Мыслители Древней Греции и Рима о культуре
Мыслители Древней Греции и Рима о культуреВведениеИспользуя термин “культура” в повседневном общении, мы часто подразумеваем лишь “высокие создания ума” — искусство, литературу, музыку, живопись. В социологии понятие культуры включает в себя не только эти виды творческой деятельности, но и многое другое. Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает манеру одеваться, брачные ритуалы и семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. В нее входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них ценность: луки и стрелы, плуги, фабрики и машины, компьютеры, книги и жилища. Понятие “культура” можно отделить от понятия “общество”, но между этими концепциями существует чрезвычайно тесная связь. “Культура” имеет отношение к образу жизни членов данного общества — их привычкам и обычаям, а также к материальным благам, которые они производят. “Общество” подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре. Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры. Без культуры мы не были бы “людьми” в том " полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена — как будет показано в этой главе и в следующей.Культура Древней ГрецииКультура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до сер. II в. до н.э. Ее также называют "античной", чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию - Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV веках до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры. Эллины многое позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовали греческие города Малой Азии - Милет, Эфес, Галикарнас, служившие своеобразными окнами, открытыми на Восток. Однако все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доводя его до классических форм и подлинного совершенства. Эллада стала родиной всех современных форм государства и управления, и прежде всего республики и демократии. В Греции отчетливо выделяются 2 типа труда - физический и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека. У греков образовался особый тип организации общества - полис. Греки соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики - принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой с честной борьбе - на всех граждан полиса. Полисная демократия, исключавшая деспотическую власть, позволила грекам в полной мере наслаждаться духом свободы, которая для них была высшей ценностью. Большое место в жизни занимала игра. Образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина, красота и добро, которые находились в тесном единстве. У греков существовало особое понятие "калокагатия", что означает "прекрасное - доброе". Не менее важное значение имела для греков мера, которая неразрывно связывалась с юразмерностью, умеренностью, гармонией и порядком. Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала система образования и воспитания, включавшая в себя 2 направления - "гимнастическое" и "мусическое". Целью первого было физическое совершенство. Мусическое, или гуманитарное, направление предполагало обучение всем видам искусств, освоение научных дисциплин и философии, включая риторику, то есть умение красиво говорить, вести диалог и спор. Все виды воспитания покоились на принципе состязания. Практически во всех областях духовной культуры греки выдвинули "отцов - основателей", положивших начало их современным формам. Прежде всего это касается философии. То же можно сказать и о других науках: математика (Пифагор, Евклид, Архимед); астрономия (Аристарх Самосский); клиническая медицина (Гиппократ); история (Геродот). Примерно такая же ситуация наблюдается в области искусства. Практически все виды и жанры современного искусства родились в Древней Элладе, а многие из них достигли классических форм и высочайшего уровня. Последнее в первую очередь относится к скульптуре, где грекам справедливо отдается пальма первенства. В равной мере это относится к литературе и ее жанрам - эпосу, поэзии. Особого выделения заслуживает греческая трагедия, достигшая высочайшего уровня. В Греции родилась ордерная архитектура. Исключительное своеобразие древние греки проявили в религии. Первоначально растущее множество греческих богов было достаточно хаотичным и конфликтным. Затем после длительной борьбы утверждаются олимпийские боги третьего поколения, между которыми устанавливается относительно устойчивая иерархия. В основе религиозных представлений греков не было идеи о всемогуществе богов. Они считали, что миром правит не столько божественная воля, сколько естественные законы. В то же время над всем миром, всеми богами и людьми парит неодолимый Рак, предрешения которого не в силах изменить даже боги. Раковая судьба неподвластна никому, поэтому греческие боги скорее ближе к людям, чем к сверхъестественным силам. Главное и наиболее существенное отличие богов от людей заключалось в том, что они были бессмертны. Второе отличие состояло в том, что они были еще и прекрасными, хотя и не все: Гефест, к примеру, был хромым. Греки не отождествляли<...