Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Ломоносов и основание Академии художеств

Тип: статья
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Ломоносов и основание Академии художествИ. А. Пронина Роль Академии наук в развитии русской художественной школы во второй четверти XVIII в. до сих пор недостаточно ясна и потому оценивается по-разному. Все еще не изучен процесс формирования художественно-образовательного центра в системе Академии наук. Расплывчаты хронологические границы и нет единства в обозначении этого учреждения, бурно развивавшегося в «социетете художеств и наук». Его называют: «старой Академией Художеств» (Д. Ровинский), «художественными классами» и «первоначальной Академией художеств» (Н. Врангель), «художественным департаментом» и «академией художеств» (Н. Молева и Э. Белютин), «художественными мастерскими» и «художественным отделением» (М. Алексеева). Н. Н. Врангель разграничил так называемые художественные классы и «первоначальную Академию художеств» 1733 г., точнее — чрезвычайной конференцией на тему: «Потребна ли Академия художеств при Академии наук?» (Н.Н.Врангель. Первые годы академической школы.— «Русская академическая художественная школа в XVIII веке». М.—Л., 1934, стр. 14.) Н.М.Молева и Э.М.Белютин такой переломной датой считают 1747 г., когда академический регламент упрочил положение художественного «департамента» и, согласно ему, последний стал называться официально «академией художеств»(Н.Молева и Э.Белютин. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М., 1956, стр. 53.). Не рассмотрен поныне интереснейший вопрос о борьбе, развернувшейся в Академии наук в связи с формированием в ее недрах первой Академии художеств. И потому не поставлены смежные вопросы: о роли М. В. Ломоносова в академической борьбе против «художеств», отягощавших «ученый корпус», и в основании второй Академии художеств при Московском университете; а также о причинах девятилетнего существования в С.-Петербурге двух академий художеств. Предположение И. Э. Грабаря о том, что Академия художеств при Московском университете основана «по почину Ломоносова»(И.Э.Грабарь. У истоков классицизма.— «Ежегодник института истории искусств» (1956). М., 1957, стр. 313.) — не было сколько-нибудь аргументировано и потому не получило поддержки исследователей, оставшихся при осторожном предположении, что «елизаветинская Академия» основана Шуваловым, «вероятно, не без воздействия Ломоносова» (Н.Н.Коваленасая. Русский клаееи-цизм. М., 1964, стр. 75.). Возникновение и реализация идеи об учреждении Академии художеств при Московском университете издавна всецело связывались с именем И. И. Шувалова. С. П. Яремич, восторженно характеризуя деятельность придворного мецената, утверждал, что Шувалова «упорно занимала мысль о создании самостоятельного русского искусства, так же, как он лелеял мечту о самостоятельной русской науке» (С.П.Яремич. Основание Академии Художеств. Президентство И. И. Шувалова.— «Русская академическая художественная школа в XVIII веке», стр. 51.). Но мера участия Шувалова в осуществлении его «мечты»— Московского университета — ныне определена точно. Иное — в отношении так называемой шуваловской Академии, точнее —«Московской» Академии художеств. Смерть Петра I помешала реализации проектов А. К. Нартова и Л. Ка-равакка, предлагавших учредить специальный художественно-образовательный центр. И в соответствии с первоначальной идеей о «социетете художеств и наук» Академия художеств возникла в системе учреждений Академии наук «для возращения художеств и для обучения». Объединение это мыслилось временным. В проекте Регламента, представленном Екатерине I в конце 1725 г., говорилось, что со временем Академия художеств, как и гимназия, и университет,—«в разные собрания составятся», отделившись от Академии наук. Но, по свидетельству первых президентов, практическая потребность в граверах и рисовальщиках привела к тому, что Академия художеств на много лет стала подсобным отделением Академии наук, содержавшимся на ее средства. В 1733 г. президент Кейзерлинг объяснял, что «с начала сего основания довольно примечено было, что к надлежащему продолжению оного (Академии наук.— Е. Г.) некоторое число грыдоро-валыциков, типографщиков, словолитчиков и прочая потребно, откуду потом так называемая академия художеств произошла» («Материалы для истории имп. Академии наук» (далее — «Материалы...»), т. II. СПб., 1885, стр. 382.). И для того, как писал позднее президент Корф, «определенные на Академию наук деньги надлежало употреблять и на Академию художеств», которую Петр I «вместе с оною учредить хотел, но за скорою свою кончиною того учинить не мог» («Материалы...», т. III, СПб., 1886, стр. 434..). Об открытии «академии художеств, четырми художниками украшенной» (Речь шла об архитекторах X. Марселиусе и Теслере, скульпторе К. Оснере-старшем и живописце Г. Гзеле.), было широковещательно объявлено в 1726 г. В проекте академического Регламента 1725 г. и в печатном объявлении 14 января 1726 г. разъяснялось, что Академия