Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Теория творчества

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Системология творчества 1. Определение творчестваТворчество - вид деятельности, порождающий нечто качественноновое, никогда ранее не существовавшее.Творчество - как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью по характеру осуществления с одной стороны и по полученному результату с другой стороны. Результат творческой деятельности всегда оригинален.Творчество - процесс создания нового. Творческая деятельность- как правило многообразная деятельность. Каждый элемент искусственной среды, окружающей человека, - результат творчества. Это антропогенная среда. Классообразующим признаком творческого характера деятельности является созидание нового.Техническое творчество. Существует две формы получения твор-ческого результата (решения):- изобретение;- рационализация.Изобретение - новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства или обороны страны. Как правило, результат изобретения должен давать положительный эффект.К творческой может быть отнесена лишь такая деятельность, результатом которой может быть создание вещей, обладающих высокой общественной значимостью. Не всегда результат творческой деятельности совпадает с результатом его практической применимости и значимости. 2. Категории новизны.Результат деятельности может характеризоваться с различныхточек зрения. Различают:- принципиально новое (качественно);- новое во времени.Принципиально новое - это результат творческой деятельности, который создается или возникает впервые. Такое новое не имеет аналогов в предыдущем.Новое во времени - это результат творческой деятельности, созданию или возникновению которого предшествовало существование аналогичного предмета. Особенность - наличие такого качества у предмета, в силу которого этот предмет представляет еще один, очередной экземпляр исходного. 3. Понятие новизны.Новизна - это понятие, связывающее субъективные и объективные моменты и выражающее в конечном счете отношение человека (общества) к результату (продукту деятельности).По отношению к "творцу", новизна клиссифицируется:1. Индивидульная новизна. Результат деятельности "творца" для общества не является новым. Такое новое является субъективным, индивидульным, психолигически новым.2. Локально-новая (групповая) новизна. Результат творческойдеятельности является новым для группы или коллектива людей.3. Регионально-новое. Новизна распространяется или ограничивается рамками отдельной страны, государства или определенного региона.4. Объективно-новая (всемирная) новизна. Новизна определенадля всего сообщества, человечества, всего мира. 4. Фазы творческого процесса.Я.А. Понамарев выделяет четыре фазы:1) Сознательная работа (подготовка). Особое деятельное состо-яние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи.2) Бессознательная работа. Созревание, инкубация направляющейидеи (работа на уровне подсознания).3) Переход бессознательного в сознание. Этап вдохновения. В результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения. Первоначально в виде гипотезы, в виде принципа или замысла.4) Сознательная работа. Развитие идеи, окончательное оформле-ние идеи.В основу выделения фаз Понамарев закладывает:- переход от сознательного поиска к интуитивному решению;- эволюция интуитивного решения в логически завершенное.Для решения творческой задачи можно выделить следующие фазы: 1. Фаза логического анализа.2. Фаза интуитивного решения.3. Фаза вербализации интуитивного решения.4. Фаза формализации вербализованного решения.На фазе 1 для решения творческой задачи используются знания, которыми обладает Решатель. Решатель должен быть компетентным и интеллектуальным.На фазе 2 определяется интуитивный, неосознанный способ разрешения противоречия. На этой фазе осознанным является необходимый или требуемый результат.На фазе 3 осознанным является не только требуемый результат, но и процесс получения этого результата - алгоритм решения творческой задачи.На фазе 4 осуществляется постановка и решение, оптимизация результата решения, предание найденному результату окончательной, логически завершенной формы. 5. Многоуровневость творчества(Спектр творческих задач)Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу механизма творчества. Целесообразно говорить о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче противоречий между творцом и проблемной ситуацией.Творческие задачи можно разделить на два класса:ТЗ1 - задачи, которые могут быть решены посредством планомер-ного использования осознаваемых способов, приемов.ТЗ2 - решаются в результате "развязывания" противоречий неосознаваемых в начале решения. Обязательным признаком задач ТЗ2 является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совокупность всех этапов, в результате реализации которых получается творческий результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творчеству, изобретательству.-----------------------¬¦ Логический анализ ¦ _¬L---------T------------- ¦ ¦ ¦ _ ¦
Другие файлы:

Теория творчества (конспект лекций)
Конспект лекций по "Теории творчества"11.03.94.Литература:Основы теории творчества.1. Автоматизация поискового конструирования. Под ред. Половин-кина...

Теория и методика развития детского изобразительного творчества
В учебном пособии изложены основы изобразительного творчества детей дошкольного возраста, даны психолого-педагогический и исторический анализ этого в...

Теория творчества
Вниманию читателей предлагается книга выдающегося отечественного инженера и философа П. К. Энгельмейера (1855-1939), основоположника нового раздела фи...

Теория творчества

Теория и методика журналистского творчества