Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Молдавское прикладное искусство

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Введение.Молдавия. Прекрасны мягкие очертания ее холмов, четкие линии виноградников, зеленое кружево садов, в которых весной царит лепестковая метель. Летом манят прохладной водой колодцы, спрятавшиеся от жаркого солнца в укромных низинах, в тени раскидистых старых деревьев. Осенью с прозрачностью воздуха спорят янтарные гроздья винограда. Многое даст душе путешествие по Молдавии. Но не меньше даст оно и любознательному уму, потому что позволит в напряженном ритме двадцатого века уловить иные ритмы, ритмы ушедших тысячелетий, соприкоснуться с жизнью наших далеких предков, ощутить дыхание минувших эпох.Издавна земли, расположенные между Карпатами и Черным морем, служили своеобразным коридором, через который проходили многие племена и народы, оставляя свои следы в виде стоянок, поселений, могильников.Не случайно поэтому Молдавия, небольшая по площади республика является подлинным археологическим Эльдорадо, неисчерпаемой сокровищницей бесценных реликвий далекого прошлого. За последнее тридцатилетие советские археологи открыли а Днестровско-Прутском междуречье десятки ранее не известных здесь культур. Собран поистине огромный материал, который помог воссоздать многие страницы древнейшей истории края.Люди древнекаменного века в холодные периоды искали природные убежища—пещеры, гроты, навесы или строили жилища, для которых использовали в первую очередь кости и шкуры мамонтов и оленей. Следы поселений древнего человека обнаружены в овраге Мафтея у села Выхватинцы на Днестре, возле сел Дуруитор, Буздужаны, Брынзены, Тринка, Бутешты на притоках Прута и в других местах.Вообще находки кладов и монет нередки в Молдавии. Особенно известен Кугурештский клад, относящийся ко времени княжения Александра Доброго. Более восьмисот монет, перстни и браслеты, пуговицы для парадной одежды, изготовленные из серебра, содержит этот клад. Но возвратимся к Старому Орхею. Благодаря трудам археологов стали известны имена некоторых его пыркалабов — Портэреску, чья стела по сей день стоит у Бутученского моста, Галиша, с именем которого связана любопытная находка.В конце полевого сезона 1962 года рядом с цитаделью археологи расчищали остатки сгоревшей деревянной церквушки. В свое время она была сооружена на фундаменте из камней разрушенной мечети, что подтверждает сохранившаяся на них арабская вязь. В церквушке справа от входа оказалась надгробная плита с известной нам самой ранней славяно-молдавской надписью. На русском языке она звучит так:В лето 698... (1472 или 81)преставился раб божийКристианМесяца мая в 12 день вечная емупамять и был братомпана Галиша.В ходе розысков в древних рукописях упоминания о пане Галише удалось выяснить, что он был родным дядей молдавского господаря Стефана III Великого и занимал высокий пост пыркалаба Орхейского. Таким образом, надпись на камне и данные рукописей позволили установить личность Кристиана.Так была прочитана еще одна страница прошлого. Поиск продолжается. Есть поиск — значит, будут новые находки, новые открытия. Благодаря труду археологов предметы, изготовленные тысячелетия назад, приоткрывают тайны далекого прошлого и рассказывают о событиях давно минувших дней.Безусловно, вы можете прочитать обо всем этом в учебнике, увидеть удивительные творения талантливых мастеров в музеях. Но во сто крат интереснее побывать там, где разжигался древний горн, создавались эти изделия, возводил свое жилище далекий предок. Как ни доходчив учебник, как ни интересны музейные залы, ничто не сравнится с тем, что можно увидеть, понять, почувствовать, бродя по развалинам древних сооружений половцев, печенегов. Они оставляли после себя выжженную землю, а население уводили в плен. В результате одного из набегов погибло Екимоуцкое городище близ Резины. На нем была найдена «визитная карточка» грабителей — остродонный сосуд, характерный для печенегов. Не обошли наш край и татаро-монголы. Их орды осели в степях центральной и южной части Днестровско-Прутского междуречья.В излучине реки Реут в урочище Пештере был основан золотоордынский город Шахр ал-Джедид («Новый город») — крупный административный, ремесленный и торговый центр, чеканивший свою собственную монету. Караван-сараи, дворцы, мечети, бани были его гордостью. Но все это строилось не самими завоевателями, а порабощенным населением.Умелые местные гончары изготовляли нарядную поливную керамику на восточный вкус и простые изделия для повседневного обихода. Но золотоордынцы украшали свои жилища и керамикой, привезенной, как свидетельствуют раскопки, из...
Другие файлы:

Декоративно-прикладное искусство тюркских народов Алтая ХIХ-ХХ вв.
Этнографическое и декоративно-прикладное искусство алтайцев конца XIX – начала XX века. Ювелирное дело и обработка металла. Обработка войлока и мягких...

Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы Центральной России
Декоративно-прикладное искусство - основа любой национальной культуры. Роль предметов бытового назначения в народных традициях празднования значительн...

Декоративно–прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей
Проблема развития дошкольного творчества детей. Проект формирования и развития основ художественной культуры ребенка через народное декоративно–прикла...

Сокровища Русского музея, представленные в коллекциях фондов
Краткая историческая справка создания Русского музея. Древнерусская живопись, прикладное искусство, живопись, скульптура, рисунок, акварель, гравюра,...

Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры, его истоки. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Ви...