художеств предназначается для юношей, не способных к высоким наукам, но желающих «переимать другие художества, в житии человеческом преполезные»(«Материалы»,...», т. I. СПб., 1885, стр. 171. /comment>. Но на первых порах художественное образование ограничилось лишь уроками рисования в академической гимназии, которые вел Г. Гзель. Из гимназии впоследствии и рекрутировались ученики «художеств и мастерств» (в соответствии с правилом, ставшим традиционным: «годных из академической гимназии переводить в студенты, а не годных определять к художествам»). Штат учеников начал формироваться в 1728 г. С первых лет существования «Академии художеств и наук» в нее вошли «мастеровые и ремесленные люди» для иллюстрирования научных изданий, гравирования планов и карт, изготовления точных инструментов, а также для выполнения придворных заказов на проекты иллюминаций, портреты и живописные работы. Ведущее место в штате Академии художеств заняли первоклассные русские и иностранные граверы. Высокий уровень гравировального искусства, ими достигнутый, и сложившаяся к концу 1730-х годов педагогическая система определили превращение Академии художеств при Академии наук, по преимуществу, в центр гравирования. После воцарения Анны вопросом организации самостоятельной Академии художеств широкого профиля занялся один из просвещеннейших сподвижников Петра I — В. Н. Татищев. В качестве обер-церемониймейстера при короновании в 1730 г. он общался с академическими художниками, работавшими над созданием коронационного альбома. В это время и возник обширный план «Академии ремесл» с участием крупнейших мастеров Канцелярии от строений: П. М. Еропкина, К. Б. Растрелли и Л. Каравакка. Возглавить Академию художеств должен был Татищев. «Императрица Анна Иоанновна,— писал он впоследствии,— ко устроению оной соизволение свое объявить и на содержание ее по 12000 рублей в год дать изволила, в которой быть ремеслам. 1. Архитектуре, 2. Живописи, 3. Обрязощества, 4. Механики, и людей: главным Татищева, в архитектуре Еропкина, в живописи Каравакка, в скульптуре Растрелия, в механике из Профессоров искуснейшего, но Остерман, по некоей ненависти удержал и указ, изготовленный к подписке уничтожил, и тако сие весьма государству полезное дело в забвении осталось»(В.Н.Татищев. Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской. СПб., 1793, стр. 19—20 (курсив мой.— Е. Г.).). Этот факт известен. Но полная драматизма борьба, развернувшаяся в начале 1730-х годов вокруг учреждения специальной Академии художеств, не получила освещения в литературе, хотя глухие отзвуки ее можно уловить в официальных документах того времени. Проект новой Академии одобрительно встретили академические художники (например, X. А. Вортман). В то же время академическая администрация и, прежде всего, правитель Канцелярии И. Д. Шумахер — полновластный хозяин Академии, фактически вершивший все дела,— воспротивился организации самостоятельного художественно-образовательного центра, так как это влекло за собой отделение «художеств» от Академии наук. Шумахер не склонен был выпускать их из сферы своего влияния; к тому же исполнение придворных заказов приносило ему успех при дворе и ощутимые выгоды. (Стремление «подняться чужих рук искусством» и бездарность Шумахера обличал позднее Ломоносов.) В дело вмешался всесильный F. И. (А. И.) Остерман, и для разрушения уже одобренного Анной татищевского плана «Академии ремесл» потребовалось лишь формальное доказательство нецелесообразности выделения «художеств» из Академии наук. Это было сделано на чрезвычайном заседании 7 сентября 1733 г. и явилось одной из кульминаций борьбы немецкой клики с «птенцами гнезда Петрова». Созвав профессоров, президент Кейзерлинг поставил перед ними три вопроса, прямо касавшихся Академии художеств. Важнейшим был первый: «Потребна ли академия художеств при академии наук или нет, и в чем она государству полезна быть может?»(«Материалы...», т. II, стр. 367.) Активным сторонником разделения двух академий выступил французский астроном и географ Ж. Н. Делиль, постоянный противник Шумахера.
Другие файлы:

Учебный рисунок в Академии Художеств
Описание: Представляем вашему вниманию книгу - альбом репродукций Академии Художеств....

Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914 (Часть 1-2)
В справочнике содержатся : краткий исторический очерк Императорской Академии Художеств, перечень подведомственных учреждений с кратким их описанием,пр...

Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова
Родился в семье крестьянина-помора. Стремясь получить образование, в 1730 году отправился в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В 173...

Васнецов как иллюстратор детских сказок
Биография Виктора Михайловича Васнецова - художника-иллюстратора. Учился живописи в Петербурге — в Рисовальной школе общества поощрения художеств, зат...

Академии художеств XVIII века
Французская Академия художеств как центр художественной деятельности, рост авторитета. Эффективность и недостатки академической системы обучения. Дени...