Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Эстетическое и художественное сознание Древней Греции

Тип: реферат
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Московский Государственный ПедагогическийОткрытый УниверситетРЕФЕРАТпо эстетикена тему:«Эстетическое и художественное сознание Древней Греции»Работу выполнила студентка Кулакова Марианна, 4 курс,факультет психологии, 2 поток, 4 группаМосква, 2002 г.План:ВведениеИстория развития эстетикиЭстетическое и художественное сознание Древней Греции. Введение Слово «эстетика» – одно наиболее употребляемое в нашей повседневной жизни в разных сферах. Говорят об эстетике одежды, эстетике спектакля, эстетике фильма и т.д. Как известно, понятие эстетики обозначает и философскую науку об искусстве. Многообразие использования понятия «эстетика» за пределами науки – свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходи которого возникали различные его ипостаси. При всем различии употребления на обыденном и профессиональном уровнях это понятие означает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы. На это обратил внимание немецкий просветитель А. Баумгартен, когда в середине ХVIII века ввел понятие «эстетика» (от греческого aistheticos – чувственный: относящийся к чувственному восприятию).История развития эстетики История развития эстетики как мировой науки уходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступающих предметом человеческой рефлексии. Активно обнаруживалось их строение и внутренняя структура – связь чувственной оболочки с символическим, духовным содержанием, общее в эстетическом явлении осознаваемых и невыразимых с помощью слов качеств и т.д. Свойства произведений и сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались через понятие прекрасного, явившегося центральным в эстетической науке. Все прочие эстетические понятия (возвышенное, трагическое, комическое, героическое и т.д.) обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного, демонстрируя безбрежные оттенки разных типов чувственного восприятия мира. Нельзя отрицать, что все здания эстетической науки строятся на единственной категории прекрасного. Первоначально эстетическое знание было вплетено в систему общефилософских размышлений о мире. Впоследствии, на протяжении тысячелетий история эстетики не раз меняла лоно своего развития: античная эстетическая мысль развивалась в рамках философии, средневековая – в контексте теологии, в эпоху Возрождения эстетические взгляды разрабатывались преимущественно самими художниками, композиторами, т.е. в ходе художественной практики. В XVII и XVIII вв. эстетика интенсивно развивалась на почве художественной критики и публицистики. Этап немецкой классической эстетики, воплотившийся в творчестве И. Канта, Ф. Шиллера, Г.Гегеля, вновь был ознаменован созданием целостных эстетических систем, охватывающих весь комплекс проблем эстетической науки. Таким образом, развитие эстетических представлений происходило путем чередования длительных периодов эмпирических наблюдений с этапами расцвета больших теоретических концепций, обобщающих философских теорий исскусства. И одна и другая ветви эстетики стремились к поискам сущности искусства, тенденций и закономерностей художественного творчества и восприятия. Художественное сознание Древней Греции Под классической античностью принято понимать период с конца VI по IV в. до нашей эры, время процветания до крушения греческого аристократического полиса. Что нам известно о художественной жизни античности? Мы знаем имена таких выдающихся драматургов, как Эсхил, Софокл, Аристрофан, чьи произведения ознаменовали взлет и интенсивное развитие комедии. Бурно развивалось изобразительное искусство: хотя живопись не сохранилась, но из источников известно о прославленных художниках Полигноте, Аполлодоре, Зевксисе. У греков были специальные здания для хранения картин (пинакотеки), время от времени устраивались выставки и обсуждения, привлекшие множество знатоков живописи и ваяния. Однако в подавляющей массе произведения искусства вели не музейный образ жизни. Плутарх утверждал, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Расцвеченные скульптуры украшали площади, храмы – мир искусства был живым миром. Об античной музыке, занимавшей значительное место в жизни грека, сохранилось мало сведений. Известно, что в музыкальном творчестве использовались специфические лады – дорийский, лидийский, фригийский. Каждый из них был ориентирован на сочинение произведений разных жанров, разного социального назначения. В классический период Древней Греции расцветает античный полис, где отсутствует расщепление между индивидуальными ориентациями человека в общественном целом. Гражданин античного полиса чувствовал себя в безопасности – полис защищал человека, обеспечивал его права, справедливость общественных отношений, равновесие государственных и индивидуальных интересов. Отсюда и формы творчества, которые отличают взаимопроникновение объективного и субъективного, лирического и эпического. Почему античное искусство оказалось столь притягательным в качестве всеобщего критерия последующего художественного развития? Потому что античное художественное сознание выступало как синкретичное, то есть целостное по своей природе. Фактически все эстетические категории, с помощью которых пыталась обозна...
Другие файлы:

Художественное сознание в Древней Греции

Понятие художественного сознания и эстетическое воспитание
Художественное (эстетическое) сознание – часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане,...

Понятие художественного сознания и эстетическое воспитание
Художественное (эстетическое) сознание – часть общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане,...

Градостроительство Древней Греции
Градостроительная система Древней Греции, благоустройство городов. Памятник градостроительного искусства древней Греции - город Милет. Жилой квартал э...

Театр, поэзия и литература в Древней Греции
Роль театра в культуре Древней Греции. Эпическая поэзия Гомера как важнейшая часть культуры Древней Греции. Место литературы в культуре Древней Греции...