма формируется и центральная индуистская доктрина о тождестве атмана и брахмана и об обнаружении этого тождества как конечной цели человека. Брахман (от санскр. корня "расти") в упанишадах есть безличная абсолютная реальность, основа всего сущего, постигая которую человек достигает джняны (высшего знания, фюсиса) и мокши. Брахм...
Другие файлы:

История мировых религий
Мифология и ранние формы верований. Религиозно-философские школы Китая. Древневосточные религии: брахманизм, буддизм, джайнизм, индуизм, даосизм, конф...

Религия в Азии
Азия является частью света, где зародились все крупнейшие религии земного шара: иудаизм, зороастризм, христианство, ислам, индуизм, сикхизм, буддизм,...

Религии мира.
Изд-во Белфакс, 1994. — 465 с. Всеобъемлющее справочное издание в доступной и увлекательной форме знакомит с религиозными вероуч...

Индия. Беспредельная мудрость
Индия с полным основанием может считаться духовной лабораторией человечества. В ней присутствуют все мировые религии: буддизм, христианство и ислам, а...

Возникновение религий. Буддизм
Возникновение и этапы истории развития религии. Локальные религии и религиозные системы: зараостризм и буддизм. Основные положения учения буддизм. Буд...