Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Гравюры Альбрехта Дюрера

Тип: доклад
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Гравюры Альбрехта ДюрераДоклад по М. Х. К. выполнила ученица 7 «В» класса гимназии № 11 Пьянкова Анастасия.ПермьСамым ярким представителем искусства Германии был Альбрехт Дюрер, родившийся в семье нюрнбергского золотых дел мастера. В 1486 году он поступил ученикомв мастерскую М. Вольгемута. В 1492 году посетил мастерскую недавно умершего Мартина Шонгауэра. По всей видимости, там Дюрер овладел техникой гравирования на меди. Он работал также в Базеле – всеевропейском центре книгопечатания и гравюры на дереве (ксилографии).В 1496 – 1498 гг. главным делом для него стала печатная графика. Дешёвые гравюры, которые разносили по всей стране бродячие торговцы, принесли молодому художнику быстрый заработок и широкую известность. Доски для гравюр мастер вырезал собственноручно, не доверяя работу резчику: ведь только он, автор рисунка, мог знать, что значит каждый штрих. Поэтому линии его гравюр так свободны и точны.В 1497 году Альбрехт Дюрер создал цикл иллюстраций к последней книге Нового завета – «Апокалипсису». Эта книга, написанная в I веке, содержит грозные и красочные пророчества о конце земного мира, на смену которому придёт Царство Божье. В богатом графическом наследии А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, которые вошли в историю живописи под названием «Мастерские гравюры». В этих небольших работах (по формату каждая из них приблизительно равна стандартному листу писчей бумаги) мастерство Дюрера-гравировальщика достигло невиданного совершенства. Резец и медь приобретают под его руками чувствительность драгоценного музыкального инструмента, штриховка виртуозна: рассматривая гравюру, зритель забывает о том, что зловещий сумрак леса, потоки солнца, заливающие келью отшельника, свет падающей звезды всё это передано одной чёрной краской на белой бумаге.Одну из гравюр традиционно именуют «Рыцарь, дьявол и смерть». Сам Дюрер назвал её «Всадник» (1513 г.). Вооружённый путник медленно едет вдоль обрывистого лесного склона. На всадникедоспехи, в руке копьё. В грозном виде воина есть какая-то нелепость, беззащитность чудака, роднящая этот персонаж с Дон-Кихотом. Поднятое забрало открывает отрешённое и суровое лицо. С рыцарем поравнялась Смерть мертвец верхом на костлявой кляче. Он, наставительно кивая головой, показывает путнику песочные часы: его жизнь на исходе. Сзади плетётся дьявол со свиной головой, увенчанной причудливым гребнем. В герое гравюры одни исследователи видели врага папства Джироламо Савонаролу (14.52— 1498), настоятеля монастыря доминиканцев во Флоренции, другиеФранца фон Зиккингена (1481— 1523), который в 1522 г. возглавил мятеж германского рыцарства. Скорее всего, эта гравюра навеяна книгой знаменитого писателя и философа эпохи Возрождения Эразма Роттердамского (1469—1536) «Руководство для воина Христова» (1501 г.). Рыцарь Дюрера это христианин, упорно следующий к Небесному граду (представлен в образе замка, венчающего скалу на заднем плане), несмотря на искушения дьявола и неотступную близость смертного часа.Если на первой из «Мастерских гравюр» человек героически противостоит смерти, то тема листа «Святой Иероним в келье» (1514 г.) посвящена уединённому покою учёного-отшельника. Святой Иероним Стридонский (IV—V вв.)один из Отцев западной Церкви, приближённый папы Дамаса I, затем настоятель монастыря в Вифлееме, прославившийся переводом Библии на латинский язык, был покровителем учителей и учащихся, богословов и переводчиков. В XVI столетии, когда, с одной стороны, обострился интерес к христианским древностям, а с другой всё громче раздавались призывы перевести Писание на живые европейские языки (подобно тому как Святой Иероним перевёл его на латынь), этот святой был весьма популярен в образованной среде. Альбрехт Дюрер изобразил Иеро-нима в глубине просторной кельи, заполненной спокойным, рассеянным светом, льюшимся сквозь широкие окна. Любовно запечатлены все мелочи скромной, но уютной обстановки: песочные часы, сухая тыква фляга паломника, подвешенная к потолку, туфли под скамьёй... Используя традиционные атрибуты Святого Иеронима, Дюрер обошёлся с ними просто, по-домашнему: кардинальская шляпа висит на гвозде, а лев спутник Иеронима, словно огромный ласковый кот, растянулся на полу рядом с мирно дремлющей собачонкой...«Меланхолия» (1514 г.)самая загадочная из «Мастерских гравюр» и одна из любимых работ самого Дюрера. Античная и средневековая медицина различала четыре человеческих темперамента, из которых непредсказуемым считался именно меланхолический. Бытовало мнение, что меланхолики плохо приспособлены к сугубо земным делам они нескладны, неуживчивы, неудачливы, им чаще, чем обладателям других темпераментов, угрожают нищета, болезни, безумие. Однако именно меланхоликам покровительствует Сатурн, а божество этой планеты, по античным мифам, старше других богов, ему ведомы сокровенные начала Вселенной. Поэтому лишь меланхоликам доступна радость открытий. Считалось, что все выдающиеся люди: поэты, законодатели, философымеланхолики. Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских гравюр» духовным автопортретом мастера. Крылатая женщина своеобразная муза Дюрера неподвижно сидит, подперев голову рукой, среди разбросанных в беспорядке инструментов и приборов. Рядом с женщиной свернулась в клубок большая собака. Это животноеодин из символов меланхолического темперамента изображено и на других гравюрах цикла: собака сопровождает Всадника и спит в келье Святого Иеронима.Гравюра «Меланхолия» ключ к разгадке общего смысла серии «Мастерских гравюр»: все они содержат откровенный рассказ художника о себе о том, что человек, одарённый свыше, чужд окружающим и скитается по земле, словно чудаковатый странствующий рыцарь; о том, как спокоен и радостен его труд, когда он находит свою келью единственное в мире место, где он может стать самим собой....
Другие файлы:

Дюрер Альбрехт
Роль Дюрера в истории мирового искусства. Краткая биографическая справка из жизни Альбрехта Дюрера. Образ Марии и младенца в работах художника. Анализ...

Albrecht Dürer: Sämtliche Holzschnitte
В книге собраны гравюры Альбрехта Дюрера. Фотоскан с разрешением ~2616х3488...

Биография и творчество Альбрехта Дюрера
Сведения о семье Альбрехта Дюрера, раннее проявление у него художественного таланта. Обучение живописи и гравированию, путешествия в разные страны. Ма...

Жизнь и творчество Альбрехта Дюрера
Анализ автопортрета Дюрера. Портрет отца живописца. Мадонна с грушей как шедевр творчества художника. Портрет императора Максимилиана I. Потрет Иоганн...

Эпоха Возрождения. Жизнь и творчество Альбрехта Дюрера
Роль немецкого живописца и графика Альбрехта Дюрера в истории мирового искусства. Творчество мастера: автопортреты, "Парад четок", "Венецианка", "Ecce...