Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Сибирский кинематограф (1896-1917 гг.)

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Сибирский кинематограф (1896-1917 гг.)Е.Н. Косых, К.В. ФадеевСибирский и российский кинематограф конца XIX - начала ХХ в. - интересная и малоисследованная страница истории культуры. Начало изучению кинематографии дореволюционной России положил Б.С. Лихачев монографией "Кино в России. Материалы к истории русского кино"1. Это первая попытка проанализировать историю отечественного дореволюционного кинематографа в его взаимодействии с зарубежным, охарактеризовать тенденции развития кинорепертуара в связи с политическими взглядами кинодельцов, показать политику царизма в области кино. В конце 1930-х гг. вышла в свет книга В. Россоловской "Русская кинематография в 1917 году", в ней содержится описательный обзор российского игрового и документального кино в период между Февральской и Октябрьской революциями. Тогда же был написан и большой труд Н.М. Исзунтова "История русской советской кинематографии", первая глава которого "Киноискусство дореволюционной России" была опубликована в конце 1950-х гг.2 Но развитие предреволюционного кино рассматривалось им лишь в той мере, в какой оно повлияло на киноискусство Советской России. В 1950-1990-е гг. новый фактический материал ввели в научный оборот И.В. Вайсфельд, С.С. Гинзбург, Н.А. Лебедев, В.С. Листов, Л. Погожева, Р.П. Соболев, Р. Юренев3. В частности, в 1963 г. появилась обстоятельная монография С.С. Гинзбурга "Кинематография дореволюционной России"4. На громадном фактическом материале автор дал подробный обзор и анализ демонстрировавшихся фильмов, попытался выяснить, как отражалась на кинематографии политическая борьба в России, как кинорепертуар зависел от запросов зрителя.Дореволюционный же кинематограф Сибири до сих пор не стал предметом специального изучения историков и искусствоведов, если не считать статью Е.Н. Косых из истории томского кинематографа и обобщающих публикаций по раннему периоду кино Сибири В.А. Ватолина5.Учитывая неразработанность темы и ее актуальность, а также чувствуя себя не вправе вдаваться в искусствоведческий анализ, авторы статьи избрали определенный тематический охват и угол зрения: с точки зрения расстановки общественно-политических сил в Сибири в данное время. Отсюда и аспект: рассмотрение кинематографа не столько для выяснения его внутренних закономерностей и особенностей, сколько для того, чтобы определить его политическую направленность, количественные и качественные характеристики.Территориально исследование охватывает собственно Сибирь без Дальнего Востока и части Средней Азии, которые относились к региону до установления советской власти.Источниковой базой статьи являются опубликованные документы и материалы, периодическая печать, в том числе специальные кинематографические журналы - "Сине-фоно" и "Вестник кинематографии". В качестве источника для нас служит также часовой научно-популярный фильм "Синема в России" (М., 1979), где приведены фрагменты игровых, хроникальных, видовых фильмов, демонстрировавшихся в 1896-1917 гг. К источникам же могут быть отнесены и многочисленные кадры из фильмов, иллюстрирующие исследовательские работы (например у С.С. Гинзбурга - 85 кадров).Кино - это сравнительно молодой вид искусства, так как синематограф братьев Люмьер впервые демонстрировался в Париже в 1895 г. На следующий год он проник и в Россию, одновременно кино появилось в Сибири. Известно, что на Нижегородской выставке в 1896 г. новониколаевский предприниматель Ф.Ф. Махотин приобрел кинематографический аппарат и демонстрировал его в Сибири6. Но вплоть до конца первой русской революции сеансы кинематографа здесь оставались непривычным, экзотическим зрелищем, диковинкой, и только после организации в Омске и Иркутске (1908-1910 гг.) специальных фирм по прокату фильмов, что, естественно, уменьшило стоимость демонстрировавшихся лент, появились первые стационарные кинотеатры.Уже в феврале-марте 1908 г. в Иркутске открылись кинематографы "Мираж" и "Иллюзион"7, 24 августа того же года в Томске - "Метеор", который размещался в специально выстроенном деревянном здании на Обрубе8.К началу Первой мировой войны в городах Сибири сложилась разветвленная сеть капиталистических предприятий-кинотеатров - "Гигант", "Глобус", "Иллюзион", "Новый", "Фурор", "Мир", "Заря", "Иллюзион-Глобус" - в Томске; "Художественный", "Большой", "Малый театр", "Прометей", "Олимп", "Мираж" - в Иркутске; "Русь", "Одеон", "Прогресс", "Гигант" - в Омске; "Гигант", "Диана", "Москва", "Иллюзион", "3аря", "Модерн" - в Новониколаевске; "Кино-Арс" - в Красноярске; "Модерн" - в Тобольске; "Иллюзион", "Триумф", "Каскад", "Новый мир" - в Барнауле. Их насчитывалось до 5-7 на крупный сибирский город.Владели кинотеатрамими, как правило, средней руки промышленники, купцы. Бывали и исключения. Так, в Томске - тогдашнем культурном центре Сибири - наиболее известными и посещаемыми были, пожалуй, кинематографы "Новый" (владелец - миллионер А.Ф. Громов) и "Глобус" (владелец - активный общественный деятель инженер Я.И. Первак).Между кинематографами как капиталистическими предприятиями шла беспощадная конкурентная борьба за зрителя. Какими способами она велась? Во-первых, необычностью объявлений в периодической печати, в которых постоянно подчеркивалось, что данная трагедия или комедия идет только в этом "кинемо", что трагедия или комедия произвели сенсацию в столицах и демонстрируются одновременно с Москвой и Петербургом. Для рекламы фильма использовались и имена артистов. В объявлениях утверждалось, что если в данной ленте снимались звезды западного кино Аста Нильсен, Женни Портен, Макс Линдер, русские - И.И. Мозжухин, В.В. Максимов, Вера Холодная, В.А. Коралли, то "качество фильма вне сомнения". Привлекали техническими новинками, вроде гремевшего в то время "Кинетофона" Эдисона. Так, инженер Я.И. Первак первым в Томске применил этот аппарат, дающий примитивное звуковое сопровождение для специальных лент, присылавшихся из Москвы. К примеру, 10 августа 1914 г. в его "Глобус" завлекали публику "поющие и говорящие картины": "Москотта" - сцена из оперетты "Красное солнышко" и "Три барабанщика" - французская песенка в исполнении артистов московского театра "Летучая мышь"9. Зрителя привлекала и оригинальность музыкального сопровождения немых лент. В том же "Глобусе" в дополнение к традиционным пианино и скрипке долгое время играл духовой оркестр вольно-пожарного общества, а в 1915 г. его сменил оркестр из военнопленных чехов. В "Новом" немые кинокартины сопровождал собственный оркестр миллионера А.Ф. Громова, достопримечательностью "Фурора" являлся оркестр слепых.Репертуарная политика провинциальных кинотеатров подвергалась цензурному контролю со стороны как центральных, так и местных органов власти. Ведущим органом в этом отношении стало Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел. В своем циркуляре N11505 от 13 декабря 1908 г., разосланном всем губернаторам, оно указало на то, что "при разрешении публичного демонстрирования при помощи кинематографов картин необходимо всякий раз сообразоваться как с сюжетом разрешаемых к демонстрированию картин, так и с теми основными указаниями, кои содержатся в действующих узаконениях. Исходя из сего не могут быть разрешаемы, например, к демонстрированию картины, противные нравственности и благопристойности (ст. 45 Уст. о нак. и 1001 Улож. о наказ.), картины кощунственные (ст. 73-74 Угол. улож.), возбуждающие к учинению бунтовщического или иного преступного деяния (ст. 129 Угол. улож.) и, согласно ст. 138 Уст. о пред. и пресеч. преступ., картины, публичное демонстрирование которых будет признано неудобным местным условиям"11.Кинематографический сеанс обычно длился 40 минут, за это время зрителю предлагались драма, комедия, хроника, так называемый видовой (географический, этнографический или научно-популярный) фильм. Как и в других местах России, состав зрителя был разнообразным, здесь можно было встретить и рабочего, и ремесленника, и мелкого буржуа, и интеллигента 12.Причина популярности кинематографа у столь разнообразной публики (в 1916 г. в России было продано не менее 150 млн входных билетов) состоит в относительной дешевизне зрелища - за сеанс, как правило, платили 25 коп.13 Главное же состояло в том, что содержание фильмов отвечало запросам посетителей, отражало эстетические вкусы публики, ее представления о жизни и о морали. Но в то же время на примере развития кинематографа в Сибири наглядно видно, как искусство навязывало аудитории выгодные самодержавию и крупной буржуазии идеи, представления и нравственные ценности. Проанализируем содержание демонстрировавшихся в тогдашних иллюзионах кинофильмов.Гвоздем программы являлся драматический игровой фильм. Он, согласно нормам буржуазного сознания того в...
Другие файлы:

Кинематограф и теория восприятия
Арабов Ю. Н. Кинематограф и теория восприятия. Учебное пособие - Москва: ВГИК, 2003.- 106 с. ISBN 5-87149-086-7 Тираж: 1000 экз. Рекомендовано УМО выс...

На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов
В книге киноведа Н. Зоркой обстоятельно рассказывается о некоторых аспектах русской культуры начала ХХ века, тенденциях ее развития, возникновении ма...

История кинематографа
Если глаза это зеркало души, то кинематограф это зеркало нашей жизни. С момента его появления в России у нас появилась возможность видеть зеркальное о...

Становление новых форм культуры: фотография, кинематограф, радио
Кинематограф, радио и фотография как великие изобретения человека, оказавшие огромное влияние на формирование мировоззрения человека XX века. История...

Система менеджмента ООО "Торговый дом "Сибирский холод"
Изучение нормативной документации торгового предприятия, его производственно-коммерческая деятельность. Анализ социальных процессов и отношений в колл...